Универсальное транспортное средство для передвижения под парусом

 

Универсальное транспортное средство для передвижения под парусом.

Полезная модель относится к транспортным средствам, использующим для движения возобновляемые источники энергии, в частности к парусным транспортным средствам. Оно содержит мачту, гик, рангоут, парус, остов, три опорно-ходовых элемента и систему управления, отличающется тем, что опорное и ходовое устройство выполнено сменным для разных условий эксплуатации, гик соединен с выстрелом-краспицей, получающей усилие от штага, проведенного через передний конец этого выстрела-краспицы к ноку мачты, где он смыкается с оттяжкой гика. Рулевое устройство транспортного средства для передвижения по воде выполнено в виде одного из водоизмещающих баллонов связанного с рулевым приводом и крепящегося к остову с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Три водоизмещающих баллона для передвижения по воде размещены на максимальном удалении друг от друга в пределах несущего остова и соединены с ним в районе своих центров водоизмещения с возможностью колебания на волне в продольной плоскости. Сиденье рулевого выполнено подвижным в поперечном направлении и автоматически перемещается в наветренную сторону, благодаря связи с гиком через посредство гикашкотов правого и левого борта, проведенных через установленные на бортах блоки и замкнутые в кольцо на сиденье. Боковые коньки соединены между собой дистанционными поперечинами.

1. Предлагаемое универсальное транспортное средство относится к транспортным средствам, использующим для движения возобновляемые источники энергии, в частности к парусным транспортным средствам.

2. Известны многокорпусные парусные суда в том числе сборно-разборные катамараны с надувными корпусами применяемые для спортивных и туристских плаваний (см., например, каталог продукции Санкт-Петербургской фирмы «Тритон» или статью «С ветром под мышкой» в журнале «Катера и яхты» №170). Известны также буера для движения под парусом по льду (см. ежегодный информационный бюллетень Европейской Ассоциации по буеру класса "DN" или статью «Парус встает на коньки» в журнале «Моделист-конструктор» №12 за 1991 г.) и транспортные средства, использующие силу ветра для перемещения по суше на колесах (журнал "Катера и яхты" №1 за 1976 г., стр.14).

3. Однако отсутствуют универсальные транспортные средства способные двигаться под действием паруса по суше и по воде одновременно за счет сменных опорных элементов.

4. Сущность предлагаемой полезной модели заключается в следующем.

С целью сообщения транспортному средству возможности перемещаться по суше и по воде, оно выполнено унифицированным в части парусного вооружения, механизмов управления и остова в форме треугольного трубчатого каркаса, к которому крепятся сменные опорные элементы в виде поплавков для движения по воде, колес для перекатыванию по суше и коньков для скольжения по льду. При этом:

- для уменьшения изгибающих усилий, действующих на мачту со стороны гика и направленных вдоль гика, эти усилия уравновешиваются соединенным с гиком выстрелом-краспицей, получающей усилие от штага, проведенного через передний конец этой краспицы-выстрела к ноку мачты, где он смыкается с оттяжкой гика;

- рулевое устройство транспортного средства для передвижения по воде, с целью упрощения конструкции, выполнено в виде одного из водоизмещающих объемов связанного с рулевым приводом и крепящегося к основанию с возможностью поворота в горизонтальной плоскости;

- три водоизмещающих объема для передвижения по воде с целью повышения остойчивости и уменьшения гидродинамического сопротивления при движении по взволнованной поверхности размещены на максимальном удалении друг от друга в пределах несущей платформы и соединены с ней в районе своих центров водоизмещения с возможностью колебания на волне в продольной плоскости;

- для облегчения работы экипажа по открениванию транспортного средства во время лавировки сиденье рулевого выполнено подвижным в поперечном направлении и автоматически перемещается в наветренную сторону, благодаря связи с гиком через посредство гикашкотов правого и

левого борта, проведенных через установленные на бортах блоки и замкнутые на сиденье;

- с целью обеспечения параллельности лезвий боковых коньков последние соединены между собой дистанционными поперечинами, одна из которых установлена в носке коньков, а другая в заднике.

5. На фиг.1 схематично показано устройство предлагаемой полезной модели, где поз.1 обозначен остов транспортного средства в виде трубчатого треугольного каркаса, поз.2 мачта, установленная на остове с возможностью вращения и удерживаемая раскосами 3 и вантами 4. Поз.5 гик, шарнирно закрепленный на мачте и жестко связанный с выстрелом-краспицей 6, через передний конец которой проведен штаг 7, соединяющийся в районе нока с оттяжкой гика 8. Сиденье 9 установлено с возможностью поперечного перемещения на поперечных балках треугольного каркаса остова 1. Поз.10 парус, поз.11 рулевое устройство, поз.12 гикашкоты, поз.13 верхняя краспица, поз.14 веретенообразные надувные баллоны. На фиг.2 показано устройство полезной модели на колесах 15 вместо баллонов, а на фиг.3 на коньках 16 с дистанционными поперечинами 17. На фиг.4, 5, 6 приведены фотографии полезной модели.

6. Работает устройство следующим образом.

Закрепленный на мачте и гике парус выбивается для придания парусу необходимой формы с помощью оттяжки гика 8 замкнутой на ноке мачты со штагом 7. Продольная нагрузка на гик 5 в значительной мере уравновешивается выстрелом-краспицей 6 упертой в штаг 7 и не передается мачте. Такая конструкция парусного вооружения позволяет разгрузить остов от нагрузок, возникающих в штаге, и уменьшить нагрузку на остов от мачты, что обусловливает снижение материалоемкости конструкции в целом.

Парус устанавливается под некоторым углом к диаметральной плоскости транспортного средства с помощью гикашкотов 12. Продольная составляющая силы ветра действующего на парус приводит к поступательному движению устройства, а поперечная составляющая опрокидывает его. Для предотвращения опрокидывания сиденье с рулевым перемещается в наветренную сторону создавая откренивающий момент, который препятствует опрокидыванию транспортного средства. При этом перемещение в наветренную сторону сиденья с рулевым обеспечивается автоматически при смене галса и переходе паруса через диаметральную плоскость за счет того, что сиденье связано с гиком через посредство гикашкотов правого и левого борта, проведенных через установленные на бортах блоки.

Поворот осуществляется приведением в действие механизма, выполненного, например, в виде барабана с тросовой связью со шкворнем переднего управляемого баллона, конька или колеса. При этом барабан, расположенный на перемычке в передней части остова 1, приводится во вращение рулевым устройством 11 через посредство карданного шарнира, что позволяет рулевому осуществлять управляющие воздействия на рулевой механизм, находясь на любом удалении от диаметральной плоскости.

Смена опорно-ходовой системы при изменении условий эксплуатации осуществляется освобождением унифицированных элементов крепления одного ходового аппарата, заменой его другим аппаратом и закреплением на остове. При этом все опорные элементы крепятся к остову на максимальном удалении друг от друга для обеспечения лучшей остойчивости, а также с возможностью большего или меньшего вращения в продольной плоскости, что обеспечивает при установке колес, способность транспортному средству перекатываться по неровностям профиля, а при установке баллонов и коньков снижать динамическую составляющую сопротивления движению по взволнованной водной поверхности или по неровностям льда. Баллоны крепятся в районе своих центров водоизмещения.

Поскольку при движении на коньках сопротивление движению в значительной мере определяется параллельностью лезвий боковых коньков, последние соединены дистанционными поперечинами, установленными в носке и в заднике конька, гарантирующими параллельность лезвий при переменных боковых нагрузках.

7. Предлагаемая полезная модель позволяет расширить область применения парусных транспортных средств за счет глубокой унификации их конструкции в части остова и вооружения, а также сообщает устройству такие полезные качества как безопасность, за счет уменьшения вероятности опрокидывания, транспортабельность, благодаря возможности разборки трубчатой конструкции остова и мачты на элементы небольших габаритов и веса, высокие ходовые качества, обусловленные рационально выполненным опорно-ходовым аппаратом и эффективно работающим парусным вооружением.

1. Универсальное парусное транспортное средство, содержащее мачту, гик, рангоут, парус, остов, опорно-ходовые элементы и систему управления, отличающееся тем, что опорно-ходовые элементы выполнены сменными для разных условий эксплуатации в виде трех водоизмещающих баллонов для движения по воде, трех колес для движения по суше и трех коньков для движения по льду с унифицированными элементами крепления к основанию.

2. Универсальное парусное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что гик соединен с выстрелом-краспицей, получающей усилие от штага, проведенного через передний конец этого выстрела-краспицы к ноку мачты, где он смыкается с оттяжкой гика.

3. Универсальное парусное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что рулевое устройство транспортного средства для передвижения по воде выполнено в виде одного из водоизмещающих баллонов, связанного с рулевым приводом и крепящегося к остову с возможностью поворота в горизонтальной плоскости.

4. Универсальное парусное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что три водоизмещающих баллона для передвижения по воде размещены на максимальном удалении друг от друга в пределах несущего остова и соединены с ним в районе своих центров водоизмещения с возможностью колебания на волне в продольной плоскости.

5. Универсальное парусное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что сиденье рулевого выполнено подвижным в поперечном направлении и автоматически перемещается в наветренную сторону, благодаря связи с гиком через посредство гикашкотов правого и левого борта, проведенных через установленные на бортах блоки и замкнутые в кольцо на сиденье.

6. Универсальное парусное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что боковые коньки соединены между собой дистанционными поперечинами.



 

Похожие патенты:

Яхта // 95634

Полезная модель относится к специальным транспортным средствам, используемым во время аварийно-спасательных работ, а именно к устройствам для закрепления в их салоне индивидуальных шланговых воздушных дыхательных аппаратов с баллонами со сжатым воздухом.
Наверх