Колесо со съемным протектором

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к тихоходным транспортным средствам, а именно - к колесам транспортных средств. Устройство может быть также использовано в сельскохозяйственной и коммунальной технике на прицепах, устройствах и механизмах на колесном ходу и гужевых повозках. Колесо со съемным протектором содержит диск, кольцевой обод со съемным протектором, упругие элементы, закрепленные и размещенные между диском и ободом в поперечных канавках на диске и ободе. Канавки на поперечном сечении имеют форму острого угла в пределах 30°-60°. На краях канавок обода предусмотрены выступы, сопряженные с упругими элементами, состоящими из одной или более пластин, один конец которых закреплен на плоскости канавки диска, а другой - на плоскости канавки обода, при этом протектор выполнен разрезным на части сопряженные по косым срезам, наклоненным в ту же сторону, что и пластины. 1 н.п.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к тихоходным транспортным средствам, а именно - к колесам транспортных средств. Устройство может быть также использовано в сельскохозяйственной и коммунальной технике на прицепах, устройствах и механизмах на колесном ходу и на гужевом транспорте.

Из сведений, общедоступных до даты приоритета заявленного его решения, известно следующее средство того же назначения: колесо со съемным протектором, содержащее диск для закрепления на ступице, кольцевой обод, на котором съемно установлен протектор, упругие элементы, съемно закрепленные и размещенные между диском и ободом в равномерно распределенных по окружности поперечных канавках выполненных на поверхностях диска и обода обращенных друг к другу (патент US №6286572, МПК В60В 9/26, НКИ 152/84, 2001 г.) Это техническое решение является наиболее близким к заявленной полезной модели и, поэтому принято за прототип.

Недостатками прототипа являются сложность конструкции из-за наличия четырех боковых накладных дисков, фиксирующих упругие элементы от выпадения и средств их крепления, недостаточные амортизирующие качества упругих элементов из-за высокой их конструктивной жесткости и значительная стоимость и сложность технологии изготовления, обусловленных Т-образным профилем поперечного сечения канавок и криволинейной фигурной формой упругих элементов.

Полезная модель направлена на получение технического результата: упрощение конструкции; обеспечение амортизирующих качеств упругих элементов и снижение стоимости при упрощении технологии изготовления.

Ниже приведены общие и частные существенные признаки, характеризующие причинно-следственную связь изобретения с указанным техническим результатом.

Колесо со съемным протектором, содержащее диск для закрепления на ступице, кольцевой обод, на котором съемно установлен протектор, упругие элементы, съемно закрепленные и размещенные между диском и ободом в равномерно распределенных по окружности поперечных канавках выполненных

на поверхностях диска и обода обращенных друг к другу. Указанные канавки на поперечном сечении имеют форму острого угла в пределах 30° - 60°, причем на краях канавок обода предусмотрены выступы, сопряженные с упругими элементами в собранном положении колеса, каждый упругий элемент состоит, по крайней мере, из одной пластины, один конец которой закреплен на плоскости канавки диска, ориентированной в сторону против направления вращения колеса, а другой конец пластины закреплен на плоскости канавки обода, ориентированной в сторону вращения колеса, Протектор выполнен разрезным на части сопряженные по косым срезам, наклоненным в ту же сторону, что и пластины.

Технический результат, достигаемый во всех случаях реализации объекта, обеспечивается следующей совокупностью новых, отличительных признаков:

указанные канавки на поперечном сечении имеют форму острого угла в пределах 30°-60°, причем на краях канавок обода предусмотрены выступы, сопряженные с упругими элементами в собранном положении колеса, каждый упругий элемент состоит, по крайней мере, из одной пластины, один конец которой закреплен на плоскости канавки диска, ориентированной в сторону против направления вращения колеса, а другой конец пластины закреплен на плоскости канавки обода, ориентированной в сторону вращения колеса, при этом протектор выполнен разрезным на части сопряженные по косым срезам, наклоненным в ту же сторону, что и пластины.

На фиг.1 представлен частичный общий вид колеса в разрезе А-А на фиг.2;

на фиг.2 - сечение Б-Б на фиг.1.

Колесо со съемным протектором содержит диск 1 для закрепления на ступице 2, кольцевой обод 3, на котором съемно установлен протектор 4. Упругие элементы 5 съемно закреплены и размещены между диском 1 и ободом 3 в равномерно распределенных поперечных канавках 6, выполненных на поверхностях диска 1 и обода 3, обращенных друг к другу. Указанные канавки 6 на поперечном сечении имеют форму острого угла а (фиг.1) в пределах 30°-60°. Установлено, что при углах меньших указанного предела пластины почти не деформируются и колесо становится жестким, т.е. отсутствуют амортизирующие свойства колеса. При углах превышающих верхний предел значений угла упругие свойства пластин не реализуется, поскольку они становятся очень «мягкими» и возможен статический и динамический контакт диска с ободом. Значение угла подбирается в зависимости от предполагаемой динамической нагрузки на колесо. На краях канавок обода предусмотрены выступы 7, сопряженные с упругими

элементами 5 в собранном положении колеса, при этом расстояние между выступами должно обеспечивать свободную установку пластин. Каждый упругий элемент состоит, по крайней мере, из одной пластины. На сриг.2 показан вариант с двумя пластинами. Один конец пластин закреплен на плоскости канавки 6 диска 1, например, болтами 8. Плоскость канавки и, следовательно, и пластина наклонены в сторону против направления вращения колеса. Другой конец пластины 5 закреплен на плоскости канавки обода, болтами 9 и гайками 10. Указанная плоскость ориентирована в сторону вращения колеса. Протектор 4 выполнен разрезным на части сопряженные по косым срезам, наклоненным в ту же сторону, что и пластины под острым углом (3 к линии, соединяющей вершину угла с центром колеса. При износе частей протектора они могут быть сняты откручиванием болтов 9 и гаек 10 с последующей заменой протектора на новый.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники, известным из научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках не выявило средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле полезной модели, включая характеристику назначения. Т.е., совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна и не тождественна каким-либо известным техническим решениям, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Заявленное техническое решение промышленно применимо, поскольку оно может быть изготовлено промышленным способом в автомобилестроении, с\х машиностроении и других отраслях и использовано в при эксплуатации транспортных средств, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо.

Устройство работает следующим образом.

Колесо устанавливается в зависимости от его направления вращения (фиг.1). На фиг.1 показана установка колеса с левой стороны транспортного средства. Для установки на правую сторону отсоединяют крепление пластин к диску, и закрепляют протектор с ободом и упругими элементами на соответствующих дисках колес правой стороны. При этом соблюдается наклон пластин в сторону противоположную направлению вращения колеса. Во время движения колеса пластины упруго деформируются, обеспечивая достаточные плавность хода и несущую способность. Колесо может использоваться на транспортных средствах, мобильных агрегатах, гужевых повозках и других тихоходных средствах.

Технический эффект от использования данной полезной модели заключается в снижении стоимости колеса, повышении эксплуатационных качеств и упрощение технологии изготовления.

Колесо со съемным протектором, содержащее диск для закрепления на ступице, кольцевой обод, на котором съемно установлен протектор, упругие элементы, съемно закрепленные и размещенные между диском и ободом в равномерно распределенных по окружности поперечных канавках, выполненных на поверхностях диска и обода, обращенных друг к другу, отличающееся тем, что указанные канавки на поперечном сечении имеют форму острого угла в пределах 30-60°, причем на краях канавок обода предусмотрены выступы, сопряженные с упругими элементами в собранном положении колеса, каждый упругий элемент состоит, по крайней мере, из одной пластины, один конец которой закреплен на плоскости канавки диска, ориентированной в сторону против направления вращения колеса, а другой конец пластины закреплен на плоскости канавки обода, ориентированной в сторону вращения колеса, при этом протектор выполнен разрезным на части, сопряженные по косым срезам, наклоненным в ту же сторону, что и пластины.



 

Наверх