Транспортное средство в виде автобуса
Транспортное средство относится к низкопольным автобусам. Задачей предполагаемой полезной модели является повышение надежности работы двигателя за счет исключения нагрева пространства моторной шахты автобуса. Транспортное средство в виде автобуса содержит кузов с системой управления и моторный отсек, в котором расположен двигатель с системами питания воздухом и отвода выхлопных газов, снабженных трубопроводами и соединенными с впускным и выпускным коллекторами двигателя. Глушитель соединен с выхлопной трубой. Новым является то, что моторный отсек выполнен в виде шахты, расположенной слева в задней части кузова. Глушитель размещен в отдельном отсеке в верхней части моторной шахты с частичным выступанием за поверхность крыши кузова автобуса. Отсек отгорожен защитным экраном от моторной шахты и накрыт изолирующим колпаком. Колпак имеет отдельные отверстиями для вентиляции отсека глушителя и моторной шахты.
Полезная модель относится к транспортным средствам, преимущественно к низкопольным автобусам, конкретнее - к системам отвода выхлопных газов.
Известен автобус МАЗ-103075 [1] с системой отвода выхлопных газов с выводом глушителя системы отвода выхлопных газов на крышу кузова автобуса и выходом выхлопных газов вверх, при этом система отвода выхлопных газов находится в вертикальной шахте, расположенной в задней левой части кузова автобуса.
Недостатком такой конструкции автобуса является значительное увеличение по габаритам высоты автобуса за счет размещения на крыше глушителя системы отвода выхлопных газов с размещением глушителя на крыше автобуса, ухудшение эстетического вида автобуса за счет изменения его пропорций, свободное и беспрепятственное проникновение звуковых волн в атмосферу.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является транспортное средство в виде автобуса [2], содержащее кузов с системой управления и моторный отсек (моторная шахта), в котором расположены двигатель с системами питания воздухом и отвода выхлопных газов. Глушитель расположен в нижней части моторной шахты и соединен с выхлопной трубой. Выхлопная труба соединяется с металлорукавом, проходящим через моторную шахту, металлорукав соединяется со средней выхлопной трубой, защищенной термошумоизоляцией на основе базальтового волокна. Средняя термошумоизоляционная выхлопная труба проходит внутри салона автобуса и своим верхним концом соединена с верхней термошумоизоляционной трубой и отверстием на крыше кузова автобуса. Трубопровод отвода выхлопных газов установлен вертикально внутри салона и закреплен в отверстии, выполненном
в крыше кузова автобуса. Внутри салона трубопровод закрыт декоративными панелями.
Известное техническое решение с таким расположением глушителя и системами питания воздухом и отвода выхлопных газов характеризуется повышенной безопасностью при движении в холодное время года.
Недостатком такой конструкции автобуса является нагрев пространства моторной шахты и систем, размещенных в моторной шахте из-за расположенного там глушителя - основного источника тепла и шума, что приводит к снижению эффективности и надежности работы двигателя из-за нагрева.
Задачей заявляемого технического решения является повышение надежности работы двигателя за счет исключения нагрева пространства моторной шахты автобуса.
Поставленная задача достигается тем, что в автобусе, содержащем кузов с системой управления и моторный отсек, в котором расположен двигатель с системами питания воздухом и отвода выхлопных газов, снабженных трубопроводами, трубопроводы соединены с впускным и выпускным коллекторами двигателя, а глушитель соединен с выхлопной трубой. Моторный отсек выполнен в виде шахты, расположенной слева в задней части кузова. Глушитель размещен в отдельном отсеке в верхней части моторной шахты с частичным выступанием за поверхность крыши кузова автобуса. Отдельный отсек отгорожен от моторной шахты защитным экраном, выполненным из металлоасбеста и мата из базальтового волокна и накрыт изолирующим колпаком. Колпак имеет отдельные отверстия для вентиляции отсека глушителя и моторной шахты.
Размещение глушителя в отдельном отсеке, отгороженным защитным экраном от моторной шахты позволяет исключить нагрев пространства моторной шахты и тем самым повысить эффективность и надежность работы двигателя. В то же время размещение глушителя в отдельном отсеке моторной шахты способствует улучшению комфортабельности пассажирского салона автобуса, уменьшению как наружного так и внутреннего шума при работающем
двигателе, возможности варьировать размерами элементов систем двигателя без значительного увеличения при этом габаритной высоты кузова автобуса и значительного изменения внешнего облика автобуса.
Полезная модель поясняется следующими чертежами, где на:
фиг.1 - общий вид автобуса;
фиг.2 - вид моторного отсека автобуса сбоку;
фиг.3 - вид моторного отсека автобуса сзади.
Автобус содержит кузов 1 с системой управления и моторную шахту 2 с двигателем 3, расположенную слева в задней части кузова. Система отвода выхлопных газов двигателя 3 содержит выхлопной коллектор 4, соединенный термошумоизолированной трубой 5 с глушителем 6. Глушитель 6 установлен в отдельном отсеке 7 в верхней части моторной шахты 2 и отделен от моторной шахты 2 защитным экраном 8, выполненным из металлоасбеста и мата из базальтового волокна и предотвращающим излучение тепла и шума от глушителя 6 в моторную шахту 2. На выход глушителя 6 системы отвода выхлопных газов установлена направленная вверх выхлопная труба 9 с заслонкой 10. Глушитель 6 системы отвода выхлопных газов частично выступает за поверхность крыши 11 кузова 1 автобуса, так как высота блока радиаторов 12, расположенного в средней части моторной шахты 2 и высота глушителя 6 системы отвода выхлопных газов не позволяют ему разместиться в пределах высоты кузова 1 автобуса. Сверху отдельный отсек 7 накрыт изолирующим колпаком 13. Изолирующий колпак 13 имеет отверстие 14 для выхода выхлопной трубы 9, отверстие 15 для забора воздуха в передней стороне, отверстия 16 и 17 в задней стороне для выхода воздуха из отдельного экранированного отсека 7 и моторной шахты 2 соответственно.
Размещение глушителя 6 системы отвода выхлопных газов, являющегося основным источником тепла и шума в верхней части моторной шахты 2 в отдельном экранированном отсеке 7 и применение термошумоизолированной трубы 5 позволяет исключить нагрев пространства моторной шахты 2 и расположенных
там систем и снизить уровень шума, проникающего как в окружающее пространство так и внутрь салона транспортного средства, тем самым повысив эффективность и надежность работы двигателя.
Заслонка 10, установленная на конце выхлопной трубы 9, служит для предотвращения попадания осадков непосредственно в выхлопную трубу 9. Размещение глушителя 6 системы отвода выхлопных газов с частичным выступанием за поверхность крыши 11 кузова низкопольного автобуса позволяет увеличивать размеры глушителя 6 и блока радиаторов 12 без значительного увеличения при этом габаритной высоты кузова низкопольного автобуса. Отверстия 15, 16, 17 в изолирующем колпаке 13 способствуют осуществлению вентиляции отдельного экранированного отсека 7 и моторной шахты 2, что является необходимым условием для понижения температуры, необходимой для повышения надежности работы двигателя.
Система работает следующим образом.
Отработанные газы из выхлопного коллектора 4 через термошумоизолированную трубу 5 поступают в глушитель 6 и через выхлопную трубу 9, установленную на выходе глушителя 6, выходят в атмосферу вертикально вверх в оптимальной зоне в оптимальном направлении.
Изолирующий колпак 13 предотвращает попадание осадков в моторную шахту 2, а отверстия 15, 16, 17, находящиеся на изолирующем колпаке 13, способствуют поддержанию необходимой температуры для эффективной работы двигателя.
Источники информации:
1. Руководство по эксплуатации 103003-0000020 РЭ. Автобусы МАЗ 103, МАЗ 107. - Минск. - 2007. - ИПЦ МАЗ. - стр.10, 58;
2. Полезная модель №36647, кл. В60К 13/02, В60К 13/04, RU - прототип.
Транспортное средство в виде автобуса, содержащее кузов с системой управления и моторный отсек, в котором расположен двигатель с системами питания воздухом и отвода выхлопных газов, снабженных трубопроводами, соединенными с впускным и выпускным коллекторами двигателя и глушитель, соединенный с выхлопной трубой, отличающееся тем, что моторный отсек выполнен в виде шахты, расположенной слева в задней части кузова, при этом глушитель размещен в отдельном отсеке в верхней части моторной шахты с частичным выступанием за поверхность крыши кузова автобуса, отсек отгорожен защитным экраном от моторной шахты и накрыт изолирующим колпаком с отдельными отверстиями для вентиляции отсека глушителя и моторной шахты.