Насос

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использовано для перекачки (транспортировки) жидкостей и газов, включая нефть, промышленный газ, подачу воды в пожарных машинах, вентиляторах, пылесосах, в качестве движителя для перемещения речных и морских судов, движителях воздушных судов, в изделиях на воздушной подушке. Насос, выполненный в виде двух одинаковых, расположенных на параллельных осях шестерен, взаимодействующих при вращении навстречу друг другу при помощи зубчатой передачи, установленные в корпусе, изготовленном в виде двух полуцилиндров, ограничивающих их с наружи и боков, передней и задней стенки в которых установлены валы, связанные с шестернями, входящего и выходящего патрубков, жестко связанных с корпусом, отличающийся тем, что шестерни выполнены в виде двух одинаковых пар симметрично расположенных лопастей, на периферийной поверхности которых выполнены зубья передачи, а с такими же размерами зубья выполненные на поверхностях симметрично расположенных в центре, между лопастями утолщений, образующих непрерывное зацепление обеих пар лопастей. Лопасти выполнены из легких металлов или сплавов и снабжены износостойким электроплавленным покрытием, образованным в режиме микроплазменного оксидирования, покрытие состоит из Al2O 3 (корунда), насос дополнительно снабжен электрогенератором тока, связанным со свободным концом ведущего или ведомого вала. Лопасти отлиты с готовыми зубьями в постоянных формах литьем под давлением (ЛПД). Свободные полости лопастей заполнены пенополистиролом. Использование полезной модели позволяет повысить производительность насоса, расширить область его применения, в т.ч. в качестве движителя машин и механизмов.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использовано для перекачки (транспортировки) жидкостей и газов, включая нефть, промышленный газ, подачу воды в пожарных машинах, вентиляторах, пылесосах, в качестве движителя для перемещения речных и морских судов, движителях воздушных судов, в изделиях на воздушной подушке.

Известен шестеренчатый насос, выполненный в виде двух одинаковых, расположенных на параллельных осях шестерен, взаимодействующих при вращении навстречу друг другу при помощи зубчатой передачи, установленные в корпусе, изготовленном в виде двух полуцилиндров, ограничивающих шестерни с наружных боков, передней и задней стенки в которых установлены валы, связанные c шестернями, входящего и выходящего патрубков, жестко связанных с корпусом. («Насос шестеренчатый». Большая советская энциклопедия).

Недостатком указанного насоса является низкая его производительность, ограниченная область применения.

Целью предлагаемой полезной модели является устранение отмеченных недостатков, т.е. повышение производительности насоса и расширение области его использования.

Поставленная цель достигается тем, что в насосе, выполненном в виде двух одинаковых, расположенных на параллельных осях шестерен, взаимодействующих при вращении навстречу друг другу при помощи зубчатой передачи установленные в корпусе, изготовленном в виде двух полуцилиндров, ограничивающих шестерни с наружных боков, передней и задней стенки в которых установлены валы, связанные c шестернями, входящего и выходящего патрубков, жестко связанных с корпусом, шестерни выполнены в виде двух одинаковых пар симметрично расположенных лопастей, на периферийной поверхности которых выполнены зубья передачи, с такими же размерами зубья передачи выполненные на поверхностях, симметрично расположенных в центре, между лопастями, утолщений, обеспечивающих непрерывное зацепление обеих пар лопастей.

Такое конструктивное выполнение насоса позволяет повысить его производительность в десятки раз, на несколько порядков, расширить область его использования, в т.ч. применить его в качестве движителя для передвижения машин и механизмов. Следующее отличие предлагаемого насоса состоит в том, что лопасти его выполнены из легких металлов или сплавов и снабжены снаружи износостойким электроплавленным покрытием, образованным в режиме микроплазменного оксидирования. В качестве покрытия может быть использован корунд, Al2O3. Следующее отличие насоса состоит в том, что он дополнительно снабжен электрогенератором тока, связанным со свободным концом ведущего или ведомого вала. Лопасти насоса могут быть выполнены с готовыми зубьями в постоянных формах, литьем под давлением (ЛПД). Свободные полости лопастей насоса заполнены пенополистиролом.

На фиг.1 изображен общий вид насоса (вид спереди);

На фиг.2 - общий вид насоса (вид сверху).

Насос включает две пары шестерен, выполненных в виде двух симметрично расположенных по обе стороны от оси лопастей 1, на периферийной поверхности которых выполнены зубья 2, входящие в зацепление с зубьями 4, выполненными на симметрично расположенных утолщениях 3, размещенных в центре каждой пары лопастей 1.

Левая пара лопастей жестко связана с ведущим валом 6, при помощи шпонки 5. Вал 6 соединен с двигателем 7, а вторая пара лопастей рассоложена на ведомом валу 8 и связана с генератором 14. С боков пары лопастей ограничены полуцилиндрами 9 связанными жестко с корпусом 10. Корпус 10 закрыт стенкой 11. Корпус имеет входной 12 и выходной 13 патрубки. Шестерни (лопасти 1, 2, 3, 4) снабжены износостойким электроплавленным покрытием 15, образованным в режиме микроплазменного оксидирования. Свободные полости лопастей (1, 3) заполнены пенополистиролом 16.

Насос работает следующим образом. Перекачиваемая жидкость или газ поступает через патрубок 12, захватывается лопастями 1 и перемещается в патрубок 13 под давлением. Благодаря измененной конструкции шестерен (наличие лопастей) производительность такого насоса возрастает в несколько десятков раз (на несколько порядков). Наличие корундового покрытия позволяет обеспечить долговечность насоса, использовать его в агрессивных средах (в т.ч. в морской воде. Электрогенератор позволяет экономить электроэнергию, заполнение свободных полостей пенополистиролом предотвращает попадание в эти полости жидкостей и газа, что повышает производительность.

Использование полезной модели позволяет повысить производительность насоса, расширить область его применения, в т.ч. в качестве движителя машин и механизмов.

1. Насос, выполненный в виде двух одинаковых, расположенных на параллельных осях шестерен, взаимодействующих при вращении навстречу друг другу при помощи зубчатой передачи, установленных в корпусе, изготовленном в виде двух полуцилиндров, ограничивающих шестерни с наружных боков, передней и задней стенки, в которых установлены валы, связанные с шестернями, входящего и выходящего патрубков, жестко связанных с корпусом, отличающийся тем, что шестерни выполнены в виде двух одинаковых пар симметрично расположенных лопастей, на периферийной поверхности которых выполнены зубья передачи, а с такими же размерами зубья, выполненные на поверхностях, симметрично расположенных в центре, между лопастями, утолщений, обеспечивающих непрерывное зацепление обеих пар лопастей.

2. Насос по п.1, отличающийся тем, что лопасти выполнены из легких металлов или сплавов и снабжены износостойким электроплавленным покрытием, образованным в режиме микроплазменного оксидирования.

3. Насос по п.1 или 2, отличающийся тем, что покрытие состоит из Al2O3 (корунда).

4. Насос по п.1, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен электрогенератором тока, связанным со свободным концом ведущего или ведомого вала.

5. Насос по п.1, отличающийся тем, что лопасти отлиты с готовыми зубьями, в постоянных формах, литьем под давлением (ЛПД).

6. Насос по п.1 или 5, отличающийся тем, что свободные полости лопастей заполнены пенополистиролом.



 

Наверх