Букса железнодорожного транспортного средства

 

Заявляемое техническое решение относится к железнодорожному транспорту, а именно, к конструкции буксы для оси колесной пары железнодорожного транспортного средства с противоюзным устройством. Букса железнодорожного транспортного средства содержит корпус (1) с размещенными в нем подшипниками (2), установленными на шейке оси (3) колесной пары, опорный элемент (4), связанный соосно с колесной парой, крепительную (5) и смотровую (6) крышки, осевой сигнализатор юза колесной пары, содержащий диск (7) и оптопару (8). Диск (7) жестко закреплен на внешнем торце опорного элемента (4) и имеет на периферии равномерно распределенные по окружности отверстия (21) или открытые в радиальном направлении вырезы, одинаково с элементами оптопары удаленные в радиальном направлении от оси диска. Элементы оптопары выполнены в виде источника света (22) и фотодиода (23) и расположены по разные стороны от диска (7). Оптопара (8) жестко закреплена на внутреннем элементе (24) крепительной крышки (5), на наружной поверхности которой закреплена смотровая крышка (6). Полезная модель упрощает конструкцию буксы и повышает ее надежность, а также улучшает условия эксплуатации буксы. 1с.и 4з.п.ф-лы, 3ил.

Заявляемая полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно, к конструкции буксы для оси колесной пары железнодорожного транспортного средства с противоюзным устройством.

Известен датчик противоюзного устройства (Морозов И.А., Гамеров С.Л., Чернышев А.Ф. Цельнометаллические пассажирские вагоны. М., «Машиностроение», 1965, стр.233, фиг.119), содержащий ось, закрепляемую в пазу торца оси колесной пары с помощью муфты. Ось датчика вращается в шарикоподшипниках, закрепленных в корпусе, прикрепленном к буксе оси. На оси датчика смонтированы маховик и кольцо, имеющее три кулачка, входящих в соответствующие углубления. Кольцо прижимается к маховику штифтом и усилием пружины, которая вмонтирована в толкатель, состоящий из стакана, стержня и головки. Рядом с головкой толкателя расположены электрические контакты, соединенные с электропроводом.

Известная конструкция сложная. Наличие большого количества подвижных соединений и длительность прохождения сигналов на вывод колесной пары из юза снижает ее надежность.

За прототип принята букса тележки мод. 68-4075 производства ОАО «ТВЗ» (см. Internet http:/www.tvz.products/68-4075, htm и рабочие чертежи 4075.10.000 СБ и ИТ3.999.002 СБ), содержащая корпус с размещенными в нем подшипниками, установленными на шейке оси колесной пары, опорный элемент, связанный соосно с колесной парой, крепительную и смотровую крышки, осевой сигнализатор юза колесной пары, содержащий диск и оптопару, причем диск жестко закреплен на внешнем торце опорного элемента и имеет на периферии равномерно распределенные по окружности отверстия или открытые в радиальном направлении вырезы, одинаково с элементами оптопары удаленные в радиальном направлении от оси диска, по разные стороны от которого расположены упомянутые элементы оптопары.

В данной конструкции сигнализатор юза располагается в специальном корпусе, закрепленном между крепительной и смотровой крышками, что усложняет

конструкцию буксы. Для передачи вращения от оси колесной пары на диск необходим сложный механизм (с шатуном, кривошипом и ведомым фланцем с радиальной прорезью), а для крепления диска требуются специальные подшипники, что не только усложняет конструкцию, но и создает дополнительные неудобства в эксплуатации и снижает надежность буксы.

Задачей предложения является упрощение конструкции буксы железнодорожного вагона и повышение ее надежности, а также улучшение условий эксплуатации буксы.

Для этого букса железнодорожного транспортного средства содержит корпус с размещенными в нем подшипниками, установленными на шейке оси колесной пары, опорный элемент, связанный соосно с колесной парой, крепительную и смотровую крышки, осевой сигнализатор юза колесной пары, содержащий диск и оптопару, причем диск жестко закреплен на внешнем торце опорного элемента и имеет на периферии равномерно распределенные по окружности отверстия или открытые в радиальном направлении вырезы, одинаково с элементами оптопары удаленные в радиальном направлении от оси диска, по разные стороны от которого расположены упомянутые элементы оптопары. Новым является то, что опорный элемент жестко закреплен на торце оси колесной пары, оптопара жестко закреплена на внутреннем элементе крепительной крышки, на наружной поверхности которой закреплена смотровая крышка.

Кроме того, элементы оптопары выполнены в виде источника света и фотодиода, опорный элемент выполнен в виде фланца, внутренний элемент выполнен в виде кронштейна, а в крепительной крышке размещен кабельный ввод для электропитания элементов оптопары.

Технический результат выразится в следующем.

Жесткое закрепление опорного элемента на торце оси колесной пары упрощает конструкцию буксы и повышает ее надежность за счет исключения сложного механизма передачи вращения от колесной пары на диск сигнализатора юза.

Жесткое закрепление оптопары на внутреннем элементе крепительной крышки упрощает конструкцию буксы за счет исключения специального корпуса.

Закрепление смотровой крышки на наружной поверхности крепительной крышки улучшает условия эксплуатации буксы за счет возможности непосредственно через смотровое окно крепительной крышки обслуживать буксу.

Прилагаемые чертежи изображают:

На фиг.1 - чертеж буксы с размещенным внутри нее сигнализатором юза колесной пары (задняя часть буксы условно не показана);

На фиг.2 - схема сигнализатора юза колесной пары;

На фиг.3 - вид А на фиг.2.

Букса железнодорожного транспортного средства содержит корпус 1 с размещенными в нем подшипниками 2 для восприятия радиальных и осевых нагрузок, установленными на шейке оси 3 колесной пары, опорный элемент 4, связанный соосно с колесной парой, крепительную 5 и смотровую крышки 6, осевой сигнализатор юза колесной пары, содержащий диск 7 и оптопару 8. Корпус 1 фиксируется в осевом направлении крепительной крышкой 5 через уплотнение 9 с помощью болтов 10. Внутренние кольца подшипников 2 фиксируются в осевом направлении болтами 11 через бобышку 12, тарельчатую шайбу 13 и сопрягаемое с уплотнительной гильзой 14 кольцо 15. Опорный элемент 4 жестко закреплен на торце оси 3 колесной пары. Он выполнен в виде фланца, который своим резьбовым концом 16 ввернут в бобышку 12. Рабочее положение фланца 4 фиксируется винтами 17. Диск 7 жестко закреплен в проточке 18 на внешнем торце опорного элемента 4 с помощью прижима 19 и винтов 20 и имеет на периферии равномерно распределенные по окружности отверстия 21 (фиг.2) или открытые в радиальном направлении вырезы (на черт. не показаны), одинаково с элементами оптопары 8 удаленные в радиальном направлении от оси диска 7. Элементы оптопары выполнены в виде источника света 22 (электролампочка) и фотодиода 23 и расположены по разные стороны от диска 7 (фиг.3). Оптопара 8 жестко закреплена на внутреннем элемент 24 крепительной крышки 5 винтами 25. Внутренний элемент 24 выполнен в виде кронштейна. Крепительная крышка 5 выполнена со смотровым окном 26 на торце. В ней размещен кабельный ввод 27 для электропитания элементов оптопары. На наружной поверхности крепительной крышки 5 закреплена смотровая крышка 6 через уплотнение 28 с помощью болтов 29. Диск 7 сигнализатора выполнен с наружным диаметром меньшим, чем диаметр смотровой крышки 6.

Работа устройства.

При движении вагона в нормальном поездном режиме (без торможения и юза колес) вращение колесной пары с осью 3 через закрепленные на торце оси болты 11, шайбу 13, бобышку 12, фланец 4 передается на диск 7 сигнализатора, который, благодаря расположенным на его периферии отверстиям 21 (проницаемым для света, идущего от источника 22 на фотодиод 23), и промежуткам между этими отверстиями (непроницаемым для света), обеспечивает импульсное срабатывание фотодиода 23 с определенной частотой, соответствующей скорости движения вагона. Импульсы от фотодиода 23 через кабельный ввод 27 подаются на специальную аппаратуру на вагоне (на черт. не показана), которая проводит анализ частоты поступающих импульсов от фотодиода сигнализатора и констатирует отсутствие юза колес.

Юз колес возможен при торможении вагона, когда увеличенная сила тормозного нажатия вызывает превышение предельной силы сцепления колес с рельсами. При этом возникает проскальзывание колес по рельсам. В этом случае во избежание полной остановки вращения колес и образования на них местного износа в виде «лысок» (ползунов) срабатывает сигнализатор юза, выдающий при проскальзывании колес импульсы замедленной частоты, не соответствующие реальной скорости вагона или вообще не вырабатывающий импульсных сигналов, что соответствует полной остановке вращения колесной пары. В этом случае противоюзное устройство подает команду на отпуск тормоза.

Монтаж и демонтаж деталей сигнализатора производят через смотровое окно 26 в крепительной крышке 5.

Через смотровое окно 26, при необходимости, регулируют зазор 30 (фиг.1) между диском 7 и элементами оптопары 8, а также проверяют работоспособность всего противоюзного оборудования вагона.

Регулировка зазора 30 между диском 7 и элементами оптопары 8 осуществляется при снятом прижиме 19 и диске 7. В этом положении демонтируют винты 17, после чего надевают диск 7 на фланец 4 и вывинчивают или ввинчивают этот фланец из резьбового отверстия в бобышке 12, наблюдая изменение зазора 30. Диск 7 при своем вращении не должен касаться элементов оптопары 8. Регулировка заканчивается фиксацией фланца 4 винтами 17.

Проверку работоспособности всего противоюзного устройства осуществляют на неподвижном вагоне. Для этого, предварительно сняв крышку 6 и прижим 19, приводят в рабочее состояние всю аппаратуру противоюзного устройства и вручную меняют положение диска 7 относительно оптопары 8 (вращают диск, останавливают его и т.п.) наблюдая нормальное срабатывание всего устройства.

1. Букса железнодорожного транспортного средства, содержащая корпус с размещенными в нем подшипниками, установленными на шейке оси колесной пары, опорный элемент, связанный соосно с колесной парой, крепительную и смотровую крышки, осевой сигнализатор юза колесной пары, содержащий диск и оптопару, причем диск жестко закреплен на внешнем торце опорного элемента и имеет на периферии равномерно распределенные по окружности отверстия или открытые в радиальном направлении вырезы, одинаково с элементами оптопары удаленные в радиальном направлении от оси диска, по разные стороны от которого расположены упомянутые элементы оптопары, отличающаяся тем, что опорный элемент жестко закреплен на торце оси колесной пары, оптопара жестко закреплена на внутреннем элементе крепительной крышки, на наружной поверхности которой закреплена смотровая крышка.

2. Букса по п.1, отличающаяся тем, что элементы оптопары выполнены в виде источника света и фотодиода.

3. Букса по п.1, отличающаяся тем, что опорный элемент выполнен в виде фланца.

4. Букса по п.1, отличающаяся тем, что внутренний элемент крепительной крышки выполнен в виде кронштейна.

5. Букса по п.1, отличающаяся тем, что в крепительной крышке размещен кабельный ввод для электропитания элементов оптопары.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области пассажирского вагоностроения и касается системы сигнализации и контроля нагрева букс (СКНБ) тележек пассажирского вагона.
Наверх