Шланговая задвижка для загрязненных жидкостей

 

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорно-регулировочного устройства, устанавливаемого на трубопроводах для транспортировки жидкостей с высоким содержанием твердых частиц (пульп) или отличающихся интенсивным образованием осадка.

Шланговая задвижка состоит из корпуса, установленного в нем эластичного шлангового элемента, запирающего механизма, прижима (прижимных траверс) изготавливаемых из эластичного материала с переменной жесткость, возрастающей от рабочей поверхности в глубину прижима (прижимных траверс).

Конструкция прижима позволяет исключить механическое повреждения наружной поверхности эластичного шлангового элемента прижимом (прижимными траверсами), снизить повреждающего воздействия твердых частиц или осадка на его внутреннюю поверхность за счет того, что прижим и эластичный шланговый элемент принимают форму осадка оставшегося под прижимом. В результате увеличивается долговечность и герметичность задвижки.

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорно-регулировочного устройства, устанавливаемого на трубопроводах для транспортировки жидкостей с высоким содержанием твердых частиц (пульп) или с интенсивным образованием осадка.

Шланговые задвижки (пережимные вентили), получили широкое распространение в различных отраслях промышленности. Они имеют металлический корпус, эластичный шланговый элемент и запирающее устройство с прижимом или прижимными траверсами (Гуревич Д.Ф Трубопроводный транспорт. Справочное пособие. Л.: Машиностроение. 1981. - 368 с.) Существенным недостатком шланговых задвижек является относительно малый срок службы эластичного шлангового элемента. Одной из причин разрушения эластичного шлангового элемента является механическое воздействие металлических прижимных траверс (прижима)на наружную поверхность и твердых частиц на внутреннюю (Соловьев А.А. Работоспособность резиновых элементов пережимных запорных устройств // Сб. науч. тр. Серия «Естетвеннонаучная»/Ставропольский госуд. техн. ун-т. Ставрополь, 1998. - С52-58).

Известна конструкция шланговой задвижки, прижим которой выполнен из металла, но имеет пластмассовую рабочую поверхность(Номенклатурный каталог-справочник по трубопроводной арматуре выпускаемой в СНГ.М.: 1997 г. ТУ 3711-001-53239474). Данная кострукция позволяет снизить повреждающее воздействие на наружную поверхность шлангового элемента.

Недостаток известной конструкции заключается в возможности повреждения шлангового элемента твердыми частицами или осадком, находящимся в транспортируемой среде, в результате его вдавливания во внутреннюю поверхность эластичного шлангового элемента при пережиме. Кроме этого шланговая задвижка может не закрыться, если в зоне пережима будут находится твердые частицы или осадок.

Техническим результатом изобретения является исключение механического повреждения наружной поверхности эластичного шлангового элемента прижимом (прижимными траверсами), снижение повреждающего воздействия твердых частиц или осадка на его внутреннюю поверхность и, в результате, увеличение долговечности и герметичности задвижки.

Для достижения указанных целей прижим выполняется из достаточно податливого, эластичного материала с переменной жесткость, возрастающей от рабочей поверхности в глубину прижима (прижимных траверс). Переменная жесткость прижима достигается за счет конструктивных (например перфорация, изменение площади поперечного сечения прижима и др.) или технологических (например различное послойное наполнение техуглеродом резинового прижима и др.) методов. При закрытии шланговой задвижки, рабочая поверхность прижима (траверс) за счет своей переменной жесткости повторяет форму твердых частиц и осадка, находящегося в зоне пережима, а также эластичного шлангового элемента.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1а показан общий вид шланговой задвижки в открытом положении, а на фиг.1б поперечное сечение задвижки в закрытом положении. Задвижка имеет корпус 1, установленный в корпусе эластичный шланговый элемент 2, запирающий механизм 3, прижим переменной жесткости 4. На внутренней поверхности эластичного шлангового элемента находится твердый осадок 5.

Шланговая задвижка работает следующим образом. При перекрытии задвижки запирающим механизмом 3 и прижимом 4, благодаря его переменной жесткости эластичный шланговый элемент 2 принимает форму осадка оставшегося под прижимом без механического повреждения поверхности эластичного шлангового элемента.

Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в увеличении герметичности и срока службы эластичного шлангового элемента за счет снижения разрушающего механического воздействия прижима (траверс) на эластичный шланговый элемент от твердых частиц.

Шланговая задвижка для загрязненных жидкостей состоит из корпуса, установленного в нем эластичного шлангового элемента, запирающего механизма, отличающаяся тем, что прижим (прижимные траверсы) изготавливается из эластичного материала с переменной жесткостью, возрастающей от рабочей поверхности в глубину прижима (прижимных траверс).



 

Похожие патенты:
Наверх