Механизм регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к устройствам пассивной безопасности в автомобилях. Механизм 1 для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве содержит направляющую 2, в которой установлен с возможностью перемещения ползун 3, подпружиненный первым упругим элементом 6 и охваченный зацепами накладки 4, а также содержащий стопорный зуб, предназначенный для размещения в окнах 13 направляющей 2. Новым является то, что механизм 1 снабжен ограничителем 5, подпружиненным вторым упругим элементом 7 и содержащим выступ 38, выполненный с возможностью упора в участок 22 ползуна 3, расположенный за блокирующим зубом, первый упругий элемент 6 расположен между ползуном 3 и накладкой 4 таким образом, что постоянно поджимает основание 31 накладки 4 к задней стенке 8 направляющей 2, а участок ползуна 3, направленный в сторону расположения задней стенки 8 направляющей 2, расположен в двух взаимно пересеченных плоскостях, зона пересечения которых, расположена поперек продольной оси L направляющей 2. Технический результат заключается в упрощении сборки механизма регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности надежного в эксплуатации. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к устройствам пассивной безопасности в автомобилях.

Из уровня техники известен механизм регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве (аналог - FR №2477085, кл. B60R 21/00, 1987 г.), содержащий П-образную зубчатую направляющую с отверстием, ползун с окном и закрепленным в нем подпружиненным стопором с приводным концом, проходящим через окно ползуна и отверстие направляющей, и направляющую лямки ремня безопасности. К недостаткам описанного устройства можно отнести его низкую надежность.

Из уровня техники известен механизм регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве (аналог - патент РФ №2090393, кл. В60R 22/20), содержащий П-образную зубчатую направляющую с отверстием, в которой размещен ползун с отверстиями и с закрепленным на нем подпружиненным стопором, выполненным в виде двуплечего рычага с ушками, загнутыми в одну сторону концами, в которых выполнены отверстия, и закрепленным в ползуне с возможностью поворота на оси, проходящей в ушках стопора. Приводной конец стопора проходит через ползун и отверстие направляющей, а также через вырез ползуна, одна из сторон которого имеет U-образный загиб, охватывающий боковую стенку

направляющей. Недостаткам описанной конструкции является относительно низкий уровень пассивной безопасности.

В качестве ближайшего аналога выбран механизм регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве (см. патент РФ на полезную модель РФ №43829 кл. В60R 22/20, публ. 10.02.2005 Бюл. №4), содержащий направляющую, в которой установлен с возможностью перемещения подпружиненный упругим элементом ползун, нижний участок которого охвачен зацепами накладки, расположенной с передней стороны ползуна, а в верхнем участке выполнены два стопорных зуба, предназначенный для размещения в отверстиях направляющей, выполненных в угловых участках, являющихся зоной перехода боковых стенок в передние. Упругий элемент представляет собой дугообразно изогнутую пластину, расположенную между задней стенкой направляющей и ползуном. Описанный механизм надежный в эксплуатации, однако, имеет повышенную трудоемкость сборки.

Задача полезной модели направлена на упрощение сборки механизма регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности надежного в эксплуатации.

Для решения поставленной задачи механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве содержит направляющую, в которой установлен с возможностью перемещения ползун, подпружиненный первым упругим элементом и охваченный зацепами накладки, а также содержащий стопорный зуб, предназначенный для размещения в окнах направляющей, упомянутый механизм снабжен ограничителем, подпружиненным вторым упругим элементом и содержащим выступ, выполненный с возможностью упора в участок ползуна, расположенный за блокирующим зубом, первый упругий

элемент расположен между ползуном и накладкой таким образом, что постоянно поджимает основание накладки к задней стенке направляющей, а участок ползуна, направленный в сторону расположения задней стенки направляющей, расположен в двух взаимно пересеченных плоскостях Х-Х и Y-Y, зона пересечения которых, расположена поперек продольной оси L направляющей; профиль ограничителя приближен к Z-образной форме и содержит захватную часть; участок ползуна, расположенный за блокирующим зубом, представляет собой углубление с открытой нижней зоной; ползун содержит углубление для установки первого упругого элемента; первый упругий элемент представляет собой цилиндрическую пружину; второй упругий элемент расположен в пазу ограничителя; второй упругий элемент представляет собой цилиндрическую пружину.

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 - изображена взрыв - схема механизма регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности для транспортного средства.

Фиг.2 - вид А на ползун фигуры 1.

Фиг.2 - вид Б на ограничитель фигуры 1.

Фиг.4 - изображено продольное сечение механизма регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в зафиксированном, а также незапертом положении ползуна.

Механизм 1 регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности содержит направляющую 2, ползун 3, накладку 4, ограничитель 5, первый 6 и второй 7 упругие элементы (см. фигуру 1).

Направляющая 2 предназначена для жесткого крепления к кузову транспортного средства, в частности легкового автомобиля, на уровне или чуть выше плечевого сустава пользователя. Направляющая

2 содержит в поперечном сечении С-образную часть и образована задней 8, двумя боковыми 9, 10 и двумя передними 11, 12 стенками, последние из которых направлены продольными кромочными участками 11а и 12а, соответственно, друг к другу. Направляющая 2 содержит ряд сквозных окон 13, выполненных в задней стенке 8 и расположенных вдоль продольной оси L направляющей 2. Верхний 14 и нижний 15 концевые участки направляющей 2 выполнены в поперечном сечении П-образной формы и образованы ранее упомянутыми задней 8 и боковыми 9, 10 стенками.

Для лучшего понимания конструкции в ползуне 3 условно выделены передняя и задняя стороны (см. фигуры 1, 2). С задней стороны ползуна 3 расположен участок 16, направленный в сторону расположения задней стенки 8 направляющей 2, и стопорный зуб 17. Участок 16 расположен в двух взаимно пересеченных плоскостях Х-Х и Y-Y, зона пересечения 18 которых представляет собой ребро, расположена поперек продольной оси L направляющей 2 и условно разделяет участок 16 на верхнюю 16а и нижнюю 16b части, где верхняя часть 16а расположена в плоскости Х-Х, а нижняя часть 16b расположена в плоскости Y-Y. В верхней части 16а ползуна 3 выполнено углубление 19 для размещения первого упругого элемента 6, представляющего собой, в частности, цилиндрическую пружину. Стопорный зуб 17 расположен в нижней зоне ползуна 3 и предназначен для размещения в окнах 13 направляющей 2. С передней стороны ползуна 3 расположен в верхней, зоне участок 20, в центральной зоне центральный выступ 21, а в нижней зоне участок 22. Участок 20 представляет собой углубление с открытой верхней зоной N. Участок 22 расположен за блокирующим зубом 17 и выполнен в виде углубления с открытой нижней зоной W. Центральный выступ 21 имеет цилиндрическую форму и содержит центральное отверстие 23 для установки элемента крепления 24

верхней направляющей 25 лямки 26 ремня безопасности. Ползун 3 содержит также с боковых сторон углубления 27 и 28, выполненные с заходом на переднюю сторону ползуна 3 и предназначенные для размещения соответственно зацепов 29 и 30 накладки 4.

Накладка 4 выполнена цельной деталью и содержит основание 31, выполненное уплощенным, вышеупомянутые зацепы 29 и 30, а также верхнюю 32 и нижнюю 33 ограничительные полочки. Зацепы 29 и 30 расположены с боковых сторон основания 31, имеют Г-образную форму и выполнены зеркально отраженными. В нижней зоне основания 31 накладки 4 выполнено отверстие 34 для размещения стопорного зуба 17 ползуна 3. Накладка 4 в продольном сечении (вдоль продольной оси S основания 31) выполнена -образной формы. Преимущественным вариантом является выполнение накладки 4 из пластических масс, при этом основание 31 должно изгибаться, по крайней мере, поперек продольной оси S, а зацепы 29 и 30 должны иметь возможность отгибаться от основания 31.

Ограничитель 5 (см. фигуры 1, 3) имеет сложную пространственную форму и содержит центральный участок 35 с продольно вытянутым отверстием 36 для размещения центрального выступа 21 ползуна 3, захватную часть 37, расположенную в верхней части с передней стороны центрального участка 35, и выступ 38, расположенный в нижней части с задней стороны упомянутого центрального участка 35. В центральном участке 35 имеется вертикально ориентированный паз 39 для установки второго упругого элемента 7. В конкретном примере исполнения упругий элемент 7 представляет собой цилиндрическую пружину. В продольном сечении ограничителя 5 выступ 38 выполнен L-образной формы с возможностью упора нижним концевым участком 40 в участок 20 ползуна 3. Ограничитель 5 содержит с боковых сторон верхние 41 и 42

и нижние 43 и 44 боковые пазы для размещения, соответственно, передних стенок 11 и 12 направляющей 2. В конкретном примере исполнения нижние боковые пазы 43 и 44 образованы выступом 38 и центральным участком 35, а верхние боковые пазы 41 и 42 образованы верхним выступом 45, расположенным с задней стороны центрального участка 35, и упомянутым центральным участком 35. Преимущественным вариантом является выполнение ограничителя 5 из пластмассы.

В направляющей 2 механизма 1 (см фигуру 4) размещены с возможностью перемещения накладка 4 и подпружиненный первым упругим элементом 6 ползун 3. Первый упругий элемент 6 расположен между основанием 31 накладки 4 ползуном 3, при этом один концевой участок упомянутого элемента 6 упирается в основание 31 накладки 4, а противоположный концевой участок расположен в углублении 19 верхней части 16а ползуна 3. Ползун 3 охвачен зацепами 29 и 30 накладки 4, при этом расположен между ее верхней 32 и нижней 33 ограничительными полочками, препятствующими перемещению ползуна 3 вдоль продольной оси S основания 31. Основание 31 накладки 4 постоянно поджато первым упругим элементом 6 к задней стенке 8 направляющей 2, при этом концевые участки 29а и 30а зацепов 29 и 30, соответственно, расположены напротив передних стенок 11 и 12, соответственно, направляющей 2, где передняя стенка 11 расположена в верхнем 41 и нижнем 43 пазах, а передняя стенка 12 расположена в верхнем 42 и нижнем 44 пазах ограничителя 5. Второй упругий элемент 7 расположен в пазу 39 ограничителя 5 и подпружинивает штифт 46, упирающийся в центральный выступ 21 ползуна 3, расположенный в отверстии 36 упомянутого ограничителя 5. В центральном отверстии 23 центрального выступа 21 расположен

элемент крепления 24, в частности болт, посредством которого зафиксирована верхняя направляющая 25 лямки 26 ремня безопасности.

В зафиксированном положении ползуна 3 стопорный зуб 17 расположен в отверстии 34 основания 31 накладки 4 и в одном из окон 13 направляющей 2, при этом верхняя часть 16а участка 16 ползуна 3 под действием первого упругого элемента 6 максимально отклонена от основания 31 накладки 4, нижняя часть 16b участка 16 прижата к упомянутому основанию 31, а ограничитель 5 упирается нижним концевым участком 40 выступа 38 в участок 22 ползуна 3, расположенный непосредственно за стопорным зубом 17. Центральный выступ 21 ползуна 3 максимально приближен или упирается в нижнюю образующую 35 а отверстия 36 центрального участка 35 ограничителя 5.

Требуемая высота расположения ползуна 3, от которого зависит высота расположения верхней точки ремня безопасности, обеспечивается непосредственным перемещением ползуна 3, вместе с которым перемещается и накладка 5. При перемещении ползуна 3 вверх или вниз необходимо к захватной части 37 приложить усилие G1 в направлении вниз. Ограничитель 5, преодолевая усилие второго упругого элемента 7, перемещается вниз до упора центрального выступа 21 ползуна 3 в верхнюю образующую часть 35b отверстия 36 центрального участка 35 ограничителя 5, при этом нижний концевой участок 40 выступа 38 выходит через открытую нижнюю зону W из участка 22 и располагается под ползуном 3, освобождая таким образом пространство для траектории перемещения ползуна 3. После этого к верхней направляющей 25 лямки 26 ремня безопасности необходимо приложить усилие G2 в направлении от задней стенки 8 направляющей 2 (см. фигуру 4), при этом выступ 45 заходит через верхнюю зону N в участок 20 и упирается в ползун 3. Ползун 3, преодолевая усилие

первого упругого элемента 6, приближается верхней частью 16а к основанию 31 накладки 4, а стопорный зуб 17 выходит из окна 13 направляющей 2, в котором он располагался. После этого к захватной части 37 прикладывается усилие G3 или G4, позволяющее переместить ползун 3 с накладкой 4 в верхнее или нижнее, соответственно, направление до выбранного пользователем положения верхней точки крепления ремня безопасности.

Вышеописанный механизм 1 отличается надежностью в эксплуатации и относительно простой сборкой.

1. Механизм для регулирования по высоте положения верхней точки крепления ремня безопасности в транспортном средстве, содержащий направляющую, в которой установлен с возможностью перемещения ползун, подпружиненный первым упругим элементом и охваченный зацепами накладки, а также содержащий стопорный зуб, предназначенный для размещения в окнах направляющей, отличающийся тем, что снабжен ограничителем, подпружиненным вторым упругим элементом и содержащим выступ, выполненный с возможностью упора в участок ползуна, расположенный за блокирующим зубом, первый упругий элемент расположен между ползуном и накладкой таким образом, что постоянно поджимает основание накладки к задней стенке направляющей, а участок ползуна, направленный в сторону расположения задней стенки направляющей, расположен в двух взаимно пересеченных плоскостях Х-Х и Y-Y, зона пересечения которых расположена поперек продольной оси L направляющей.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что профиль ограничителя приближен к Z-образной форме и содержит захватную часть.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что участок ползуна, расположенный за блокирующим зубом, представляет собой углубление с открытой нижней зоной.

4. Механизм по п.1, отличающийся тем, что ползун содержит углубление для установки первого упругого элемента.

5. Механизм по п.1, отличающийся тем, что первый упругий элемент представляет собой цилиндрическую пружину.

6. Механизм по п.1, отличающийся тем, что второй упругий элемент расположен в пазу ограничителя.

7. Механизм по п.1, отличающийся тем, что второй упругий элемент представляет собой цилиндрическую пружину.



 

Наверх