Устройство для сбора нефтяного загрязнения с поверхности водоема

 

Устройство предназначено для сбора загрязнения с поверхности водоема, в частности для сбора нефти. Сущность предлагаемого устройства состоит в том, что резервуар с кольцевым ограничительным элементом в его верхнем конце, служащим посадочным местом для обратного клапана, подвешивается на жесткой раме-подвеске с плавучей платформы, а его движение вверх-вниз обеспечивается установленным на платформе двигателем, обратный плавучий клапан с выпуклой верхней поверхностью (в форме шара или полусферы), а в качестве соединителя резервуара с рамой и с валом двигателя может быть использован шток, трос или иное крепление. Отличием предлагаемого устройства от прототипа является то, что резервуар подвешивается на жесткой раме-подвеске с плавучей платформы, а его движение вверх-вниз обеспечивается установленным на платформе двигателем, а в качестве соединителя резервуара с рамой и с валом двигателя может быть использован шток, трос или иное крепление. Схема устройства и принцип его работы схематически показаны на фиг.1-3. Предлагаемое устройство позволяет устранять не только нефтяное загрязнение, но также собирать с поверхности водоема плавучий мусор, включая сорбент, рассыпанный на поверхности воды для сбора нефти.

Устройство предназначено для сбора загрязнения с поверхности водоема, в частности для сбора нефти.

Известно множество устройств для сбора нефтяного загрязнения с поверхности водоема, описанных в монографии [1]. Одно из них (устройство-скиммер Рейнверфта) представляет собой плавучую, погруженную в воду воронку, из которой насосом откачивается верхний слой воды с находящейся на ее поверхности нефтяной пленкой. Основными недостатками этого устройства является сложность конструкции и неспособность работы при наличии волн.

Наиболее близким к предлагаемой модели является устройство для сбора нефтяного загрязнения с поверхности водоема, использующее энергию волн. Устройство представляет собой подвешенный резервуар с кольцевым ограничительным элементом в его верхнем конце, служащим посадочным местом для обратного клапана, и обратный клапан, выполненный плавучим с выпуклой верхней поверхностью (в форме шара или полусферы), причем нижний конец резервуара может быть заужен для присоединения груза, рукава или шланга [2].

Недостатком прототипа является то, что для его работы необходимо обязательное наличие в водоеме волн, так как в штилевую погоду устройство не работает.

Сущность предлагаемой модели состоит в том, что резервуар с кольцевым ограничительным элементом в его верхнем конце, служащий посадочным местом для обратного плавучего клапана с выпуклой верхней поверхность (в форме шара или полусферы), подвешивается на жесткой раме-подвеске с плавучей платформы, и его движение вверх-вниз обеспечивается установленным на платформе двигателем, а резервуар соединен с рамой и с валом двигателя штоком, тросом или иным креплением.

Отличием предлагаемого устройства от прототипа является то, что резервуар подвешивается на жесткой раме-подвеске с плавучей платформы, а его движение вверх-вниз обеспечивается установленным на платформе двигателем и резервуар соединен с рамой и с валом двигателя штоком, тросом или иным креплением.

На фиг.1 показана схема устройства. Фиг.2 и 3 иллюстрируют нижнее и верхнее положение резервуара в процессе работы.

Предлагаемое устройство для сбора нефтяного загрязнения с поверхности водоема (фиг.1) представляет собой открытый с обоих концов резервуар (1), верхний конец которого оборудован круговым ободом-ограничителем (2), служащим посадочным местом для легкого, обратного плавучего клапана (3). Резервуар подвешивается в воду с платформы (4), плавучесть которой обеспечивается поплавками (5), на жесткой раме-подвеске (6) через отверстие-окно (7), находящееся в центре платформы. На платформе устанавливается двигатель (8), вал которого обеспечивает движение штока (9), соединяющего двигатель на платформе, который поднимает и опускает резервуар (1) с рамой (6). Длина штока (9) и высота платформы (4) подбираются таким образом, чтобы при работе двигателя верхний конец резервуара постоянно пересекал урез воды - то погружался в воду, то поднимался над водой. Устройство устанавливается в месте поступления или разлива нефти на якоре или крепится к берегу.

Работа устройства для сбора нефтяного загрязнения с поверхности водоема осуществляется следующим образом (фиг.2). При установке устройства в воду в месте загрязнения (фиг.2) шток (9) занимает крайнее нижнее положение, при котором верхний край резервуара (1) находится под водой, плавучий клапан (3) «прижимается» к круговому ободу (2) и закрывает резервуар. Нефтяная пленка, разрушенная при установке резервуара, восстанавливается - «смыкается» над резервуаром. При подъеме стоящий на платформе (4) двигатель (8) (фиг.3) поднимает резервуар (1) таким образом, что его верхний конец пересекает урез воды и поднимается над поверхностью водоема. Клапан (3) под действием силы тяжести отходит от кругового обода (2) и открывается. При этом вода с нефтяным загрязнением, находящимся на ее поверхности под платформой, поступает в резервуар. Более легкая нефть остается в верхней части резервуара под клапаном, а более тяжелая вода выливается через нижний конец резервуара.

При многократном движении резервуара вверх-вниз в нем под клапаном накапливается нефтяное загрязнение. Период заполнения резервуара нефтяным загрязнением нетрудно рассчитать, зная объем резервуара, производительность двигателя и толщину нефтяной пленки. По окончании работ устройство может быть отбуксировано в другое место работы.

Предлагаемое устройство позволяет собирать с поверхности водоема не только нефтяное загрязнение, но также плавучий мусор,

включая сорбент, рассыпанный на поверхности воды для сбора нефти.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Нельсон-Смит. «Нефть и экология моря» // Изд. Прогресс, М. // 1977.

2. Пшеничный Б.П. Св. на ПМ РФ №0006809, Е02В 15/04, 16.06.1998.

Устройство для сбора нефтяного загрязнения с поверхности водоема, представляющее собой подвешенный резервуар с кольцевым ограничительным элементом в его верхнем конце, служащим посадочным местом для обратного клапана, и обратный плавучий клапан с выпуклой верхней поверхностью (в форме шара или полусферы), отличающееся тем, что резервуар подвешивается на жесткой раме-подвеске с плавучей платформы и его движение вверх-вниз обеспечивается установленным на платформе двигателем, резервуар соединен с рамой и валом двигателя штоком, тросом или иным креплением.



 

Наверх