Нашпальная прокладка

 

Нашпальная прокладка выполнена из термопластичного полиуретана «Эластолан», имеет в поперечном сечении -образную форму и содержит отверстия (3) для фиксации. На верхней поверхности средней части (1) прокладки выполнены углубления (4). Углубления (4) расположены параллельно боковым частям (2) с равным шагом t и каждое из углублений (4) в поперечном сечении имеет форму равнобокой трапеции. Меньшее основание трапеции расположено внутри прокладки, а высота h трапеции составляет не менее 1/3 толщины средней части (1) прокладки. Боковые части (2) прокладки сопряжены со средней частью (1) по радиусам R и r. Радиус R сопряжений нижней поверхности средней части (1) и наружных поверхностей боковых частей (2) больше радиуса r сопряжений верхней поверхности средней части (1) и внутренних поверхностей боковых частей (2). Наружные поверхности боковых частей (2) наклонены к нижней поверхности средней части (1) под углом, составляющим не менее 60°. Отверстия (3) для фиксации расположены на средней части (1) прокладки у боковых частей (2) и имеют некруглую форму. Технический результат при использовании полезной модели - увеличение срока службы прокладки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к строительству железнодорожных путей, в частности, к элементам рельсового скрепления, а именно к прокладкам, устанавливаемым между металлической рельсовой подкладкой и шпалой.

Известна нашпальная прокладка, выполненная из композиционного материала в виде прямоугольной пластины со сквозными отверстиями для фиксации, содержащей верхнюю и нижнюю поверхности, канавки трапецеидального поперечного сечения, расположенные с равным шагом на нижней поверхности параллельно ширине пластины (см. патент RU №55788, МПК Е01В 9/68, 27.08.2006).

Данная нашпальная прокладка имеет недостаточные эксплуатационные свойства из-за ненадежного взаимодействия с металлической рельсовой подкладкой, обусловленного выполнением поверхности, взаимодействующей с подкладкой, плоской.

Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели по совокупности существенных признаков является нашпальная прокладка, имеющая в поперечном сечении -образную форму и содержащая отверстия для фиксации, при этом на верхней поверхности средней части прокладки выполнены углубления, а боковые части сопряжены со средней частью (см. патент RU №40056, МПК7 Е01В 9/00, 27.08.2004).

Известная нашпальная прокладка имеет непродолжительный срок службы из-за недостаточной эластичности материала и выбранных размеров прокладки.

Техническим результатом при использовании полезной модели является увеличение срока службы прокладки.

Указанный технический результат достигается тем, что нашпальная прокладка, имеющая в поперечном сечении -образную форму и содержащая отверстия для фиксации, при этом на верхней поверхности средней части прокладки выполнены углубления, а боковые части сопряжены со средней частью, выполнена из термопластичного полиуретана «Эластолан», при этом углубления расположены параллельно боковым частям с равным шагом и каждое из углублений в поперечном сечении имеет форму равнобокой трапеции, меньшее основание которой расположено внутри прокладки, а высота трапеции составляет не менее 1/3 толщины средней части прокладки, причем радиус сопряжении нижней поверхности средней части и наружных поверхностей боковых частей больше радиуса сопряжении верхней поверхности средней части и внутренних поверхностей боковых частей.

Кроме того, наружные поверхности боковых частей наклонены к нижней поверхности средней части под углом, составляющим не менее 60°; отверстия для фиксации расположены на средней части прокладки, у боковых частей и имеют некруглую форму.

Полезная модель иллюстрируется чертежами:

на фиг.1 изображена нашпальная прокладка, общий вид;

на фиг.2 изображен вид А на фиг.1.

Нашпальная прокладка выполнена литьем под давлением из термопластичного полиуретана «Эластолан» и предназначена для размещения в рельсовом скреплении (не показано). Прокладка имеет -образную форму поперечного сечения и состоит из средней части 1 и боковых частей 2, сопряженных со средней частью 1. На средней части 1 прокладки, у боковых ее частей 2 расположены отверстия 3 для фиксации прокладки в рельсовом скреплении. Отверстия 3 для фиксации прокладки имеют некруглую форму.

На верхней поверхности средней части 1 прокладки выполнены углубления 4, расположенные параллельно боковым частям 2 с равным

шагом t друг от друга. Каждое углубление 4 в поперечном сечении имеет форму разнобокой трапеции, меньшее основание которой расположено внутри прокладки. Высота h равнобокой трапеции составляет не менее 1/3 толщины средней части 1 прокладки.

Боковые части 2 нашпальной прокладки сопряжены со средней частью 1 по радиусам R и r. Радиус R сопряжений нижней поверхности средней части 1 и наружной поверхности боковых частей 2 больше радиуса r сопряжений верхней поверхности средней части 1 и внутренних поверхностей боковых частей 2. Наружные поверхности боковых частей 2 наклонены к нижней поверхности средней части 1 под углом, составляющим не менее 60°. Благодаря такому выполнению прокладки свободные края боковых частей 2 выполнены утолщенными, и их толщина составляет не менее 1,5 толщины средней части 1.

Нашпальная прокладка работает следующим образом.

Нашпальную прокладку устанавливают плоской нижней поверхностью средней части 1 в нишу шпалы (не показана), и располагают борта 2 в откосах ниши. При этом углубления 4 на верхней поверхности средней части 1 направлены поперек шпалы. На нашпальную прокладку укладывают металлическую рельсовую подкладку (не показана) и закрепляют крепежными элементами, проходящими через отверстия 3 средней части 1.

При движении подвижного состава по рельсовому пути нашпальная прокладка деформируется, поглощая энергию ударов и вибраций, возникающих при качении колес поезда по участку рельса, расположенному над этой прокладкой.

При эксплуатации, во время прохождения по рельсам подвижного состава средняя часть 1 прокладки сжимается. При этом происходит перемещение материала прокладки в углубления 4, что снижает сжимающие и сдвиговые напряжения в средней части 1, особенно в ее верхней поверхности.

После снятия нагрузки нашпальная прокладка расправляется и восстанавливает свою первоначальную форму. Углубления 4 также принимают свою первоначальную форму поперечного сечения.

1. Нашпальная прокладка, имеющая в поперечном сечении -образную форму и содержащая отверстия для фиксации, при этом на верхней поверхности средней части прокладки выполнены углубления, а боковые части сопряжены со средней частью, отличающаяся тем, что она выполнена из термопластичного полиуретана «Эластолан», при этом углубления расположены параллельно боковым частям с равным шагом и каждое из углублений в поперечном сечении имеет форму равнобокой трапеции, меньшее основание которой расположено внутри прокладки, а высота трапеции составляет не менее 1/3 толщины средней части прокладки, причем радиус сопряжений нижней поверхности средней части и наружных поверхностей боковых частей больше радиуса сопряжений верхней поверхности средней части и внутренних поверхностей боковых частей.

2. Прокладка по п.1, отличающаяся тем, что наружные поверхности боковых частей наклонены к нижней поверхности средней части под углом, составляющим не менее 60°.

3. Прокладка по п.1, отличающаяся тем, что отверстия для фиксации расположены на средней части прокладки у боковых частей и имеют некруглую форму.



 

Наверх