Механизм регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства

 

Механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств. В механизме для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства на накладке (5) зафиксирована неподвижная втулка (6) с надетой на нее подвижной втулкой (8), взаимодействующей с усиками (9) подпружиненной клавиши (10) и с упругим элементом (11), выполненным с возможностью подвижной фиксации одним концом на неподвижной втулке (6), а другим на подпружиненном штифте (12), проходящем через отверстие (7) накладки (5) с возможностью размещения в отверстиях (2) задней стенки направляющей (1). Требуемая высота расположения петли крепления ремня безопасности (16) обеспечивается перемещением ползуна (4), закрепленного на накладке (5). Фиксация ползуна посредством штифта в отверстиях задней стенки направляющей позволяет обеспечить надежное крепление ремня безопасности на заданной высоте. Подпружинивание штифта пружиной сжатия обеспечивает отсутствие люфта в фиксирующих деталях. Выполнение ползуна из полимерного материала способствует лучшему скольжению последнего в направляющей, 3 илл.

Устройство относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств.

Известно регулируемое устройство направляющей лямки ремня безопасности транспортного средства, содержащее П-образную зубчатую направляющую с отверстием, ползун с отверстиями и закрепленным на нем подпружиненным стопором, выполненным в виде двуплечего рычага с ушками, в которых выполнены отверстия, и закрепленным в ползуне с возможностью поворота на оси, проходящей через отверстия в ушках стопора, причем приводной конец стопора проходит через ползун и отверстие направляющей, а задняя сторона имеет U-образный загиб. [1]

Известно регулируемое устройство направляющей лямки ремня безопасности транспортного средства, содержащее П-образную зубчатую направляющую с отверстием, ползун с окном и закрепленным в нем подпружиненным стопором с приводным концом, проходящим через окно ползуна и отверстие П-образной направляющей, и направляющую лямки ремня, причем в стенках ползуна соосно выполнены два овальных отверстия, а стопор выполнен в виде двуплечего рычага с ушками, в которых выполнены отверстия, и закреплен в ползуне с возможностью поворота на оси, проходящей через отверстие в ушках стопора и овальные отверстия в стенках ползуна, а между одним концом двуплечего рычага и ползуном имеется зазор, равный по величине половине овальности отверстий в ползуне. [2]. Недостатком данной конструкции является низкая надежность, так как в процессе эксплуатации устройства происходит износ зубьев на П-образной направляющей, что может привести к ненадежной фиксации стопора, и трудности сборки и установки устройства.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому эффекту является механизм регулирования по высоте верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве, содержащий направляющую, в которой установлен с возможностью перемещения ползун, подпружиненный упругим элементом, накладку, снабженную зацепами, охватывающими нижний

участок ползуна, представляющий собой загиб, выполненный с возможностью упора в заднюю стенку направляющей, снабженной передними стенками, образующими с ее боковыми стенками угловые участки, в которых выполнены сквозные отверстия для размещения зубьев ползуна, а упругий элемент представляет собой пластину, по крайней мере, часть которой расположена между ползуном и задней стенкой направляющей, и зацепленную за выступы, сформированные на накладке. [3] Однако зубья ползуна имеют малое сечение и при значительной нагрузке на ремень (например, при аварийной ситуации) может произойти их поломка. Кроме того, подпружинивание ползуна только упругим элементом в виде пластины в процессе эксплуатации может привести к появлению зазора (люфта) в фиксирующих деталях устройства, так как известным фактом является то, что через определенное время пластина теряет свои упругие свойства. Для освобождения зубьев ползуна из сквозных отверстий направляющей требуется достаточно большое усилие пользователя. Выполнение накладки из пластического материала способствует скольжению ползуна по элементам направляющей. Однако недостатком данного устройства является малая площадь соприкосновения элемента накладки из пластического материала с металлической поверхностью направляющей, что не способствует эффективному скольжению ползуна и не обеспечивает бесшумную эксплуатацию устройства в транспортном средстве.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является повышение надежности работы устройства и удобства его эксплуатации, обеспечение бесшумной работы устройства путем снижения громкости звукового соприкосновения элементов устройства, снижение усилия, прилагаемого для перемещения ползуна в направляющей.

Указанный результат достигается тем, что в механизме для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства, содержащем направляющую, снабженную передними стенками, образующими с ее боковыми стенками угловые участки, в которой установлен с возможностью перемещения ползун, упругий элемент в виде пластины и накладка, на накладке зафиксирована неподвижная втулка с надетой на нее подвижной втулкой, взаимодействующей с усиками подпружиненной клавиши и с упругим элементом, выполненным с возможностью подвижной фиксации одним концом на неподвижной втулке, а другим на подпружиненном штифте, проходящем через отверстие накладки с возможностью размещения в отверстиях задней стенки направляющей, при этом ползун, подвижная втулка и подпружиненная клавиша с усиками выполнены из полимерного материала.

Фиксация ползуна посредством штифта в отверстиях задней стенки направляющей позволяет обеспечить надежное крепление ремня безопасности на заданной высоте, поскольку штифт имеет

большое сечение и дополнительно подпружинен пружиной. Подпружинивание штифта пружиной сжатия обеспечивает отсутствие люфта в фиксирующих деталях, поскольку при «усталостной усадке» упругого элемента пружина дополнительно обеспечивает необходимое положение штифта. Выполнение ползуна из полимерного материала способствует лучшему скольжению последнего в направляющей, в связи с чем, для перемещения ползуна вверх-вниз не требуется значительных усилий пользователя. Выполнение из полимерного материала ползуна, подвижной втулки и подпружиненной клавиши с усиками обеспечивает бесшумную работу устройства, а также устраняет необходимость приложения пользователем значительных усилий для освобождения штифта из отверстия направляющей.

Механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид механизма, на фиг.2 - вид сбоку в разрезе, на фиг.3 - сечение А на фигуре 1.

Механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства содержит направляющую 1 (фиг.1, 2) с отверстиями 2 (фиг.1, 2, 3), имеющими выдавки 3, ползун 4 (фиг.2, 3) с продольными пазами, в которые входят передние стенки направляющей 1, накладку 5 с

неподвижной втулкой 6 и отверстием 7. На неподвижную втулку 6 надета подвижная втулка 8, взаимодействующая с усиками 9 подпружиненной клавиши 10 (фиг.1, 2). Между накладкой 5 и неподвижно закрепленным на ней ползуном 4 размещены упругий элемент 11 (фиг.2) в виде пластины и штифт 12, подпружиненный пружиной 13, при этом упругий элемент 11 подвижно зафиксирован одним концом на неподвижной втулке 6, а другим на штифте 12, проходящем через отверстие 7 накладки 5. Положение пружины 13 (фиг.2) фиксируется несквозным отверстием 14 ползуна 4 и буртиком 15 штифта 12. Петля крепления ремня безопасности 16 закреплена посредством болта 17 (фиг.1, 2) на неподвижной втулке 6.

Механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства работает следующим образом. Требуемая высота расположения петли крепления ремня безопасности 16 обеспечивается перемещением ползуна 4, закрепленного на накладке 5. При необходимости установления верхней точки крепления ремня безопасности выше имеющейся позиции, петлю крепления ремня безопасности 16 перемещают вверх простым движением руки. При этом штифт 12, двигаясь по поверхности выдавки 3, преодолевая усилие пружины 13, утапливается в несквозное отверстие 14, выходит из отверстия 2 направляющей 1, скользит по задней стенке направляющей до следующего отверстия 2 и под действием пружины

13 входит в него. Для перемещения петли крепления ремня безопасности 16 нажимают на подпружиненную клавишу 10, при этом под действием усиков 9 подвижная втулка 8 сдвигается по неподвижной втулке 6, нажимая на подвижно зафиксированный конец упругого элемента 11, который другим своим концом, зафиксированным на штифте 12, упираясь в буртик 15, воздействует на последний, утапливая его в несквозное отверстие 14 и освобождая из отверстия 2. Петлю крепления ремня безопасности 16 сдвигают вниз до необходимого положения, при этом штифт 12 под действием пружины 13 входит в ближайшее отверстие 2 направляющей 1. Верхняя точка крепления ремня безопасности зафиксирована.

Источники информации:

1. Свидетельство на полезную модель №12085 (Комин Л.А.), 24.05.1999 г., «Регулируемое устройство направляющей лямки ремня безопасности транспортного средства».

2. Авторское свидетельство СССР №1461661 (Мерелайне М.Э, Крылов А.Н, Комин Л.А, Йые А.И, Чахмахов Б.С.), 13.02.1987 г., «Регулируемое устройство направляющей лямки ремня безопасности транспортного средства».

3. Патент РФ на полезную модель №43829 (Озеров С.Б., Шкор П.А., Добрынин Н.Г, Попов А.Ю.), 28.10.2005 г., «Механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве».

1. Механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства, содержащий направляющую, снабженную передними стенками, образующими с ее боковыми стенками угловые участки, в которой установлен с возможностью перемещения ползун, упругий элемент в виде пластины и накладка, отличающийся тем, что на накладке зафиксирована неподвижная втулка с надетой на нее подвижной втулкой, взаимодействующей с усиками подпружиненной клавиши и с упругим элементом, выполненным с возможностью подвижной фиксации одним концом на неподвижной втулке, а другим - на подпружиненном штифте, проходящем через отверстие накладки с возможностью размещения в отверстиях задней стенки направляющей.

2. Механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что ползун, подвижная втулка и подпружиненная клавиша с усиками выполнены из полимерного материала.



 

Наверх