Механизм для депарафинизации насосно-компрессорных труб нефтяных скважин

 

Механизм для депарафинизации насосно-компрессорных труб нефтяных скважин. Может быть использован в процессе депарафинизации насосно-компрессорных труб (НКТ) нефтяных скважин, осуществляемом с помощью скребков или других устройств. Механизм содержит вертикальную стойку, в верхней части которой на площадке установлен мотор-редуктор, на выходном валу которого смонтирован барабан для проволоки, при этом механизм для депарафинизации оснащен устройством контроля натяжения проволоки, при этом площадка для монтажа мотор-редуктора смонтирована под углом 10-20° к горизонту, а горизонтальная ось его электродвигателя смещена вверх относительно горизонтальной оси редуктора. Одна из торцевых поверхностей барабана, выполненных в виде щек - наружная, выполнена с возможностью съема. Барабан и мотор-редуктор помещены в единый съемный кожух. Мотор-редуктор установлен на площадке с возможностью продольного перемещения с последующей фиксацией положения. Датчики устройства контроля натяжения проволоки имеют сдвоенную систему элементов. Устройство контроля натяжения проволоки помещено в специальный кожух. Корпус редуктора привода барабана выполнен цельнолитым. Наклонное расположение привода барабана позволяет вдвое увеличить объем масла в редукторе и снизить износ деталей червячной и шестеренчатой пар редуктора. Смещение горизонтальной оси электродвигателя вверх относительно горизонтальной оси редуктора исключает возможность попадания в него масла из редуктора через вал двигателя. В совокупности это позволяет повысить работоспособность привода барабана. Новый технический результат, который может быть достигнут при использовании заявленного механизма, состоит в повышении его работоспособности и надежности при эксплуатации.

Полезная модель относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использована в процессе депарафинизации насосно-компрессорных труб (НКТ) нефтяных скважин, осуществляемом с помощью скребков или других устройств.

Известна «Лебедка для депарафинизации насосно-компрессорных труб нефтяных скважин с помощью скребков» (патент РФ №16517, опубл. 2001 г.). Известная лебедка используется при очистке НКТ от парафино-смолистых отложений с помощью скребков и соединяется с ними при помощи намотанного на барабан рабочего элемента в виде троса, проволоки и т.п. Лебедка содержит вертикальную стойку, верхняя часть которой выполнена в виде Г-образного кронштейна, на горизонтальной площадке которого установлен мотор-редуктор (привод), на выходном валу которого смонтирован барабан, ось вращения барабана при этом перпендикулярна стойке. Известная лебедка имеет также устройство контроля натяжения проволоки и узел крепления к лубрикатору нефтяной скважины. Конструкция известной лебедки имеет недостатки, заметно снижающие ее технологические возможности и надежность при эксплуатации.

Горизонтальное расположение площадки для монтажа мотор-редуктора препятствует увеличению объема масляной ванны в редукторе и повышению ресурса работы привода лебедки. Конструкция барабана не позволяет производить замену выработавшей ресурс проволоки без демонтажа барабана, особенно при ее запутывании. Мотор-редуктор не имеет защиты от атмосферных осадков, и попадание влаги в электродвигатель через вентилятор и фланцевые соединения с редуктором приводит к выходу электродвигателя из строя. Конструкция лебедки не позволяет фиксировать строго вертикальное положение проволоки при

изменении глубины чистки скважины в необходимых пределах от 800 до 1500 метров, что увеличивает износ проволоки. В датчиках устройства контроля натяжения проволоки применяются одинарные элементы, что заметно снижает надежность их работы, а сам узел расположения датчиков не имеет защиты от осадков, что при резких переменах погоды приводит к их залипанию или примораживанию. Корпус редуктора привода барабана выполнен сварным, а сварные швы, как известно, подвержены микротрещинам, которые являются источником утечки масла.

Настоящим решением предлагается механизм для депарафинизации насосно-компрессорных труб нефтяных скважин, содержащий вертикальную стойку, в верхней части которой на площадке установлен мотор-редуктор, на выходном валу которого смонтирован барабан для проволоки, при этом механизм для депарафинизации оснащен устройством контроля натяжения проволоки, отличающийся тем, что площадка для монтажа мотор-редуктора смонтирована под углом 10-20° к горизонту, а горизонтальная ось его электродвигателя смещена вверх относительно горизонтальной оси редуктора.

Наклонное расположение привода барабана позволяет вдвое увеличить объем масла в редукторе и снизить износ деталей червячной и шестеренчатой пар редуктора. Смещение горизонтальной оси электродвигателя вверх относительно горизонтальной оси редуктора исключает возможность попадания в него масла из редуктора через вал двигателя. Это позволяет повысить работоспособность привода барабана.

Кроме того, одна из торцевых поверхностей барабана, выполненных в виде щек - наружная, выполнена с возможностью съема, что позволяет заменять выработавшую ресурс проволоку без демонтажа барабана. При этом единый съемный кожух, в который помещены барабан и мотор-редуктор, защищает их от попадания на них природных осадков.

Мотор-редуктор установлен на площадке с возможностью продольного перемещения с последующей фиксацией положения. Это

позволяет сохранять вертикальность пути прохождения проволоки через лубрикаторное уплотнение в зависимости от количества намотанной на барабан проволоки в заданных техническими характеристиками пределах 800÷1500 м., что в конечном итоге способствует уменьшению ее износа.

Датчики устройства контроля натяжения проволоки имеют сдвоенную систему элементов и закрыты специальным защитным кожухом, что повышает работоспособность механизма для депарафинизации НКТ, а цельнолитой корпус редуктора исключает утечку масла.

Новый технический результат, который может быть достигнут при использовании заявленного механизма, состоит в повышении его работоспособности и надежности при эксплуатации.

Полезная модель иллюстрируется рисунками, где на фиг.1 изображен механизм, общий вид, на фиг.2 - монтаж барабана на валу мотор-редуктора (привода).

Механизм содержит вертикальную стойку 1, на верхней части которой имеется площадка 2 для установки мотор-редуктора 3, смонтированная с наклоном под углом 10-20° к горизонту.

На выходном валу привода смонтирован барабан 4, при этом горизонтальная ось электродвигателя привода барабана смещена вверх относительно горизонтальной оси редуктора.

Наружная щека 5 барабана выполнена съемной для оперативной замены изношенной проволоки 6. Барабан с проволокой и мотор-редуктор защищены от внешних осадков единым съемным кожухом 7.

Площадка 2 для установки мотор-редуктора имеет отверстия 8, выполненные в виде пазов, что позволяет регулировать положение мотор-редуктора и фиксировать его положение посредством крепежных элементов. Датчики 9 устройства контроля натяжения проволоки имеют сдвоенную систему элементов, а само устройство контроля натяжения проволоки защищено от атмосферных осадков специальным кожухом 10. В нижней

части стойки 1 смонтирован узел крепления 11 механизма к лубрикаторной трубе нефтяной скважины.

Барабан 4 может быть смонтирован как у производителя механизма, так и непосредственно на скважине. Монтаж и демонтаж барабана производится в направлении вдоль оси его вращения с помощью гаек.

В случае необходимости освобождения пространства непосредственно над скважиной, механизм не демонтируют, а стойку 1 вместе с барабаном 4 разворачивают, например, на 90°. Возврат механизма в исходное положение производят аналогично.

По сравнению с прототипом заявленный механизм имеет более широкие технологические возможности, повышенную надежность в эксплуатации, прошел опытно-промышленные испытания на ряде нефтедобывающих предприятий и подготовлен к серийному производству.

1. Механизм для депарафинизации насосно-компрессорных труб нефтяных скважин, содержащий вертикальную стойку, в верхней части которой на площадке установлен мотор-редуктор, на выходном валу которого смонтирован барабан для проволоки, при этом механизм для депарафинизации оснащен устройством контроля натяжения проволоки, отличающийся тем, что площадка для монтажа мотор-редуктора смонтирована под углом 10-20° к горизонту, а горизонтальная ось его электродвигателя смещена вверх относительно горизонтальной оси редуктора.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что одна из торцевых поверхностей барабана, выполненных в виде щек - наружная, выполнена с возможностью съема.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что барабан и мотор-редуктор помещены в единый съемный кожух.

4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что мотор-редуктор установлен на площадке с возможностью продольного перемещения с последующей фиксацией положения.

5. Механизм по п.1, отличающийся тем, что датчики устройства контроля натяжения проволоки имеют сдвоенную систему элементов.

6. Механизм по п.6, отличающийся тем, что устройство контроля натяжения проволоки помещено в специальный кожух.

7. Механизм по п.1, отличающийся тем, что корпус редуктора привода барабана выполнен цельнолитым.



 

Наверх