Люк крыши транспортного средства

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к устройству аварийно-вентиляционного люка крыши транспортного средства. Технический результат от использования полезной модели заключается в снижении веса, увеличении жесткости рамки, повышении надежности крышки люка, улучшении герметизации люка в закрытом состоянии, снижении стоимости за счет применения унифицированных деталей. Люк крыши транспортного средства содержит крышку 1 люка, прилегающую к рамке 2. Рамка 2 установлена в проеме 3 люка и обрамляет его по всему периметру. Рамка 2 выполнена из алюминиевого профиля и состоит из верхнего 4 и нижнего 5 вертикальных элементов и горизонтальной полочки 6. Верхний 4 вертикальный элемент рамки размещен в центральной зоне горизонтальной полочки 6, за счет чего горизонтальная полочка делится на две части 6а и 6в. Часть 6в горизонтальной полочки соединена с нижним 5 вертикальным элементом и образует дополнительное плечо, которое, совместно с нижним 5 вертикальным элементом служит усилителем и может принимать дополнительные элементы (крепежные и т.п.). На верхнем 4 вертикальном элементе установлен эластичный уплотнитель 7. Рамка 2 люка крепится к каркасу 8 проема. К нижнему 5 вертикальному элементу рамки 2 с помощью кронштейнов присоединен механизм подъема передней и задней кромок крышки люка.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к устройству аварийно-вентиляционного люка крыши транспортного средства.

Известна крыша с люком для транспортного средства, содержащая отверстие с рамой, предусмотренное в жесткой поверхности крыши, которое может закрываться с помощью крышки люка, перемещающейся на 2-х осях, расположенных поперечно продольной оси транспортного средства, с помощью подъемного приспособления, имеющего рычаги, соединенные с рамой на концах, ползуны и копирные элементы, расположенные на крышке люка, в центре крышки люка размещен орган управления подъемным приспособлением, приводящийся в действие электроприводом, (см., например, патент ФРГ №4011903, кл. В60J 7/11, 12.04.90)

Недостатками указанной конструкции является большой вес крышки из-за размещения в ней механизма привода.

Наиболее близким устройством того же назначения является люк крыши автомобиля, содержащий крышку люка, установленную в проеме люка и открывающее и закрывающее устройство. Открывающее и закрывающее устройство люка крыши состоит из штанги закрепленной к рамке, обрамляющей проем на крыше, и двух рычажных систем, идентичных по форме и установленных симметрично. На концах штанги выполнена левая и правая резьба. Каждая рычажная система состоит из длинного рычага, один конец которого подвижно прикреплен к штанге, а другой верхний конец его прикреплен к крышке люка, и короткого рычага, один конец которого шарнирно прикреплен к штанге, а другой конец шарнирно прикреплен между концами длинного рычага. Длина короткого рычага составляет половину длины длинного рычага, (см., патент США №4929019, кл. В60J 7/057 от 17.01.89.) Данное решение принято за прототип.

Недостатками устройства являются низкая прочность рамки крышки люка, выполненной из пластика, плохая герметизация люка в закрытом состоянии.

- Задача, решаемая полезной моделью - снижение веса, увеличение жесткости рамки, повышение надежности крышки люка, улучшение герметизации люка в закрытом состоянии, снижение стоимости за счет применения унифицированных деталей.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном люке крыши транспортного средства, содержащем крышку люка, прилегающую к рамке, установленной в проеме люка, и состоящей из верхнего и нижнего вертикальных элементов и горизонтальной полочки, механизм регулируемого подъема передней и задней кромок крышки люка, установленный на рамке, уплотняющий элемент, в соответствии с полезной моделью рамка выполнена из алюминиевого профиля, верхний вертикальный элемент рамки размещен в центральной зоне горизонтальной полочки.

Рамка выполнена из полимерного профиля.

Уплотняющий элемент установлен на вертикальном элементе рамки.

Технический результат от использования полезной модели заключается в том, что выполнение рамки из алюминиевого профиля позволяет увеличить жесткость рамки, повысить надежность люка крыши. Размещение верхнего вертикального элемента рамки в центральной зоне обеспечивает более плотное прилегание крышки люка к рамке, за счет чего достигается улучшение герметизации люка в закрытом состоянии. Кроме того, образованное в результате дополнительное плечо рамки обеспечивает увеличение жесткости рамки и надежность крепления механизма подъема.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Фиг.1 - поперечное сечение при максимально открытой крышке люка

Фиг.2 - поперечное сечение без крышки люка.

Фиг.3 - сечение А-А фиг.1.

Фиг.4 - механизм подъема крышки люка.

Фиг.5 - крышка люка.

Люк крыши транспортного средства содержит крышку 1 люка, прилегающую к рамке 2. Рамка 2 установлена в проеме люка и обрамляет его по всему периметру. Рамка 2 выполнена из алюминиевого профиля и состоит из верхнего 3

и нижнего 4 вертикальных элементов и горизонтальной полочки 5 (фиг.3). Верхний 3 вертикальный элемент рамки размещен в центральной зоне горизонтальной полочки 5, за счет чего горизонтальная полочка делится на две части 5а и 5в. Часть 5в горизонтальной полочки соединена с нижним 4 вертикальным элементом и образует дополнительное плечо, которое, совместно с нижним 4 вертикальным элементом служит усилителем и может принимать дополнительные элементы (крепежные и т.п.). На верхнем 3 вертикальном элементе установлен эластичный уплотнитель 6. Рамка 2 люка крепится к каркасу 7 проема.

К нижнему 4 вертикальному элементу рамки 2 с помощью кронштейнов присоединен механизм подъема передней и задней кромок крышки люка. Механизм состоит из винта 8 фиксировано закрепленного на нижнем 4 вертикальном элементе рамки 2 и систем из двух рычагов 9, 10, идентичных, но установленных зеркально друг к другу (фиг.4). На винте 8 выполнена резьба, причем на одной половине винта 8а выполнена правая резьба, на другой половине 8в - левая резьба. Длинный рычаг 9 каждой из систем одним из концов 9а подвижно присоединен к винту 8, а другим, верхним концом 9в, неподвижно присоединен к крышке 1 люка. Короткий рычаг 10 одним концом 10а на оси 11 закреплен на винте 8, другим концом 10в закреплен на оси 12 в центральной зоне длинного рычага 9. Длина короткого рычага 10 равна половине длины длинного рычага 9. Винт 8 соединен с электроприводом 13 посредством системы шестерен.

Крышка 1 люка снабжена двумя ручками 14 (фиг.5), размещенными под углом 45° к передней и задней кромкам крышки люка и соединенными гибкой связью для аварийного открытия крышки люка. Кроме того, с наружной стороны люка установлены две ручки (не показаны), соединенные с той же гибкой связью для аварийного открытия люка извне.

Люк крыши транспортного средства работает следующим образом.

Открытие крышки 1 люка, как для приточки, так и для вытяжки, происходит следующим образом: включается электропривод 13, который через систему шестерен передает вращение винту 8. За счет того, что резьба на двух половинах винта 8а, 8в выполнена разного направления, концы 9а длинных рычагов начинают перемещаться вдоль винта 8 в противоположных направлениях. Второй конец 9в каждого длинного рычага начинает воздействовать на крышку 1, приподнимая ее.

Закрытие крышки 1 люка производится в обратном порядке за счет реверсивного вращения винта 8.

Для аварийного открытия крышки 1 люка нужно вывернуть ручки 14 и откинуть люк.

Такое выполнение люка крыши автомобиля позволяет повысить надежность крышки люка, улучшить герметизацию люка в закрытом состоянии. Выполнение рамки 2 люка из алюминиевого профиля позволяет надежно крепить механизм подъема, обеспечивает жесткость и герметичность люка.

Люк крыши транспортного средства может быть изготовлен с использованием известного оборудования как серийно, так и по заказу, любых размеров и модификаций.

1. Люк крыши транспортного средства, содержащий крышку люка, установленную в проеме люка, обрамленного рамкой, состоящей из верхнего и нижнего вертикальных элементов и горизонтальной полочки, и механизм регулируемого подъема передней и задней кромок крышки люка, отличающийся тем, что рамка выполнена из алюминиевого или полимерного профиля, причем верхний вертикальный элемент рамки размещен в центральной зоне горизонтальной полочки.

2. Люк крыши по п.1, отличающийся тем, что уплотняющий элемент установлен на вертикальном элементе рамки.



 

Наверх