Транспортировочный узел для перемещения маломерных судов

 

Транспортировочный узел для перемещения маломерных судов относится к области судостроения и может быть использована при транспортировке маломерных судов, а именно надувных лодок с жестким транцем при спуске в воду и вытаскивании на берег. Для получения технического результата, который заключается в упрощении и сокращении времени переустановки колес из одного положения в другое, в транспортировочном узле, содержащем два кронштейна, с которыми сопряжены с возможностью поворота относительно горизонтальных осей стойки, на которых установлены транспортировочные колеса, при этом стойки снабжены цилиндрическими упорами, а на кронштейнах в верхней и нижней частях выполнены седла, в которых размещаются цилиндрические упоры при фиксации стоек в крайних положениях, каждая из стоек выполнена в виде трубы с полусферическим головным наконечником, в котором имеется сквозное отверстие, предназначенное для установки оси, внутри стойки расположены шток, жестко соединенный с полусферическим головным наконечником и опирающийся на поршень, а так же пружина, установленная вокруг штока между внутренними упорами стойки и поршнем. Поверхности кронштейнов, контактирующие с цилиндрическими упорами при повороте стоек целесообразно сделать дугообразной формы, это облегчает вывод цилиндрических упоров из седел и делает скольжение упоров по поверхности при вводе упоров в седла более легким и плавным. 1 н.п. ф-лы, 1 з.п. ф-лы, 2 илл.

Заявляемая полезная модель относится к области судостроения и может быть использована при транспортировке маломерных судов, а именно, надувных лодок с жестким транцем при спуске в воду и вывода из воды на берег.

В настоящее время для транспортировки лодки от стоянки до воды используются устройства, состоящие из колес, закрепленных на транце лодки.

Известны устройства американской фирмы DAVIS, серии Wheel a Weigh (http://www.davisnet.com/marine/products/list_marine.asp?grp=mo5), которые продаются на Российском рынке. Конструкция имеет несколько модификаций, приспособленных под разный вес лодки. Колеса закреплены на прямых стойках, которые крепятся к транцу с помощью болтового соединения.

После спуска лодки на воду стойки с помощью того же болтового соединения крепятся к внутренней стороне транца, в результате чего значительно уменьшается полезное пространство внутри лодки, затруднен поворот двигателя. Резьбовые соединения в условиях длительного перехода и неизбежной вибрации являются ненадежными.

Колеса-шасси для надувных лодок, выпускаемые фирмой «АмфиБалт» (http://www.amphibalt.ru/kolesa_naduv.html) так же предназначены для перевозки по суше, спуска на воду и вывода из воды на берег лодки вручную одним человеком. Транспортировочные колеса устанавливаются на транец надувной лодки. Шасси имеют два положения: нижнее - для суши и верхнее - для воды. Смена положений происходит

при помощи подпружиненных защелок, которые установлены внутри стойки, выполненной в виде трубы, и передвигаются пальцами руки.

Недостатком данной конструкции является выполнение фиксации стоек в нижнем и верхнем положениях с помощью подпружиненных защелок, которые являются ненадежными, а перестановка колес из одного положения в другое занимает много времени.

Наиболее близким техническим решением, является транспортировочный узел установленный на лодке с транцем (RU, патент №2182097, опубл. 2002.05.10), состоящий из двух кронштейнов, на которых закреплены с возможностью поворота относительно горизонтальных осей стойки, на которых установлены колеса для транспортировки лодки по суше, стойки снабжены цилиндрическими упорами, которые фиксируются в седлах выполненных в верхней и нижней частях кронштейна, при фиксации стоек в крайних положениях, при этом в стойках выполнены продольные прорези, а цилиндрические упоры размещены с возможностью линейного перемещения в продольных прорезях стоек и подпружинены. Поверхности кронштейнов, контактирующие с цилиндрическими упорами при повороте стоек, расположены под углом 30° к горизонтальной плоскости.

Использование для фиксации стоек при повороте колес из одного положения в другое небольших подпружиненных цилиндрических упоров, перемещающихся в продольных прорезях стоек, достаточно трудоемко и требует продолжительного времени.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое техническое решение, заключается в упрощении и сокращении времени переустановки колес из одного положения в другое.

Для получения указанного технического результата, в транспортировочном узле для перемещения маломерных судов, содержащем два кронштейна, с которыми сопряжены с возможностью

поворота относительно горизонтальных осей стойки, на которых установлены транспортировочные колеса, при этом стойки снабжены цилиндрическими упорами, а на кронштейнах в верхней и нижней частях выполнены седла, в которых размещаются цилиндрические упоры при фиксации стоек в крайних положениях, каждая из стоек выполнена в виде трубы с полусферическим головным наконечником, в котором имеется сквозное отверстие, предназначенное для установки оси, внутри стойки расположены шток, жестко соединенный с полусферическим головным наконечником и опирающийся на поршень, а так же пружина, установленная вокруг штока между внутренними упорами стойки и поршнем.

Поверхности кронштейнов, контактирующие с цилиндрическими упорами при повороте стоек целесообразно сделать дугообразной формы, это облегчает вывод цилиндрических упоров из седел и делает скольжение упоров по поверхности при вводе упоров в седла более легким и плавным.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, где изображено:

на фиг.1 - общий вид кронштейна и стойки с колесом, а - вид спереди, б - вид сбоку;

на фиг.2 - верхняя часть стойки.

Транспортировочный узел для перемещения маломерных судов состоит из двух однотипных составляющих, каждая из которых состоит (фиг.1) из кронштейна 1, стойки 2, и установленного на ней транспортировочного колеса 3. Стойка 2 поворачивается относительно оси 4 и снабжена цилиндрическими упорами 5, которые размещаются в седлах 6 и 7, расположенных на кронштейне 1 в верхней и нижней его частях при фиксации стойки 2 в крайних положениях.

Стойка 2 (фиг.2) выполнена в виде трубы, верхняя часть которой снабжена полусферическим головным наконечником 8. В наконечнике 8 имеется сквозное отверстие 9, предназначенное для установки оси 4, вокруг которой поворачивается стойка 2. Ось 4 может быть выполнена, например, в виде съемной самофиксирующейся шпильки. Внутри стойки 2 расположены шток 10, жестко соединенный с полусферическим головным наконечником 8 и опирающийся на поршень 11, а так же пружина 12, установленная вокруг штока 10 между внутренними упорами стойки 13 и поршнем 11.

Для установки транспортировочного узла на транце лодки делается разметка, просверливаются отверстия в транце и с помощью болтов к транцу закрепляются кронштейны 1, в которые устанавливают стойки 2 с помощью самофиксирующихся шпилек 4.

При транспортировки лодки по суше колеса 3 находятся в нижнем положении, при этом цилиндрические упоры 5 стоек 2 зафиксированы в седлах 7, расположенных в нижних частях кронштейнов 1. После завода лодки в воду колеса переводят в верхнее положение. Для этого с помощью руки прикладывают усилие направленное вниз сначала к одной стойке 2, в результате чего она перемещается вдоль поршня 10 относительно полусферического головного наконечника 8, при этом пружина 12 сжимается, цилиндрические упоры 5 выводятся из нижних седел 7 кронштейна 1, скользят по дугообразным поверхностям нижней части кронштейна 1, после чего стойку 2 с колесом 3 поворачивают относительно оси 4 в верхнее положение, затем упоры 5 скользят по дугообразным поверхностям верхней части кронштейна 1 и по инерции входят в верхние седла 6 кронштейна 1, при этом пружина 12 разжимается, и стойка 2 соединяется с головным наконечником 8. Аналогично поступают и с другой стойкой 2.

При переводе стоек 2 с колесами 3 в нижнее положение, сначала прикладывают усилие к одной стойке 2, перемещая ее вверх по штоку 10, при этом пружина 12 сжимается, цилиндрические упоры 5 выводятся из верхних седел 6 кронштейна 1, стойка 2 под действием силы тяжести опускается вниз, поворачиваясь относительно оси 4, цилиндрические упоры 5 скользят по дугообразным поверхностям нижней части кронштейна 1 и заходят в нижние седла 7 кронштейна 1, затем пружина 12 разжимается, и стойка 2 соединяется с головным наконечником 8. Аналогично поступают и с другой стойкой 2. После этого лодку можно выводить из воды и транспортировать по суше.

Все металлические детали транспортировочного узла выполнены из нержавеющей сталь на стандартном промышленном оборудовании.

Конструкция обладает надежностью и прочностью и позволяет сократить время для переустановки колес из одного положения в другое.

1. Транспортировочный узел для перемещения маломерных судов, содержащий два кронштейна, с которыми сопряжены с возможностью поворота относительно горизонтальных осей стойки, на которых установлены транспортировочные колеса, при этом стойки снабжены цилиндрическими упорами, а на кронштейнах в верхней и нижней частях выполнены седла, в которых размещаются цилиндрические упоры при фиксации стоек в крайних положениях, отличающийся тем, что каждая из стоек выполнена в виде трубы с полусферическим головным наконечником, в котором имеется сквозное отверстие, предназначенное для установки оси, внутри стойки расположены шток, жестко соединенный с полусферическим головным наконечником и опирающийся на поршень, а также пружина, установленная вокруг штока между внутренними упорами стойки и поршнем.

2. Транспортировочный узел по п.1, отличающийся тем, что поверхности кронштейнов, контактирующие с цилиндрическими упорами при повороте стоек, выполнены дугообразной формы.



 

Похожие патенты:
Наверх