Вертолетный комплекс ретрансляции

 

Полезная модель относится к технике радиосвязи, в частности, к устройствам ретрансляции радиосигналов для увеличения дальности связи, размещаемым на летательных аппаратах. Сущность полезной модели заключается в том, что в состав вертолетного комплекса ретрансляции дополнительно включен терминал многофункциональной интегрированной системы связи, навигации и опознавания (МИССНО), представляющий собой абонентское функционально законченное устройство, реализующее все функции по передаче, приему, обработке и ретрансляции телекодовой и речевой информации и состоящее из радиочастотного блока сверхвысокочастотного диапазона и блока обработки информации, обеспечивающий во время полета вертолета-носителя ретрансляцию телекодовой и речевой информации в сверхвысокочастотном диапазоне МИССНО.

Полезная модель относится к технике радиосвязи, в частности к устройствам ретрансляции радиосигналов для увеличения дальности связи, размещаемым на летательных аппаратах.

Наиболее близким по назначению и большинству существенных признаков является «Вертолетный унифицированный комплекс ретрансляции» (ВУКР) [1], который и принят за прототип.

ВУКР содержит аппаратуру ретрансляции, размещенную в двух контейнерах, соединенных между собой кабельной сетью, подключенных к штатной системе электроснабжения вертолета, и три приемопередающие антенны.

В состав аппаратуры ретрансляции входят: прибор автоматической ретрансляции, мультиплексор ВЧ каналов, объединенный пульт управления, радиостанции МВ-ДМВ диапазона.

ВУКР работает в автоматическом необслуживаемом режиме и обеспечивает два независимых симплексных канала ретрансляции открытой или закрытой телефонной или телекодовой информации в МВ-ДМВ диапазоне в направлениях связи «борт-борт», «земля-борт», «земля-земля», позволяя увеличить дальность связи до 350 км.

Особенностью данного комплекса является размещение аппаратуры ретрансляции в двух легкосъемных переносных контейнерах, конструкция которых обеспечивает их перенос через двери и люки вертолета, быструю установку и крепление внутри фюзеляжа вертолета при помощи штатных швартовочных узлов, а также возможность установки приемопередающих антенн на вертолете-носителе без его конструктивной доработки.

В настоящее время появились принципиально новые системы радиосвязи, обеспечивающие высокую помехозащищенность и скорость передачи информации. К таким системам относится разрабатываемая в настоящее время отечественная многофункциональная интегрированная система связи, навигации и опознавания (МИССНО) [2]. С точки зрения потребителя МИССНО представляет собой совокупность сетей обмена информацией, включая цифровую телефонную и телекодовую связь. Используя имеющуюся в системе возможность определения времени распространения сигналов, абоненты МИССНО получают возможность

решать навигационные задачи на основе дальномерного (псевдодальномерного) метода. Сочетание связных и навигационных функций делают возможным решение в системе задачи идентификации (опознавания) на основе навигационно-связного метода.

Техническую основу МИССНО составляют терминалы сверхвысокочастотного диапазона, устанавливаемые у абонентов, представляющие собой функционально законченные устройства, реализующие все функции по передаче, приему, обработке и ретрансляции телекодовой и речевой информации.

В состав терминала входит радиочастотный блок (приемник, передатчик, синтезаторы частот) и блок обработки информации (сигнальный процессор, канальный процессор, модули кодирования и защиты информации, процессор обработки данных, речепреобразующее устройство).

Широкополосные импульсные сигналы терминалов, параметры которых изменяются по псевдослучайному закону, делают невозможной постановку прицельных помех. Широкая полоса излучаемых частот защищает от заградительных помех.

Терминалы соответствующего варианта исполнения могут устанавливаться как у авиационных, так и у наземных абонентов МИССНО.

Радиосигналы диапазона МИССНО распространяются в пределах прямой видимости, поэтому актуальной становится задача увеличения дальности связи особенно для наземных абонентов системы.

Основной технической задачей, на реализацию которой направлена данная полезная модель, является создание высокомобильного двухдиапазонного унифицированного комплекса ретрансляции (ДВУКР), обеспечивающего ретрансляцию информации не только в МВ-ДМВ, но и в сверхвысокочастотном диапазоне МИССНО, оперативно устанавливаемого в полевых условиях на любой вертолет-носитель (например, широко распространенный вертолет типа Ми-8), без его конструктивной доработки.

Указанный технический результат достигается тем, что в вертолетный комплекс ретрансляции, содержащий аппаратуру ретрансляции, размещенную в двух контейнерах, соединенных между собой кабельной сетью, подключенных к вертолетной системе электропитания, имеющих узлы сочленения между собой, а также элементы крепления к штатным швартовочным узлам вертолета, и три приемопередающие антенны, закрепленные на фюзеляже вертолета, высокочастотные

кабели которых пропущены через обшивку фюзеляжа через штатные отверстия и подключены к высокочастотным разъемам на контейнерах, дополнительно включены терминал многофункциональной интегрированной системы связи, навигации и опознавания, выполненный с возможностью функции ретрансляции принимаемой информации в сверхвысокочастотном диапазоне, размещенный в третьем контейнере, подключенном к вертолетной системе электропитания, имеющем элементы крепления к штатным швартовочным узлам вертолета, и четвертая приемопередающая антенна, закрепленная на фюзеляже вертолета, высокочастотный кабель которой пропущен через обшивку фюзеляжа через штатное отверстие и подключен к высокочастотному разъему на третьем контейнере.

ДВУКР, обладая всеми достоинствами прототипа, дополнительно имеет возможность обеспечить во время полета вертолета-носителя обмен телекодовой и речевой информацией и ее ретрансляцию с высокой помехозащищенностью и скоростью в сверхвысокочастотном диапазоне МИССНО в автоматическом необслуживаемом режиме.

Структурно ДВУКР представляет собой два работающих независимо комплекса ретрансляции: комплекс ретрансляции МВ-ДМВ диапазона, размещенный в двух легкосъемных переносных контейнерах и комплекс ретрансляции диапазона МИССНО, размещенный в третьем легкосъемном переносном контейнере, выполненном аналогично двум предыдущим, на вертолете-носителе. Четыре приемопередающие антенны комплекса (три МВ-ДМВ и одна диапазона МИССНО) крепятся к фюзеляжу вертолета-носителя без его конструктивной доработки.

Работа ДВУКР, в части ретрансляции информации в МВ-ДМВ диапазоне, ни чем не отличается от работы прототипа.

Ретрансляция информации, поступающей от различных абонентов МИССНО, осуществляется по алгоритмам работы данной системы [2].

Использование вертолета, оснащенного таким комплексом ретрансляции, позволит существенно увеличить дальность связи не только абонентов радиосетей МВ-ДМВ диапазона, но и различных абонентов сетей МИССНО, в направлениях связи «борт-борт», «земля-борт», особенно, «земля-земля».

Наиболее эффективно применение ДВУКР в зонах локальных конфликтов, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ретрансляции радиосигналов от низколетящих вертолетов и самолетов или наземных подвижных объектов

в условиях гористой, сильнопересеченной или труднодоступной местности, не имеющей развитой инфраструктуры связи.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Патент РФ №44635. (Прототип).

2 Е.Л.Белоусов, В.М.Корчагин «Многофункциональная интегрированная система связи, навигации и опознавания», ж-л «Системы и средства связи, телевидения, и радиовещания», №2-3, 2001 г., стр.27-29.

Вертолетный комплекс ретрансляции, содержащий аппаратуру ретрансляции, размещенную в двух контейнерах, соединенных между собой кабельной сетью, подключенных к вертолетной системе электропитания, имеющих узлы сочленения между собой, а также элементы крепления к штатным швартовочным узлам вертолета, и три приемопередающие антенны, закрепленные на фюзеляже вертолета, высокочастотные кабели которых пропущены через обшивку фюзеляжа через штатные отверстия и подключены к высокочастотным разъемам на контейнерах, отличающийся тем, что в его состав дополнительно включены терминал многофункциональной интегрированной системы связи, навигации и опознавания, выполненный с возможностью функции ретрансляции принимаемой информации в сверхвысокочастотном диапазоне, размещенный в третьем контейнере, подключенном к вертолетной системе электропитания, имеющем элементы крепления к штатным швартовочным узлам вертолета, и четвертая приемопередающая антенна, закрепленная на фюзеляже вертолета, высокочастотный кабель которой пропущен через обшивку фюзеляжа через штатное отверстие и подключен к высокочастотному разъему на третьем контейнере.



 

Наверх