Двухпутный тоннель

 

Полезная модель относится к области строительства, а более конкретно к строительству подземных транспортных тоннелей, в частности метрополитена.

Техническая задача - снижение стоимости строительных работ и снижение сроков строительства, улучшение эксплуатационных характеристик путем упрощения технического обслуживания тоннеля и повышение безопасности эвакуации пассажиров.

Тоннель круглого сечения снабжен плитой проезжей части, разделяющей его на расположенные один над другим отсеки рельсового транспорта и коммуникационно-эвакуационный, при этом отсек рельсового транспорта снабжен двумя путями и эвакуационными проходами выполненными в плите проезжей части. Второй вариант предусматривает наличие в верхнем отсеке разделительной плиты с выполненными в ней эвакуационными проходами. 2 з.п.

Полезная модель относится к области строительства, а более конкретно к строительству подземных транспортных тоннелей, в частности метрополитена.

Известен тоннель, включающий обделку круглого сечения, рельсовый путь и систему жизнеобеспечения (см. Феликс Р.Патури « Зодчие XXI века. Смелые проекты ученых, изобретателей и инженеров», М., «Прогресс», 1979 г, стр.183.).

Данный тоннель обеспечивает бесперебойную и безопасную перевозку как грузов так и людей, однако он не обеспечивает движение в двух направлениях, в связи с чем неизбежно требуется второй тоннель, что влечет за собой временные и материальные затраты. Кроме того, для проведения в тоннеле профилактических и других технологически необходимых работ требуется остановка движения. В аварийной ситуации выход пассажиров возможен только по самому тоннелю, что не безопасно и не всегда возможно.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является снижение стоимости строительных работ и снижение сроков строительства, улучшение эксплуатационных характеристик путем упрощения технического обслуживания тоннеля и повышение безопасности эвакуации пассажиров.

Технический результат достигается тем, что тоннель, включающий обделку круглого сечения, рельсовый путь и систему жизнеобеспечения снабжен плитой проезжей части, разделяющей его на расположенные один над другим отсеки рельсового транспорта и коммуникационно-эвакуационный, при этом отсек рельсового транспорта снабжен двумя путями размещенными на плите проезжей части и герметичными эвакуационными проходами, выполненными в плите проезжей части с возможностью обеспечения выхода в коммуникационно-эвакуационный отсек.

Такое конструктивное исполнение тоннеля позволяет обеспечить движение рельсового транспорта в одном тоннеле в двух направлениях или в два ряда в одном. Наличие коммуникационно-эвакуационного отсека позволяет разместить в нем необходимое оборудование, а также в случае аварийной ситуации эвакуировать людей через герметичные проходы, выполненные в плите проезжей части, путем их эвакуации по отсеку в безопасную зону. В предложенном конструктивном исполнении в одном тоннеле обеспечивается возможность наличия двух отсеков.

Однако возможен и другой вариант конструктивного исполнения тоннеля предусматривающего наличие трех отсеков. В данном случае тоннель, включающий обделку круглого сечения, рельсовый путь и систему жизнеобеспечения снабжен плитой проезжей части, разделяющей его на расположенные один над другим отсеки рельсового транспорта и коммуникационно-эвакуационный, при этом отсек рельсового транспорта разделен вертикальной перегородкой на два отсека, в каждом из которых на плите проезжей части смонтирован рельсовый путь, а в перегородке выполнены эвакуационные герметичные проходы, с возможностью обеспечения выхода в смежный отсек рельсового транспорта. Наличие вертикальной перегородки, позволяющей разделить верхний отсек на два, обеспечивает безопасную эвакуацию людей в случае аварийной ситуации в

соседний отсек через герметичные проходы, выполненные в вертикальной перегородке с последующей эвакуацией людей в безопасную зону.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежом, где на фиг.1 представлена общая схема сечения тоннеля по первому варианту, на фиг.2 - по 2-му варианту.

Предлагаемый тоннель содержит обделку круглого сечения 1, плиту проезжей части 2, разделяющей тоннель на расположенные друг над другом отсеки рельсового транспорта 3 и коммуникационно-эвакуационный 4 с опорами 5, при этом в верхнем отсеке 3 смонтированы рельсовые пути 6 и 7. В качестве рельсового транспорта предпочтительно метрополитен.

Возможен также вариант конструктивного исполнения тоннеля с разделительной плитой 8 установленной на плите проезжей части 2 в верхнем отсеке 3 с возможностью обеспечения его разделения на изолированные отсеки 9 и 10. Тоннель снабжен также эвакуационными проходами в виде герметичных отсеков 11 и 12, расположенными в плите проезжей части 2 и в разделительной плите 7 соответственно.

Предлагаемая полезная модель функционирует следующим образом.

Рельсовый транспорт, преимущественно, метрополитен, осуществляет движение по рельсовым путям 5 и 6 отсека 3 в оба направления, либо при необходимости в одном. По второму варианту движение рельсового транспорта будет осуществляться в отсеках 9 и 10. В случае аварийной ситуации выход пассажиров из опасной зоны осуществляется путем их эвакуации через герметичные эвакуационные проходы 11 в плите 2 и далее по коммуникационному отсеку 4 в безопасную зону, либо, по второму варианту, через герметичные проходы 12 в разделительной плите 8 в один из отсеков 9 или 10 и далее в безопасную зону. Необходимые для функционирования тоннеля и метрополитена коммуникации размещены в нижнем отсеке 4.

Таким образом, предлагаемая полезная модель, существенно снижает

сроки и стоимость строительства, так как проходка ведется одним проходческим щитом, диаметр которого позволяет разместить два ряда рельсового транспорта. Кроме того, существенно облегчается техническое обслуживание тоннеля, при котором возможно движение рельсового транспорта (метрополитена). Существенно повышается безопасность эвакуации пассажиров.

1. Двухпутный тоннель, включающий обделку круглого сечения, рельсовый путь и систему жизнеобеспечения отличающийся тем, что он снабжен плитой проезжей части, разделяющей тоннель на расположенные один над другим отсеки рельсового транспорта и коммуникационно-эвакуационный, при этом отсек рельсового транспорта снабжен двумя путями и эвакуационными проходами, выполненными с возможностью обеспечения выхода в коммуникационно-эвакуационный отсек.

2. Двухпутный тоннель по п.1, отличающийся тем, что проходы в коммуникационно-эвакуационный отсек выполнены герметичными.

3. Двухпутный тоннель, включающий обделку круглого сечения, рельсовый путь и систему жизнеобеспечения, отличающийся тем, что он снабжен плитой проезжей части, разделяющей тоннель на расположенные один над другим отсеки рельсового транспорта и коммуникационно-эвакуационный, при этом отсек рельсового транспорта разделен вертикальной перегородкой на два отсека, в каждом из которых смонтирован рельсовый путь, а в перегородке выполнены эвакуационные проходы, с возможностью обеспечения выхода в соседний отсек рельсового транспорта.

4. Двухпутный тоннель по п.3, отличающийся тем, что эвакуационные проходы выполнены герметичными.



 

Наверх