Автоматический клиноременный вариатор

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в механизмах для регулирования скорости вращения ведомого вала, в частности в мотороллерах, мопедах, мокиках и других легких транспортных средствах. Задачей, решаемой полезной моделью является снижение времени разгона транспортного средства за счет более полного использования крутящего момента двигателя, а так же повышение КПД передачи и коэффициента тяги на высоких оборотах двигателя путем исключения явления перетяжки ремня. Это достигается тем, что в автоматическом клиноременном вариаторе, включающем ведущий 1 и ведомый 2 валы, установленные на них неподвижные (6 и 8) и подвижные (7 и 9) в осевом направлении полушкивы в виде конических дисков, клиновой ремень 3, охватывающий шкивы, центробежное нажимное устройство шарикового типа 4, с направляющими имеющими криволинейную поверхность, взаимодействующее с подвижным диском 9 и пружину регулировки натяжения ремня 10, на ведомом валу установлена пружина 11, взаимодействующая одним концом с подвижным диском 9, а другим с нажимным центробежным устройством 4. При этом пружина регулировки натяжения ремня 10 установлена на ведущем валу 1, а центробежное нажимное устройство 4 установлено на ведомом валу вариатора 2.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в механизмах для регулирования скорости вращения ведомого вала, в частности в мотороллерах, мопедах, мокиках и других легких транспортных средствах.

Известен клиноременный вариатор, на ведущем валу которого установлены неподвижный и подвижный в осевом направлении конические диски-полушкивы с центробежным нажимным устройством шарикового типа [Мартыхин Ю.М. Клиноременные вариаторы мототранспортных средств // Труды ВНИИмотопрома, Серпухов, 1973, выпуск 8, 89 с].

Известен также клиноременный вариатор (свид. на полезную модель №6420 МКИ - Р16Н 9/16), состоящий из ведущего и ведомого валов, установленных на них неподвижного и подвижного в осевом направлении полушкивов в виде конических дисков, бесконечного клинового ремня, охватывающего шкивы, центробежного нажимного устройства шарикового типа, установленного на ведущем валу и взаимодействующего с подвижным диском, и пружины регулировки натяжения ремня установленной на ведомом валу. Направляющие нажимного устройства представляют собой криволинейную поверхность.

Недостаток этой конструкции заключается в невозможности обеспечивать разгон транспортного средства за короткое время из-за не полного использования крутящего момента двигателя, а так же в низком КПД передачи на высоких оборотах двигателя из-за низкого коэффициента тяги, вызванного перетяжкой ремня.

Задачей решаемой полезной моделью является устранение указанных недостатков.

Это достигается тем, что в автоматическом клиноременном вариаторе, включающем ведущий и ведомый валы, установленные на них неподвижные и подвижные в осевом направлении полушкивы в виде конических дисков, клиновой ремень, охватывающий шкивы, центробежное нажимное устройство шарикового типа с направляющими, имеющими криволинейную поверхность, взаимодействующее с подвижным диском, и пружину регулировки натяжения ремня, на ведомом валу установлена пружина, взаимодействующая одним концом с подвижным диском, а другим с нажимным центробежным устройством. При этом пружина регулировки натяжения ремня установлена на ведущем валу, а центробежное нажимное устройство установлено на ведомом валу вариатора.

Введение пружины, установленной на ведомом валу и взаимодействующей одним концом с подвижным диском, а другим - с центробежным нажимным устройством позволяет установить центробежное нажимное устройство на ведомом валу, что, в свою очередь, позволяет обеспечить варьирование передаточного отношения при постоянных

оборотах ведущего вала двигателя, соответствующих максимальному крутящему моменту двигателя, и в зависимости от скорости движения транспортного средства, т.к. положение центробежных грузов будет зависеть от оборотов выходного шкива автоматического клиноременного вариатора. При этом обеспечивается требуемая зависимость передаточного отношения вариатора от частоты вращения ведущего колеса транспортного средства и, в конечном итоге, позволит сократить время разгона транспортного средства по сравнению с прототипом. Обеспечить снижение осевой силы, возникающей от пружины регулировки натяжения ремня позволяет установка ее на ведущем шкиве автоматического клиноременного вариатора, повышая тем самым коэффициент тяги, что в свою очередь ведет к повышению КПД автоматического клиноременного вариатора по сравнению с прототипом.

На рисунке изображен автоматический клиноременный вариатор, общий вид.

Автоматический клиноременный вариатор содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, клиновой ремень 3, нажимное устройство шарикового типа с криволинейными направляющими 4 центробежных грузов 5. На ведущем валу 1 установлены неподвижный 6 и подвижный в осевом направлении 7, установленный на шлицах тонические диски, образующие ведущий шкив. На ведомом валу 2 установлены зафиксированный в осевом направлении конический диск 8 и перемещающийся в осевом направлении конический диск 9, образующие ведомый шкив. Диски 6 и 7 поджаты пружиной 10. Диски 8 и 9 поджаты пружиной 11.

Автоматический клиноременный вариатор работает следующим образом. Вращение ведущего вала 1 передается дискам 6 и 7. При увеличении частоты вращения ведущего вала действие центробежных сил приводит к перемещению грузов 5 в радиальном направлении. При этом сжимается пружина 11, вследствие чего диски 8 и 9 раздвигаются и клиновой ремень 3 переходит на меньший рабочий радиус на ведомом шкиве. Это позволяет пружине 10 сблизить диски 6 и 7, вследствие чего клиновой ремень 3 поднимается на больший радиус на ведущем шкиве. При снижении частоты вращения ведомого вала происходит обратный процесс.

Автоматический клиноременный вариатор, содержащий ведущий и ведомый валы, установленные на них неподвижный и подвижный в осевом направлении полушкивы, выполненные в виде конических дисков, клиновой ремень, охватывающий шкивы, центробежное нажимное устройство шарикового типа с направляющими, имеющими криволинейную поверхность, взаимодействующее с подвижным диском, пружину регулировки натяжения ремня, отличающийся тем, что он снабжен пружиной, установленной на ведомом валу и взаимодействующей одним концом с подвижным диском, а другим - с центробежным нажимным устройством, при этом пружина регулировки натяжения ремня установлена на ведущем валу, а центробежное нажимное устройство установлено на ведомом валу.



 

Наверх