Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

 

Полезная модель относится к двигателестроению, в частности к конструкциям систем выхлопа двигателей внутреннего сгорания (ДВС), снабженных каталитическим нейтрализатором, и может быть использована для снижения токсичности отработавших газов ДВС. Повышение эффективности теплоизоляции, упрощение и уменьшении трудоемкости сборки каталитического нейтрализатора достигается за счет того, что в каталитическом нейтрализаторе отработавших газов ДВС, содержащем корпус моноблока с каталитическим носителем, снабженный установленным с зазором относительно него теплоизолирующим кожухом, на выходе которого имеется газосмесительная камера с присоединительным фланцем к тракту выхлопа двигателя внутреннего сгорания, а на входе - газоприемная камера с патрубками подвода отработавших газов от цилиндров двигателя внутреннего сгорания, причем корпуса моноблока с каталитическим носителем, газоприемной и газосмесительной камер выполнены в виде сваренных по продольному осевому разъему полукорпусов, зазор между корпусом моноблока с каталитическим носителем и теплоизолирующим кожухом заполнен теплоизолирующим материалом, а полукорпуса моноблока с каталитическим носителем, газоприемной и газосмесительной камер выполнены в виде единой штампованной детали.

Полезная модель относится к двигателестроению, в частности к конструкциям систем выхлопа двигателей внутреннего сгорания (ДВС), снабженных каталитическим нейтрализатором, и может быть использовано для снижения токсичности отработавших газов ДВС.

Известен каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус моноблока с каталитическим носителем, на выходе которого имеется газосмесительная камера с присоединительным фланцем к тракту выхлопа двигателя внутреннего сгорания, а на входе - газоприемная камера с патрубками подвода отработавших газов от цилиндров двигателя внутреннего сгорания (см. а.с. СССР №1483064, МПК F01N 3/28, 1987). К недостаткам известного устройства можно отнести его недостаточную теплоизоляцию, а также сложность и трудоемкость его сборки в виду наличия большого количества комплектующих деталей.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус моноблока с каталитическим носителем, снабженный установленным с зазором относительно него теплоизолирующим кожухом, на выходе которого имеется газосмесительная камера с присоединительным фланцем к тракту выхлопа двигателя внутреннего сгорания, а на входе - газоприемная камера с патрубками подвода отработавших газов от цилиндров двигателя внутреннего сгорания, причем корпуса моноблока с каталитическим носителем, газоприемной и газосмесительной камер выполнены в виде сваренных по продольному осевому разъему полукорпусов (см. патент РФ на полезную модель №30855, МПК F01N 3/28, публ. 2003 г.). Известное устройство не обладает достаточной теплоизоляцией, а также сложно и трудоемко при сборке в виду наличия большого количества комплектующих деталей.

Предлагаемая полезная модель направлена на решение задачи, состоящей в повышении эффективности теплоизоляции, упрощении и уменьшении трудоемкости сборки каталитического нейтрализатора.

Данная задача решается тем, что в каталитическом нейтрализаторе отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащем корпус моноблока с каталитическим носителем, снабженный установленным с зазором относительно него теплоизолирующим кожухом, на выходе которого имеется газосмесительная камера с присоединительным фланцем к тракту выхлопа двигателя внутреннего сгорания, а на входе - газоприемная камера с патрубками подвода отработавших газов от цилиндров двигателя внутреннего сгорания, причем корпуса моноблока с каталитическим носителем, газоприемной и газосмесительной камер выполнены в виде сваренных по продольному осевому разъему полукорпусов, зазор между корпусом моноблока с каталитическим носителем и теплоизолирующим кожухом заполнен теплоизолирующим материалом, а полукорпуса моноблока с каталитическим носителем, газоприемной и газосмесительной камер выполнены в виде единой штампованной детали.

Заполнение зазора между корпусом моноблока с каталитическим носителем и теплоизолирующим кожухом теплоизолирующим материалом существенно повышает эффективность теплоизоляции каталитического нейтрализатора.

Выполнение полукорпусов моноблока с каталитическим носителем, газоприемной и газосмесительной камер в виде единой штампованной детали значительно уменьшает количество деталей из которых собирается нейтрализатор, и, соответственно, обеспечивает упрощение и уменьшение трудоемкости его сборки.

На чертеже представлен общий вид предлагаемого каталитического нейтрализатора отработавших газов ДВС.

Каталитический нейтрализатор отработавших газов ДВС, содержит корпус 1 моноблока 2 с каталитическим носителем, снабженный установленным с зазором относительно него теплоизолирующим кожухом 3, на выходе которого имеется газосмесительная камера 4 с присоединительным фланцем 5 к тракту выхлопа ДВС. На входе или перед моноблоком с каталитическим носителем находится газоприемная камера 6 с патрубками 7 подвода отработавших газов от цилиндров ДВС. На чертеже показан только один такой патрубок, хотя на самом деле их количество соответствует числу цилиндров ДВС, например, четыре, как в прототипе. Корпуса 1, 8 и 9, соответственно, моноблока с каталитическим носителем, газоприемной и газосмесительной камер выполнены в виде сваренных по продольному осевому разъему 10 полукорпусов. При этом все корпуса 1, 8 и 9 состоят только из двух штампованных деталей - полукорпусов, которые по длине соответствуют практически полной длине нейтрализатора. Зазор между корпусом моноблока с каталитическим

носителем и теплоизолирующим кожухом заполнен теплоизолирующим материалом 11, который может быть выбран из числа известных на основе известных рекомендаций.

Каталитический нейтрализатор отработавших газов ДВС функционирует обычным для подобного типа устройств образом. Отработавшие газы из цилиндров ДВС поступают через патрубки 7 в газоприемную камеру 6, а затем в моноблок с каталитическим носителем. После очистки в этом моноблоке до необходимого уровня газы через газосмесительную камеру 4 отводятся в тракт системы выхлопа и шумоглушения и далее в атмосферу. При прохождении отработавших газов через каталитический нейтрализатор происходит его нагрев, а наличие в зазоре между корпусом 1 моноблока с каталитическим носителем и теплоизолирующим кожухом 3 теплоизолирующего материала препятствует возникновению высокой температуры на наружной поверхности нейтрализатора.

Предлагаемый каталитический нейтрализатор имеет эффективную теплоизоляцию, состоит из небольшого количества деталей и требует небольшой трудоемкости при его сборке.

Каталитический нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус моноблока с каталитическим носителем, снабженный установленным с зазором относительно него теплоизолирующим кожухом, на выходе которого имеется газосмесительная камера с присоединительным фланцем к тракту выхлопа двигателя внутреннего сгорания, а на входе - газоприемная камера с патрубками подвода отработавших газов от цилиндров двигателя внутреннего сгорания, причем корпуса моноблока каталитического носителя, газоприемной и газосмесительной камер выполнены в виде сваренных по продольному осевому разъему полукорпусов, отличающийся тем, что зазор между корпусом моноблока с каталитическим носителем и теплоизолирующим кожухом заполнен теплоизолирующим материалом, а полукорпуса моноблока каталитического коллектора, газоприемной и газосмесительной камер выполнены в виде единой штампованной детали.



 

Наверх