Кузов вездеходного транспортного средства

 

Полезная модель относится к автомобилестроению. Кузов вездеходного транспортного средства выполнен из нижней части в виде вытянутого вдоль герметичного с боковых и нижней сторон короба с наклонной передней стенкой по типу лодки, выполненной из продольных и поперечных профилей, на которые с наружной стороны приклепаны алюминиевые плоские листы и полость которого предназначена для размещения агрегатов ведущих мостов, полуоси привода колес которых через уплотнения выведены наружу через отверстия в боковых стенках короба, и на котором размещены кабина и салон вагонного типа, который выполнен из каркаса из профилей, к которым с наружной их стороны приклепаны алюминиевые плоские листы, при этом кабина отделена от салона вагонного типа поперечной перегородкой, в которой выполнено технологическое окно, при этом кабина выполнена шириной меньше ширины салона вагонного типа и сопряжена с последним плоскими наклонными поверхностями. 1 ил.

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности амфибийным транспортным средствам с пневматическими колесами, имеющим возможность передвижения как по земле, так и по воде, в частности, полезная модель относится к конструкции несущих кузовов плавающих автомобилей, обеспечивающих возможность удержания вездехода на плаву за счет объема кузова и объема воздуха собственных колес.

В патенте RU №2143980, В60С 5/00, B62D 61/10, опубл. 2000.01.10 установлена зависимость между массой транспортного средства (вездехода) и габаритами шин, при которых обеспечивается плавучесть вездехода. Для этого в колесном транспортном средстве, содержащем кузов и колеса с пневматическими шинами, общее водоизмещение которых обеспечивает его плавучесть, отношение полной массы транспортного средства к произведению из наружного диаметра шины на ширину ее профиля и количество колес с шинами составляет 0,004-0,007 МПа, а отношение массы каждой шины к ее внутреннему объему равно 45-80 кг/м3.

Учитывая данную зависимость для амфибийных транспортных средств используются пневматические колеса большого диаметра и значительной ширины. Так как амфибийные транспортные средства, как правило, используют стандартные кузова автомобилей массового производства, колесные ниши которых рассчитаны на небольшие по габаритам колеса, выбираемые из расчета удержания полной весовой нагрузки автомобиля, то применение габаритных колес диаметром до 1,3 м требует решения задачи по их размещению в этом кузове. Такая задача, как правило, решается подъемом кузова серийно выпускаемого автомобиля над дополнительной рамой или выносом колес за габариты кузова. Вынос колес за габариты кузова приводит к уширению транспортного средства и выход за установленные параметры, что неприемлемо, так как в этом случае требуется переработка привода колес и системы их подвески. Что же касается использования дополнительной рамы, то этот путь не всегда оправдан по причине увеличения массы самого кузова. В

связи с этим сегодня рациональным является изготовление специального кузова с заданными весом и возможностью воспринимать изгибные нагрузки, что позволяет решить проблему соотношения между массой транспортного средства (вездехода) и габаритами шин, при которых обеспечивается плавучесть вездехода.

За прототип полезной модели принят кузов автомобиля ТРЭКОЛ-39041» с колесами, имеющими внутренний объем воздуха, достаточный для поддержания на плаву этого автомобиля (Статья «Современный транспорт для бездорожья». Специализированный ежегодный журнал «Внедорожник», 2004 г., стр.209. ООО «Издательский Дом «Третий Рим», стр.208, 209).

Автомобиль изготовлен на базе серийно выпускаемого кузова и включает металлическую раму для установки крупногабаритных колес. Рама имеет продольные брусья и поперечины. Указанная рама присоединена через резиновые подушки к металлическим лонжеронам и усилителям кузова от автомобиля меньших внешних габаритов, чем изготавливаемый. Указанные лонжероны и усилители жестко связаны между собой и с внешними панелями, и другими элементами кузова. Однако, в описанном плавающем автомобиле раму присоединяют к жестко связанным между собой, неизмененным и частично измененным внешним панелям, лонжеронам, усилителям и другим элементам кузова путем присоединения через резиновые подушки. Указанное обуславливает восприятие нагрузок от колес и от большей части массы автомобиля, в основном, рамой, что значительно увеличивает ее массу и, следовательно, снижает массу перевозимого автомобилем груза, особенно на плаву. При этом кузов с такой рамой подвержен сильным изгибным напряжением, что в сочетании с высоко расположенным центром тяжести, приводит не только к размаху кузова, но и уменьшает пространственную жесткость кузова. Уменьшение пространственной жесткости кузова так же обусловлено тем, что для автомобиля при использовании серийно выпускаемого кузова необходимо внести в этот кузов изменения, выраженные в его расширении для получения большого объема салона.

Настоящая полезная модель направлена на решение технической задачи

по изменению конструкции кузова в части формирования его в виде несущего кузова, что позволяет снизить массу плавающего автомобиля за счет повышения несущей способности кузова и уменьшения его массы.

Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эксплуатационных характеристик за счет увеличения массы перевозимого на плаву груза или пассажиров при сохранении прочностных характеристик кузова на уровне не ниже кузовов с рамой. Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эксплуатационных качеств вездехода за счет увеличения пространственной жесткости кузова, снижении центра тяжести и повышения остойчивости.

Указанный технический результат достигается тем, что кузов вездеходного транспортного средства, содержащий кабину с боковыми дверями, передним и боковыми остеклением, перед которой сформирован отсек капота, а за которой расположен салон вагонного типа с боковинами, вдоль которых сформированы ниши для размещения пневматических колес, и с задней дверью для входа в салон, кузов выполнен из нижней части в виде вытянутого вдоль герметичного с боковых и нижней сторон короба с наклонной передней стенкой по типу лодки, выполненной из продольных и поперечных профилей, на которые с наружной стороны приклепаны алюминиевые плоские листы и полость которого предназначена для размещения агрегатов ведущих мостов, полуоси привода колес которых через уплотнения выведены наружу через отверстия в боковых стенках короба, на котором размещены кабина и салон вагонного типа, который выполнен из каркаса из профилей, к которым с наружной их стороны приклепаны алюминиевые плоские листы, при этом кабина отделена от салона вагонного типа поперечной перегородкой, в которой выполнено технологическое окно, при этом кабина выполнена шириной меньше ширины салона вагонного типа и сопряжена с последним плоскими наклонными поверхностями.

При этом отсек капота выполнен наклонным в сторону от кабины, а задняя дверь выполнена в виде откидываемой вверх крышки люка.

Указанные признаки для каждого варианта являются существенными и

взаимосвязаны между собой с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для достижения указанного технического результата.

Настоящее изобретение поясняется конкретными примерами, которые, однако, не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата.

На фиг.1 - кузов с рамой для амфибийного транспортного средства.

Кузов вездеходного транспортного средства (фиг.1), предназначенного для перемещения на плаву через водные преграды за счет водоизмещения пневматических шин и несущего герметичного кузова, содержит кабину 1, за которой расположен салон 2 вагонного типа с боковинами 3, вдоль которых сформированы ниши для размещения пневматических колес 4, и с задней дверью 5 для входа в салон, которая выполнена в виде откидываемой вверх крышки люка.

Кабина выполнена с боковыми дверями 6, передним 7 и боковыми 8 остеклением, а перед кабиной сформирован отсек 9 капота, выполненный наклонным в сторону от кабины для увеличения обзорности в зоне перед машиной.

Кузов выполнен из нижней части в виде вытянутого вдоль герметичного с боковых и нижней сторон короба с наклонной передней стенкой по типу лодки, выполненной из продольных 10 и поперечных 11 профилей, на которые с наружной стороны приклепаны алюминиевые плоские листы и полость которого предназначена для размещения агрегатов ведущих мостов, полуоси привода колес которых через уплотнения выведены наружу через отверстия в боковых стенках короба,

На коробе размещены кабина и салон вагонного типа. Салон выполнен из каркаса из профилей 12, к которым с наружной их стороны приклепаны алюминиевые плоские листы, при этом кабина отделена от салона вагонного типа поперечной перегородкой 13, в которой выполнено технологическое окно для сообщения объема кабины с объемом салона.

Кабина выполнена шириной меньше ширины салона вагонного типа и сопряжена с последним плоскими наклонными поверхностями 14.

Как вариант можно рассмотреть выполнение короба и салона в виде единого каркаса, обшитого тонкими плоскими алюминиевыми листами, клепкой прикрепленными к профилям каркаса. То же самое относится и к кабине с салоном.

Применение профилей, например полых алюминиевых прямоугольного сечения или таврового сечения или иного сечения из спеченного прессованием алюминия или его сплавов позволяет получить облегченный каркас кузова вездехода и сформировать основные поперечные связи-усилители, которые и определяют несущую способность кузова в целом. Применение тонких плоских алюминиевых листов позволяет образовать обшивку кузова, которая отличается достаточной легкостью при высокой степени сопротивления внешнему воздействию. Применение клепки место сварки позволяет исключить деформацию листов в местах соединения между собой и с каркасом и позволяет кузову хорошо сопротивляться изгибным нагрузкам. Герметизация кузова обеспечивается плотностью прилегания листов к каркасу и к друг другу и применением соответствующей полимеризацией швов. Использование уплотнений (сальников) в местах выхода полуосей колес из боковых стенок короба позволяет исключить попадание воды в полость короба при переправе по воде. При этом кузов приобретает водоизмещение, которое в дополнение к водоизмещению пневматических крупногабаритных колес обеспечивает повышенную способность нести груз или перевозить людей. Кузов представляет собой несущую конструкцию облегченного типа.

Выполнение короба с поперечинами позволяет разместить трансмиссионные агрегаты в полости короба и закрыть их крышками, которые одновременно формируют пол салона и кабины. А включение в кузове поперечной перегородки, разделяющей кабину от салона, обеспечивает жесткость кузова как пространственно объемной конструкции и позволяет связать боковины между собой. При этом целый кузов делится на два отсека, каждый из которых меньшего объема имеет изгибную жесткость и

пространственное формоудержание существенно выше, чем кузов в целом.

Настоящая полезная модель промышленно применима, изготовлен опытный образец плавающего вездехода и проведены полевые испытания, которые полностью подтвердили выводы, изложенные применительно к предлагаемому кузову.

1. Кузов вездеходного транспортного средства, содержащий кабину с боковыми дверями, передним и боковыми остеклением, перед которой сформирован отсек капота, а за которой расположен салон вагонного типа с боковинами, вдоль которых сформированы ниши для размещения пневматических колес, и с задней дверью для входа в салон, отличающийся тем, что кузов выполнен из нижней части в виде вытянутого вдоль герметичного с боковых и нижней сторон короба с наклонной передней стенкой по типу лодки, выполненной из продольных и поперечных профилей, на которые с наружной стороны приклепаны алюминиевые плоские листы, и полость которого предназначена для размещения агрегатов ведущих мостов, полуоси привода колес которых через уплотнения выведены наружу через отверстия в боковых стенках короба, на котором размещены кабина и салон вагонного типа, который выполнен из каркаса из профилей, к которым с наружной их стороны приклепаны алюминиевые плоские листы, при этом кабина отделена от салона вагонного типа поперечной перегородкой, в которой выполнено технологическое окно, при этом кабина выполнена шириной меньше ширины салона вагонного типа и сопряжена с последним плоскими наклонными поверхностями.

2. Кузов по п.1, отличающийся тем, что отсек капота выполнен наклонным в сторону от кабины.

3. Кузов по п.1, отличающийся тем, что задняя дверь выполнена в виде откидываемой вверх крышки люка.



 

Похожие патенты:
Наверх