Натяжное устройство ременного привода

 

Натяжное устройство предназначено для осуществления натяжения ремня ременной передачи, путем линейного перемещения натяжного шкива. Кронштейн механизма натяжения выполнен как единая деталь с двумя перегибами, делящих его на три части, причем крайние части взаимно параллельны. Правая часть выполнена Г-образной с сквозным направляющим пазом сверху, в который установлена ось натяжного шкива, перемещающаяся вдоль паза, и ушком с отверстием для регулировочного болта, выполненным перпендикулярно плоскости Г-образной части кронштейна. Средняя часть кронштейна наклонена с вырезом посередине в виде полукруга. Левая часть является продолжением полукруга средней части с двумя противоположными элементами, на концах которых выполнены установочные отверстия. Внутри и вдоль направляющего паза имеется ось натяжного шкива, с одной стороны которой установлена упорная втулка, а с другой стороны ось прижимается к кронштейну упорной шляпкой. Устройство содержит регулировочный болт, проходящий через отверстие ушка кронштейна, сквозное отверстие в упорной втулке и резьбовое отверстие оси натяжного шкива. Фиксируется натяжной шкив по торцу упорной втулки и прижимается к нему комплектом крепежа, включающим плоскую шайбу и шайбу Гровера с гайкой. Применение данного устройства обеспечивает заданную кинематическую точность привода.

Полезная модель относится к области двигателестроения, в частности к устройствам для натяжения ремня ременной передачи, а именно к натяжным устройствам с линейным перемещением натяжного шкива.

Известна конструкция натяжного устройства передачи гибкой связью, состоящее из основания, двух натяжных шкивов, двух рычагов, поддерживающих натяжные шкивы, двух подшипников для установки натяжных шкивов, также натяжное устройство включает распорку, закрепленную на натяжных шкивах, которая содержит пружину, стягивающую натяжные шкивы, и приводной ремень. Рычаги имеют возможность вращаться в шарнирах, первый шкив и первая точка крепления распорки смещены в поперечном направлении относительно первого шарнира и сбалансированы по паразитному крутящему моменту на первом шарнире (см. патент на изобретение RU №2304241 от 08.10.2007, МПК F16H 7/08).

Недостатком данной конструкции является то, что данная конструкция натяжного устройства имеет достаточно большие размеры, сложна в изготовлении и сборке, при этом используется довольно большое количество деталей механизма, подгоняемых друг к другу, и соответственно трудоемкость изготовления деталей в целом увеличивает стоимость конструкции и усложняет процесс изготовления. В процессе работы механизма присутствуют большие механические потери на трение, большая амплитуда колебаний ремня, при выходе из строя пружины распорки, стягивающей натяжные шкивы, механизм не сможет осуществлять натяжение ремня.

Наиболее близким устройством такого же назначения к заявленной полезной модели по совокупности существенных признаков является конструкция натяжного устройства ременного привода, содержащая направляющий паз, образованный двумя пластинами, салазки, установленные с возможностью скольжения по отношению к направляющему пазу, с двумя степенями свободы перемещения, шкив, установленный на салазках с возможностью вращения и предназначенный для зацепления с ремнем силовой передачи, пружину, смещающую салазки в продольном направлении по отношению к направляющему пазу, и демпфирующий механизм, который изменяет смещение пружины на основе перемещения салазок по отношению к направляющему пазу. Кроме этого демпфирующий механизм натяжного устройства имеет башмак, расположенный с обеспечением асимметричной демпфирующей связи с салазками и пластинами направляющего паза, причем башмак включает в себя первую фрикционную опорную поверхность, сопрягающуюся со второй фрикционной опорной поверхностью на пластинах направляющего паза (см. патент на изобретение RU №2240453 от 01.10.2001, МПК 7 F16H 7/12).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, как следует из описания конструкции данного механизма, является его достаточно высокая сложность, натяжное устройство выполнено относительно большим, требующим большой поверхности фиксации, при этом используется большое количество деталей механизма, подгоняемых друг к другу в процессе сборки, и соответственно трудоемкость изготовления данных деталей в целом увеличивает стоимость конструкции и усложняет процесс изготовления.

Сущность полезной модели - заключается в применении в системе ременного привода механизма натяжения ремня с линейным перемещением натяжного шкива, где перемещение натяжного шкива регулируется в механизме конструкцией оси с регулирующим болтом по типу винт-гайка.

Технический результат - повышение надежности натяжного устройства за счет цельности конструкции кронштейна данного устройства, уменьшение амплитуды колебаний ремня и обеспечение заданной кинематической точности привода.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в натяжном устройстве ременного привода, включающим кронштейн с установочными отверстиями и направляющим пазом, натяжной шкив, имеющий возможность вращаться вокруг своей оси, приводной ремень, особенностью является то, что для размещения фиксации и крепления деталей натяжного устройства кронштейн механизма натяжения выполнен как единая деталь, имеющая как минимум два перегиба, делящих кронштейн на три части таким образом, что крайние части взаимно параллельны, причем правая часть выполнена Г-образной, и имеет сверху сквозной направляющий паз, в который установлена ось натяжного шкива, перемещающаяся вдоль направляющего паза, при этом в продолжении верхней Г-образной части кронштейна для ориентации и фиксации регулировочного болта имеется ушко с отверстием для регулировочного болта, выполненное перпендикулярно плоскости Г-образной части кронштейна. Кроме этого средняя часть кронштейна выполнена наклонной и имеет посередине вырез в виде полукруга, причем левая часть кронштейна является продолжением полукруга средней части, представляющая собой два противоположных самостоятельных элемента, на концах которых выполнены установочные отверстия. Вместе с этим на ось натяжного шкива установлена с одной стороны упорная втулка, по торцу которой фиксируется натяжной шкив комплектом крепежа, включающим плоскую шайбу и шайбу Гровера с гайкой, а с другой стороны оси натяжного шкива выполнена упорная шляпка. Кроме этого устройство содержит регулировочный болт, проходящий через отверстие ушка кронштейна, сквозное отверстие в упорной втулке и резьбовое отверстие в оси натяжного шкива.

Для пояснения настоящей полезной модели приведены следующие иллюстрации:

На фиг.1 - изображена общая схема системы ременного привода с устройством натяжения приводного ремня.

На фиг.2 - изображена конструкция механизма натяжения ремня.

Натяжное устройство ременного привода содержит ведущий шкив 1, ведомый шкив 2, механизм натяжения ремня 3, включающий натяжной шкив 5, имеющий возможность вращаться вокруг своей оси, ось натяжного шкива 6, которая перемещается вдоль направляющего паза 8 кронштейна 12, прикрепленного к двигателю внутреннего сгорания 19, регулировочный болт 7, ввинченный в резьбовое отверстие 9 оси натяжного шкива 6 и осуществляющий перемещение данной оси по направляющему пазу кронштейна 12, упорную втулку натяжного шкива 10, а также приводной ремень 4.

Работа механизма натяжения ремня осуществляется следующим образом: кронштейн 12 механизма натяжения ремня 3 крепится к двигателю внутреннего сгорания 19 комплектом крепежных деталей через установочные отверстия 11. Далее устанавливается ось натяжного шкива 6 в направляющий паз 8 кронштейна 12 и фиксируется по его поверхности за счет упорной шляпки 13. Затем на ось натяжного шкива надевается упорная втулка 10, имеющая опорную поверхность для фиксации натяжного шкива. Далее устанавливается регулировочный болт 7 с шайбой Гровера 14 и фиксируется в отверстии ушка 15, расположенном в плоскости кронштейна перпендикулярной плоскости направляющего паза. Болт вворачивается в резьбовое отверстие 9 оси натяжного шкива 6. Натяжной шкив 5 устанавливается на оси натяжного шкива 6, и фиксируется по торцу упорной втулки 10 и прижимается к нему комплектом крепежа, состоящим из плоской шайбы 16, шайбы Гровера 17 с гайкой 18.

При установке приводного ремня 4 на двигатель внутреннего сгорания 19 ремень устанавливается на ведущий 1 и ведомый 2 шкивы и натяжной

шкив 5 механизма натяжения ремня 3, при этом натяжной шкив 5 находится в своем начальном положении относительно направляющего паза 8 кронштейна 12 механизма натяжения ремня 3. Натяжение приводного ремня 4 осуществляется за счет заворачивания регулировочного болта 7 в резьбовое отверстие 9 оси натяжного шкива 6 (передача по типу винт-гайка), в результате чего ось с натяжным шкивом перемещается вдоль направляющего паза кронштейна. При этом проверяют натяжение ремня при помощи специального калибра. При достижении заданного уровня натяжения ремня гайка 18 с шайбами 16 и 17 прижимаются к натяжному шкиву 5, фиксируя в свою очередь в данном положении всю систему механизма - натяжной шкив 5 прижимается к упорной втулке 10, упорная втулка зажимается между натяжным шкивом 5 и кронштейном 12, ось натяжного шкива 6 прижимается к кронштейну 12.

При демонтаже ремня гайка 18 отворачивается, давая возможность вращать регулировочный болт 7 против часовой стрелки, перемещая натяжной шкив 5 в его начальное положение.

Преимущество заявленной полезной модели состоит в том, что по сравнению с принятыми за аналог механизмами натяжения ремня предлагаемая конструкция составлена из простых технологичных элементов, благодаря компактной конструкции механизма натяжения ремня и малому межосевому расстоянию между шкивами системы ременного привода уменьшается амплитуда колебаний ремня и обеспечивается заданная кинематическая точность привода.

1. Натяжное устройство ременного привода, включающее кронштейн с установочными отверстиями и направляющим пазом, натяжной шкив, имеющий возможность вращаться вокруг своей оси, приводной ремень, отличающееся тем, что кронштейн механизма натяжения выполнен как единая деталь, имеющая как минимум два перегиба, делящих кронштейн на три части таким образом, что крайние части взаимно параллельны, причем правая часть выполнена Г-образной, с сквозным направляющим пазом сверху, а в продолжении верхней части имеется ушко с отверстием для регулировочного болта, кроме этого, средняя часть кронштейна выполнена наклонной и имеет посередине вырез в виде полукруга, при этом левая часть кронштейна является продолжением полукруга средней части, представляющая собой два противоположных самостоятельных элемента, на концах которых выполнены установочные отверстия.

2. Натяжное устройство по п.1, отличающееся тем, что ушко с отверстием для регулировочного болта выполнено перпендикулярно плоскости Г-образной части кронштейна.

3. Натяжное устройство по п.1, отличающееся тем, что в направляющий паз установлена ось натяжного шкива с возможностью перемещения вдоль паза.

4. Натяжное устройство по п.3, отличающееся тем, что на ось натяжного шкива установлена с одной стороны упорная втулка, а с другой стороны выполнена упорная шляпка.

5. Натяжное устройство по п.1, отличающееся тем, что устройство имеет регулировочный болт, проходящий через отверстие ушка кронштейна, сквозное отверстие в упорной втулке и резьбовое отверстие в оси натяжного шкива.

6. Натяжное устройство по пп.3 и 4, отличающееся тем, что натяжной шкив фиксируется на оси по торцу упорной втулки комплектом крепежа, включающим плоскую шайбу и шайбу Гровера с гайкой.



 

Наверх