Электропривод с ручным дублером

 

олезная модель относится к машиностроению и может быть использована в приводах трубопроводной арматуры. Основной задачей, на решение которой направлена полезная модель, является создание электропривода с ручным дублером, обеспечивающего безопасное ручное управление при случайном включении электродвигателя с автоматическим выключением ручного дублера. Электропривод с ручным дублером содержит корпус, в котором расположены электродвигатель, кинематически соединенный с входным валом редуктора, и ручной дублер, установленный в корпусе с возможностью продольного перемещения. Ручной дублер включает вал с маховиком и зубчатое колесо. На входном валу редуктора с возможностью поворота установлены зубчатое колесо с кулачковой поверхностью на торце его ступицы и втулка, подвижная в осевом направлении. Один кулачковый торец втулки сопряжен с кулачковой поверхностью ступицы зубчатого колеса. На другом конце втулка выполнена с конусообразным выступом с возможностью взаимодействия его поверхности с торцом зубчатого колеса ручного дублера. Ручной дублер выполнен с возможностью кинематического взаимодействия с зубчатой шестерней, неподвижно закрепленной на входном валу редуктора. Техническим результатом является безопасное ручное управление при случайном включении электродвигателя. 1 н.п.ф. 1 илл.

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована в приводах трубопроводной арматуры.

Известен комбинированный привод (описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №1255795, МКИ4 F16К 31\05, опубл. 07.09.86., бюлл. №33), содержащий ручной привод и электродвигатель, связанный с ведомым валом посредством муфт сцепления, и механизм переключения, выполненный в виде связанного с одной из полумуфт каждой муфты сцепления подпружиненного штока, размещенного с возможностью перемещения в выполненном в ведомом валу отверстия фиксатора, смонтированного на ведущей полумуфте электродвигателя, в котором ведущие полумуфты ручного привода и электродвигателя установлены с возможностью осевого перемещения, первая из них подпружинена к одному концу штока, а вторая закреплена на другом его конце, фиксатор выполнен в виде Г-образных рычагов с грузами, установленных шарнирно на ведущей полумуфте электродвигателя с возможностью взаимодействия с торцом вала электродвигателя.

Недостатком этого известного устройства являются неудобство в работе из-за необходимости ручного переключения режимов работы с «ручного» на «автоматический» и обратно с помощью ручного рычага, а также ограниченные функциональные возможности ввиду отсутствия возможности отключения электродвигателя при превышении допустимого крутящего момента.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является электропривод с ручным дублером поворотного затвора клапана, регулирующего давление в трубопроводе в автоматическом режиме (описание полезной модели №56542, МПК F16К 31\05, опубл. 10.09.2006), содержащий корпус с отверстием, расположенные в корпусе электродвигатель с регулирующим органом,

редуктор, входное звено которого кинематически соединено с валом электродвигателя, а выходное звено установлено напротив отверстия в корпусе, ручной дублер, включающий вал и рукоятку для вращения вала и выполненный с возможностью кинематического соединения и разъединения с электроприводом при продольном перемещении вала ручного дублера, при этом вал ручного дублера расположен перпендикулярно валу электродвигателя, на валу ручного дублера неподвижно установлено зубчатое колесо, на валу электродвигателя неподвижно установлено зубчатое колесо, зубчатый венец которого расположен на его торцевой поверхности и выполнен с возможностью кинематического соединения с зубчатым колесом на валу ручного дублера при продольном перемещении вала ручного дублера в направлении вала электродвигателя, причем на валу ручного дублера расположена пружина сжатия, установленная с возможностью сжатия при продольном перемещении вала ручного дублера по направлению к валу электродвигателя.

Недостатком этого устройства является опасность нанесения травм обслуживающему персоналу при случайном включении электродвигателя во время работы с ручным дублером, т.к. при этом большой крутящий момент с электродвигателя с очень высокой скоростью передается на ручной дублер.

Кроме того, при вращении маховика необходимо постоянно прилагать дополнительные осевые усилия для исключения расцепления зубчатого колеса ручного дублера и зубчатого колеса электродвигателя, возникающего от действия осевой силы, создаваемой пружиной.

Основной задачей, на решение которой направлена полезная модель, является создание электропривода с ручным дублером, обеспечивающего безопасное ручное управление при случайном включении электродвигателя с автоматическим выключением ручного дублера.

Техническим результатом является безопасное ручное управление при случайном включении электродвигателя.

Поставленная задача достигается тем, что в электроприводе с ручным дублером, содержащем корпус, в котором расположены электродвигатель, кинематически соединенный с входным валом редуктора, и ручной дублер, установленный в корпусе с возможностью продольного перемещения и включающий вал с маховиком и зубчатое колесо, на входном валу редуктора с возможностью поворота установлены зубчатое колесо с кулачковой поверхностью на торце его ступицы и втулка, подвижная в осевом направлении, один кулачковый торец которой сопряжен с кулачковой поверхностью ступицы зубчатого колеса, а на другом конце втулка выполнена с конусообразным выступом с возможностью взаимодействия его поверхности с торцом зубчатого колеса ручного дублера, выполненного с возможностью кинематического взаимодействия с зубчатой шестерней, неподвижно закрепленной на входном валу редуктора.

Это обеспечивает безопасное ручное управление при случайном включении электродвигателя с автоматическим выключением ручного дублера.

На фиг.1 показан поперечный разрез электропривода с ручным дублером.

Электропривод (фиг.1) содержит корпус 1, в котором установлен редуктор 2, на входном валу 3 которого с возможностью поворота установлено зубчатое колесо 4 с кулачковой поверхностью 5 на торце его ступицы. Зубчатое колесо 4 может приводить в движение электродвигатель 6 через зубчатую шестерню 7, установленную на его валу. На входном валу 3 с возможностью осевого перемещения, например на шпонке, установлена втулка 8 с ответной кулачковой поверхностью на ее торце, сопрягающейся с кулачковой поверхностью

5 на торце ступицы зубчатого колеса 4. На втулке 8 имеется конусообразный выступ 9. В корпусе 1 установлен ручной дублер, состоящий из неподвижно соединенных между собой маховика 10, вала 11 и зубчатого колеса 12. На входном валу 3 неподвижно закреплена зубчатая шестерня 13.

Устройство работает следующим образом.

При случайном включении электродвигателя 6 его вал вращает зубчатое колесо 4, которое, поворачиваясь вокруг входного вала 3, воздействует своей кулачковой поверхностью 5 на торце ступицы и через ответную кулачковую поверхность на втулке 8 поднимает ее в осевом направлении вдоль входного вала 3.

При таком подъеме конусообразный выступ 9, воздействуя на торец зубчатого колеса 12, быстро перемещает его вместе с валом 11 и маховиком 10 и выводит из зацепления зубчатое колесо 12 ручного дублера с зубчатой шестерней 13, мгновенно прерывая с ними взаимодействие.

Для работы с помощью электропривода вручную необходимо переместить ручной дублер, состоящий из маховика 10, вала 11 и зубчатого колеса 1, в направлении зубчатой шестерни 13 и ввести ее в зацепление с зубчатым колесом 12. При вращении маховика 10 он последовательно передает вращение на вал 11, зубчатое колесо 12, зубчатую шестерню 13, на входной вал 3 и на редуктор 2, через который вручную приводится в движение ответный механизм.

Таким образом, предлагаемый электропривод с ручным дублером обеспечивает безопасное ручное управление при случайном включении электродвигателя с автоматическим выключением ручного дублера.

Предлагаемая конструкция электропривода с ручным дублером может быть использована в приводах трубопроводной арматуры, а также в приводах других машин.

Электропривод с ручным дублером, содержащий корпус, в котором расположены электродвигатель, кинематически соединенный с входным валом редуктора, и ручной дублер, установленный в корпусе с возможностью продольного перемещения, включающий вал с маховиком и зубчатое колесо, отличающийся тем, что на входном валу редуктора с возможностью поворота установлены зубчатое колесо с кулачковой поверхностью на торце его ступицы и втулка, подвижная в осевом направлении, один кулачковый торец которой сопряжен с кулачковой поверхностью ступицы зубчатого колеса, а на другом конце втулка выполнена с конусообразным выступом с возможностью взаимодействия его поверхности с торцом зубчатого колеса ручного дублера, выполненного с возможностью кинематического взаимодействия с зубчатой шестерней, неподвижно закрепленной на входном валу редуктора.



 

Похожие патенты:

Электропривод для промышленной трубопроводной арматуры относится к области машиностроения и может быть использован, в частности, для запорных и запорно-регулирующих задвижек больших проходов трубопроводной арматуры. Отличие данного устройства от аналогов заключается в повышении потребительских свойств двухскоростного привода путем исключения управления приводом сдвоенным маховиком.
Наверх