Система для контроля вождения транспортного средства (варианты)

 

Система для контроля вождения транспортного средства предназначена для оценки качества вождения самоходными безрельсовыми транспортными средствами, например легковыми и грузовыми автомобилями. В соответствии с первым вариантом выполнения система содержит оборудованную датчиками и видиокамерами трассу движения, а также оборудованное датчиками, устройством (2) видионаблюдения за действиями курсанта при выполнении им упражнения в вождении и микрофоном (6) учебно-транспортное средство (1). Информация от датчиков, видиокамер и микрофона в режиме реального времени по беспроводной системе связи передается в установленный на наблюдательном пункте (4) компьютер и отражается в его базе данных и на мониторе.

В соответствии со вторым вариантом выполнения система содержит, трассу движения и учебно-транспортное средство (1), оборудованное устройством (2) видионаблюдения за действиями курсанта и устройством (5) видионаблюдения за обстановкой вокруг учебно-транспортного средства при выполнении курсантом упражнения в вождении, которые установлены с возможностью сохранения видиозаписи на носителе информации, а также микрофоном (6), соединенным с устройством для записи переговоров внутри учебно-транспортного средства (1), установленным с возможностью сохранения аудиозаписи на носителе информации.

Система, как при первом варианте выполнения, так и при втором, позволяет повысить объективность приема экзамена за счет расширения круга факторов, учитываемых при оценке, а именно, за счет использования записанной на материальном носителе информации о действиях курсанта при выполнении упражнения в вождении.

Полезная модель предназначена для контроля качества вождения самоходными безрельсовыми транспортными средствами, например легковыми и грузовыми автомобилями.

Известна система для контроля вождения транспортного средства, содержащая трассу движения и учебно-транспортное средство, которое оборудовано световым сигнальным устройством, смонтированным снаружи учебно-транспортного средства на его крыше. Световое сигнальное устройство включает три проблесковых маячка красного, желтого и зеленого цветов. Маячки включаются/выключаются в соответствии с результатами выполнения курсантом упражнения в вождении, отражая по сигналам датчиков, установленных на транспортном средстве, состояние ходового агрегата, и/или ходового узла, и/или органа управления учебно-транспортным средством или местоположением учебно-транспортного средства относительно внешних объектов. Сигналы маячков отслеживаются инструктором, который находится на наблюдательном пункте, расположенном так, что местоположение наблюдательного пункта дает возможность визуального наблюдения за учебно-транспортным средством со стороны. Результаты выполнения упражнения в вождении регистрируются инструктором в карточке курсанта по сигналам маячков. Наблюдательный пункт может быть оборудован видиокамерой для видиозаписи движущегося по трассе учебно-транспортного средства, которая используется для последующей проверки объективности приема экзамена (см. п.Р Ф №2240600 по кл. G09B 9/042 заявл. 11.12.2003, опубл. 20.11.2004 «Способ обучения и контроля вождения безрельсовых транспортных средств на учебно-тренировочном автодроме, учебное безрельсовое транспортное средство и система для реализации способа»).

Визуальное отслеживание инструктором по сигналам проблесковых маячков качества выполнения курсантом упражнения в вождении и внесение вручную в карточку курсанта данных о выполнении упражнения может привести к непреднамеренным ошибкам и даже к намеренному искажению результатов вождения («платный экзамен»). Это не позволяет обеспечить требуемую объективность приема экзамена.

Наиболее близкой по технической сущности, достигаемому результату и выбранной в качестве прототипа для первого варианта системы является система для контроля вождения транспортного средства, содержащая трассу движения в виде площадки автодрома, оборудованной датчиками и видиокамерами, и учебно-транспортное средство, оборудованное датчиками, отражающими состояние

конструктивных элементов автомобиля при выполнении упражнения в вождении. Данные от видиокамер и датчиков поступают на компьютер, который с учетом полученных данных, автоматически выставляет оценку за выполнение упражнения (см. http://adrive.by/acatoo/acamat.asp ?id=6).

Эта система позволяет исключить влияние человеческого фактора при оценке вождения за счет того, что оценку выставляет компьютер. Однако оценка выставляется без учета непосредственных действий курсанта, т.к. курсант находится в автомобиле один, и его действия никто не отслеживает. Это может привести к недостаточной объективности оценки, т.к. возможны помехи и сбои в работе автоматики, и недобросовестной сдаче экзамена не курсантом, а другим лицом.

При создании полезной модели в соответствии с первым вариантом заявляемой системы ставилась задача: повышение объективности приема экзамена за счет расширения круга факторов, учитываемых при оценке.

Техническим результатом, получаемым при реализации полезной модели, в соответствии с первым вариантом заявляемой системы, является регистрация на материальном носителе действий курсанта при выполнении упражнения в вождении.

Указанная задача решается за счет того, что в известной системе для контроля вождения транспортного средства, содержащей оборудованную датчиками и видиокамерами трассу движения, оборудованное датчиками учебно-транспортное средство и компьютер, установленный с возможностью приема информации от датчиков и видиокамер трассы движения и датчиков учебно-транспортного средства, согласно полезной модели, учебно-транспортное средство дополнительно оборудовано, по крайней мере, одним устройством видионаблюдения за действиями курсанта при выполнении им упражнения в вождении, которое установлено с возможностью безпроводной передачи сигнала на компьютер и отражения полученной информации в базе данных.

Устройство видионаблюдения за действиями курсанта при выполненении упражнения в вождении может быть установлено так, что информация о выполнении упражнения будет отражена в режиме реального времени на мониторе компьютера и том разделе базы данных, который содержит сведения о курсанте, выполняющем в данный момент упражнение.

Учебно-транспортное средство может быть дополнительно оборудовано устройством двухсторонней радиосвязи с наблюдательным пунктом и микрофоном, соединенным с устройством для записи переговоров внутри учебно-транспортного

средства, который установлен с возможностью сохранения аудиозаписи на носителе информации или беспроводной передачи сигнала на компьютер.

В качестве аналога для второго варианта заявляемой системы выбрано то же техническое решение, что и для первого варианта системы. Ему присущи те же недостатки, которые указаны выше.

Наиболее близкой по технической сущности, достигаемому результату и выбранной в качестве прототипа для второго варианта системы является система для контроля вождения транспортного средства, содержащая трассу движения в виде городской улицы и учебно-транспортное средство в виде обычного автомобиля. При сдаче экзамена в условиях реального дорожного движения курсант, находясь в автомобиле вместе с экзаменатором - инспектором ГИБДД, выполняет положенные действия, а оценка этих действий выставляется в соответствии с частным мнением экзаменатора (см. см. http://alex-zhidenko.narod.ru/gail.1.html).

При такой сдаче экзамена отсутствуют какие-либо материалы, которые можно было бы использовать для последующей проверки объективности приема экзамена. Это открывает широкие возможности для необъективной оценки действий курсанта.

При создании полезной модели в соответствии со вторым вариантом заявляемой системы также ставилась задача: повышение объективности приема экзамена за счет расширения круга факторов, учитываемых при оценке.

Техническим результатом, получаемым при реализации полезной модели, в соответствии со вторым вариантом заявляемой системы, является регистрация на материальном носителе действий курсанта при выполнении упражнения в вождении.

Указанная задача решается за счет того, что в известной системе для обучения вождению транспортного средства, содержащей трассу движения и учебно-транспортное средство, согласно полезной модели, учебно-транспортное средство оборудовано, по крайней мере, одним устройством видионаблюдения за действиями курсанта при выполнении им упражнения в вождении, установленным с возможностью сохранения видиозаписи на носителе информации.

Учебно-транспортное средство может быть дополнительно оборудовано, по крайней мере, одним устройством видионаблюдения за обстановкой вокруг учебно-транспортного средства, установленным с возможностью сохранения видиозаписи на носителе информации.

Учебно-транспортное средство может быть дополнительно оборудовано микрофоном, соединенным с устройством записи переговоров внутри учебно-

транспортного средства, установленным с возможностью сохранения аудиозаписи на носителе информации.

Исследования, проведенные по источникам патентной и научно-технической информации, показали, что заявляемая система неизвестна, т.е. соответствует критерию новизна.

Заявляемая система может быть изготовлена любым предприятием, специализирующимся в данной отрасли, т.к. для этого требуются известные материалы и стандартное оборудование, и широко использована для контроля качества вождения самоходными безрельсовыми транспортными средствами, например легковыми и грузовыми автомобилями, т.е. является промышленно применимой.

В отличие от прототипа, который предполагает создание видиозаписи движения учебно-транспортного средства со стороны (видиокамеры установлены вне автомобиля), на которой видно только само учебно-транспортное средство, но не виден курсант при выполнении упражнения в вождении, заявляемая система позволяет отследить действия самого курсанта. Очевидно, что наличие устройства видионаблюдения за действиями курсанта внутри учебно-транспортного средства при выполнении им упражнения в вождении позволяет путем регистрации на материальном носителе действий курсанта повысить объективность приема экзамена за счет расширения круга факторов, учитываемых при оценке.

При этом отражение видиокартинки на экране монитора компьютера позволяет экзаменатору в режиме реального времени наблюдать за курсантом, а фиксация в базе данных компьютера - предоставляет возможность для последующей проверки объективности приема экзамена.

В процессе обучения курсант должен приобрести навыки в вождении не только на трассе автодрома, но и на улицах города. Очевидно, что первый вариант выполнения заявляемой системы более пригоден для обучения на автодроме, т.к. передача сигнала в режиме реального времени на расстояние, превышающее 200-500 метров в настоящее время экономически не выгодна, хотя технически осуществима. Второй вариант выполнения заявляемой системы, более пригодный для обучения курсантов в условиях городских улиц, также как и первый, позволяет получить данные видионаблюдения за действиями курсанта при выполнении упражнения в вождении. Наличии дополнительного устройства видионаблюдения за обстановкой вокруг учебно-транспортного средства и микрофона позволяют уточнить картину событий, имевших место в момент выполнения упражнения в вождении. При этом возможность сохранения видио- и аудиозаписей на носителе информации, также как и при первом варианте

системы, позволяют контролировать объективности приема экзамена в вождении. Следует отметить, что возможно использование первого варианта заявляемой системы и для обучения в условиях городских улиц за счет использования более сложного и дорогостоящего способа беспроводной передачи сигнала на большое расстояние от учебно-транспортного средства на компьютер, но это экономически невыгодно. Возможно также применение второго варианта системы для использования на автодроме, но это не позволяет в режиме реального времени следить за действиями курсанта.

Следовательно, оба варианта выполнения заявляемой системы обеспечивают достижение одинакового технического результата - регистрации на материальном носителе действий курсанта при выполнении упражнения в вождении. Это обеспечивает выполнение поставленной при создании полезной модели задачи - повышение объективности приема экзамена за счет расширения круга факторов, учитываемых при оценке.

Заявляемая система поясняется чертежами, на которых изображены:

Фиг.1 Схематичное изображение автодрома.

Фиг.2 Учебно-транспортное средство.

Заявляемая система для обучения вождению транспортного средства содержит трассу движения (на чертеже не обозначена) и учебно-транспортное средство 1. В качестве трассы движения может выступать как городская улица, на которой осваиваются навыки вождения в условиях оживленного транспортного потока, так и автодром, на поле которого произведена соответствующая разметка и установлено необходимое оборудование для выполнения курсантами упражнений в вождении и автоматического отслеживания результатов выполнения упражнения. В качестве учебно-транспортного средства 1 может быть использован реальный легковой (или грузовой) автомобиль, который дополнительно оборудован устройством 2 видионаблюдения за курсантом (как для первого варианта системы, так и для второго), а также комплексом датчиков для отслеживания результатов выполнения упражнения в вождении (для первого варианта системы). В качестве устройства 2 видионаблюдения за курсантом при первом варианте выполнения системы, предназначенной для автодрома, используют видиокамеру, снабженную антенной (на чертеже не показана) для передачи сигнала на антенну 3 наблюдательного пункта 4, в котором устанавливают компьютер (на чертеже не показан), способный принять и сохранить поступающую на него информацию. При втором варианте выполнения системы, предназначенной для городских улиц, используют видиокамеру, снабженную, например, компакт-диском для сохранения видиозаписи. Учебно-транспортное средство 1, предназначенное для

проведения занятий вне автодрома, оборудуют дополнительно устройством 5 (одним или несколькими) для наблюдения за обстановкой вокруг автомобиля (например, видиокамерой с компакт диском для сохранения видиозаписи) и микрофоном 6, соединенным с устройством для записи переговоров, также снабженным компакт-диском для сохранения аудиозаписи. При этом видиокамеру 2, предназначенную для наблюдения внутри салона учебно-транспортного средства 1, устанавливают так, чтобы она была направлена на место водителя, а видиокамеры 5, предназначенные для наблюдения за обстановкой вокруг учебно-транспортного средства 1, устанавливают внутри салона так, что одна из них была направлена относительно учебно-транспортного средства 1 вперед, а вторая - назад (возможна установка только передней видиокамеры или дополнительная установка видиокамер, направленных вправо и влево от учебно-транспортного средства 1). Микрофон 6 также устанавливают внутри салона (кабины) автомобиля вблизи места водителя, причем возможна скрытая установка микрофона для скрытой записи переговоров. Учебно-транспортное средство 1 и наблюдательный пункт 4 могут быть снабжены также устройством двухсторонней радиосвязи 7, а в учебно-транспортом средстве 1 может быть дополнительно установлен микрофон 6, соединенный с устройством для записи переговоров с наблюдательным пунктом, причем запись переговоров может быть сохранена на компакт-диске устройства для записи переговоров или отправлена по беспроводной связи в компьютер наблюдательного пункта 4 и сохранена в его базе данных. В качестве компьютера, установленного на наблюдательном пункте 4 используют обычный персональный компьютер, который смонтирован так, что он имеет возможность принимать сигналы, поступающие от учебно-транспортного средства 1 на антенну 3 наблюдательного пункта 4. Принятые антенной 3 наблюдательного пункта 4 сигналы преобразуются в режиме реального времени в изображение на экране монитора компьютера и сохраняются в его базе данных. Для передачи сигнала от учебно-транспортного средства 1 на компьютер наблюдательного пункта 4 используют стандартный способ WiFi, обеспечивающий надежную передачу информации на расстояние 200-500 метров при экономически оправданном соотношении цены и качества.

Прием экзаменов у курсантов на автодроме с использованием заявляемой системы осуществляют следующим образом.

Курсант занимает свое место в учебно-транспортном средстве 1 и при помощи устройства для двухсторонней радиосвязи учебно-транспортного средства 1 с наблюдательным пунктом4 представляется экзаменатору, находящемуся на наблюдательном пункте4. При этом экзаменатор на экране монитора видит курсанта,

находящегося внутри учебно-транспортного средства 1, и производит идентификацию курсанта по сведениям о нем, имеющимся в базе данных компьютера. Далее экзаменатор по устройству двухсторонней радиосвязи наблюдательного пункта 4 с учебно-транспортным средством 1 передает курсанту команду на выполнение упражнения и, отслеживая по изображению на мониторе действия курсанта, имеет возможность реально оценить мастерство курсанта как по оценке, выставляемой компьютером на основании показаний датчиков, так и по своим собственным наблюдениям. Параллельно видиозапись действий курсанта сохраняется в базе данных компьютера и может быть использована при последующем разборе выполнения упражнения.

Прием экзамена у курсантов на городских улицах с использованием заявляемой системы осуществляют следующим образом.

Курсант вместе с экзаменатором занимают свои места в учебно-транспортном средстве 1 и курсант начинает выполнение упражнения. При этом устройство 2 для наблюдения за действиями курсанта, устройства 5 для наблюдения за обстановкой вокруг учебно-транспортного средства и микрофон 6 фиксируют ход событий. После окончания выполнения упражнений экзаменатор, выставляя оценку по результатам увиденного, имеет возможность аргументировать свою оценку путем просмотра полученных видио- и аудиоматериалов.

Учитывая вышесказанное, очевидно, что заявляемая система, как при первом варианте выполнения, так и при втором, позволяет повысить объективность приема экзамена за счет расширения круга факторов, учитываемых при оценке, а именно, за счет использования записанной на материальном носителе информации о действиях курсанта при выполнении упражнения в вождении.

В качестве дополнительного преимущества, заявляемой системы можно отметить возможность использования полученной видиозаписи для последующего разбора курсантом совместно с инструктором своих действий и возможности наглядно увидеть свои ошибки при выполнении упражнения в вождении, что повышает качество обучения курсантов.

1. Система для контроля вождения транспортного средства, содержащая оборудованную датчиками и видиокамерами трассу движения, оборудованное датчиками учебно-транспортное средство и компьютер, установленный с возможностью приема информации от датчиков и видиокамер трассы движения и датчиков учебно-транспортного средства, отличающаяся тем, что учебно-транспортное средство дополнительно оборудовано, по крайней мере, одним устройством видионаблюдения за действиями курсанта при выполнении им упражнения в вождении, которое установлено с возможностью безпроводной передачи сигнала на компьютер и отражения полученной информации в базе данных.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что устройство видионаблюдения за действиями курсанта установлено с возможностью отражения в режиме реального времени информации о действиях курсанта при выполнении им упражнения в вождении на мониторе компьютера и разделе базы данных компьютера, который содержит сведения о курсанте.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что учебно-транспортное средство дополнительно оборудовано устройством двухсторонней радиосвязи с наблюдательным пунктом и микрофоном, соединенным с устройством для записи переговоров внутри учебно-транспортного средства, который установлен с возможностью сохранения аудиозаписи на носителе информации или беспроводной передачи сигнала на компьютер.

4. Система для обучения вождению транспортного средства, содержащая трассу движения и учебно-транспортное средство, отличающаяся тем, что учебно-транспортное средство оборудовано, по крайней мере, одним устройством видионаблюдения за действиями курсанта при выполнении им упражнения в вождении, установленным с возможностью сохранения видиозаписи на носителе информации.

5. Система по п.4, отличающаяся тем, что учебно-транспортное средство дополнительно оборудовано, по крайней мере, одним устройством видионаблюдения за обстановкой вокруг учебно-транспортного средства, установленным с возможностью сохранения видиозаписи на носителе информации.

6. Система по п.4, отличающаяся тем, что учебно-транспортное средство дополнительно оборудовано соединенным с устройством для записи переговоров внутри учебно-транспортного средства микрофоном, установленным с возможностью сохранения аудиозаписи на носителе информации.



 

Наверх