Устройство отклонения элерона самолета

 

Для упрощения конструкции при повышении надежности работы устройство отклонения элерона, содержащее закрепленные на крыле привод и качалку, связанную одним плечом с кинематическим механизмом, соединенным с приводом, а другим - с тягой отклонения элерона, при этом кинематический механизм выполнен в виде каретки, связанной с приводом и размещенной внутри трубчатой направляющей, закрепленной на крыле, а каретка выполнена с возможностью поступательного и вращательного движения внутри трубчатой направляющей и соединена с тягой отклонения элерона системой из трех серег, последовательно соединенных с кареткой, между собой и с качалкой шарнирами, оси которых взаимно перпендикулярны.

Полезная модель относится к области авиации, в частности, к устройствам для управления элеронами самолета.

Известен механизм управления элеронами самолета, содержащий две закрепленные на вращающихся валах входные качалки, соединенные с проводками продольного и поперечного управления летательным аппаратом и шарнирно сочлененные между собой и с выходной качалкой, связанной с приводами элеронов и закрепленной на валу, установленном с возможностью вращения на плече одной из входных качалок перпендикулярно ее оси поворота и соединенном с валом другой входной качалки с помощью карданного шарнира, при этом оси поворота входных и выходной качалок пересекаются в одной точке, совпадающей с центром карданного шарнира (SU 985511, В64С 13/30, 2005).

Ближайшим аналогом полезной модели является устройство для управления элеронами самолета, содержащее дифференциальный механизм, включающий основную качалку, соединенную с рычагом управления элероном и посредством тяги связанную с механизмом коррекции, выходная качалка которого соединена с приводом продольного управления летательного аппарата, и закрепленную на основной качалке двуплечую качалку, которая одним своим плечом связана с элероном, а другим плечом

шарнирно сочленена с промежуточным звеном, кинематически связанным с выходной качалкой механизма коррекции, при этом кинематическая связь промежуточного звена с выходной качалкой механизма коррекции выполнена в виде шарнирного соединения этого звена с указанной качалкой (SU 1413855, В64С 13/30, 2005).

К недостаткам известных устройств относится их сложность.

Задачей, решаемой полезной моделью является упрощение конструкции устройства управления элеронами самолета со стреловидным крылом, а также повышение надежности его работы.

Поставленная задача решается за счет того, что устройство отклонения элерона содержит закрепленные на крыле привод и качалку, связанную одним плечом с кинематическим механизмом, соединенным с приводом, а другим - с тягой отклонения элерона, при этом кинематический механизм выполнен в виде каретки, связанной с приводом и размещенной внутри трубчатой направляющей, закрепленной на крыле. Каретка выполнена с возможностью поступательного и вращательного движения внутри трубчатой направляющей и соединена с тягой отклонения элерона системой из трех серег, последовательно соединенных с кареткой, между собой и с качалкой шарнирами, оси которых взаимно перпендикулярны, т.е. ось последующего шарнира перпендикулярна оси предыдущего шарнира, причем шарниром, ось первого из шарниров перпендикулярна оси штока привода отклонения элерона.

Каретка установлена в трубчатой направляющей на опорах качения.

Техническим результатом от использования полезной модели является упрощение конструкции при повышении надежности работы. Простой кинематический механизм, образованный кареткой, установленной внутри трубчатой направляющей со свободой поступательного и вращательного движения, а также системой из трех серег, шарнирно соединенных друг с другом, с кареткой и с плечом качалки, позволяет передавать движение от привода на исполнительный орган - тягу отклонения элерона стреловидного крыла без перекосов и заеданий за счет обеспечения свободы перемещения и вращения относительно осей х, y, z. Надежность работы устройства обусловлена простотой его конструкции.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - устройство отклонения элерона в разрезе, вид сверху;

на фиг.2 - то же, вид сбоку.

Устройство отклонения элерона содержит привод, перемещение штока которого, передаваемое кинематическим механизмом, отклоняет элерон на заданный угол. Элерон 1 установлен на крыле самолета посредством узлов навески (не показаны). Для управления отклонением элерона на крыле закреплена качалка 2, связанная одним плечом с кинематическим механизмом устройства отклонения элерона, а другим - с тягой отклонения элерона.

Кинематический механизм устройства отклонения элерона включает каретку 3, связанную со штоком привода отклонения элерона и размещенную внутри трубчатой направляющей 4, закрепленной на крыле. Каретка 3 выполнена с возможностью поступательного перемещения и вращательного движения внутри трубчатой направляющей за счет установки

ее на опорах качения 5. К каретке 3 шарнирно прикреплена система из трех последовательно соединенных серег 6, 7, 8, связывающих каретку с качалкой управления отклонением элерона.

Серьги 6, 7, 8 последовательно соединены с кареткой и между собой шарнирами, оси которых взаимно перпендикулярны. Первая серьга 6 одним концом соединена с кареткой 3 шарниром, ось которого перпендикулярна оси штока привода отклонения элерона. Вторая серьга 7 связана с другим концом первой серьги 6 шарниром, ось которого перпендикулярна оси шарнира соединения первой серьги с кареткой. Третья серьга 8 соединена со второй серьгой шарниром, ось которого перпендикулярна шарниру соединения первой 6 и второй 7 серег, и шарнирно соединена с плечом качалки 2 управления отклонением элерона.

Работа устройства осуществляется следующим образом. При поступлении сигнала на отклонение элерона шток привода перемещает каретку 2 внутри трубчатой направляющей 4. Система из серег 6, 7, 8, последовательно соединенных с кареткой, между собой и с плечом качалки 2, поворачивают упомянутую качалку относительно оси ее крепления к крылу. Второе плечо качалки 2 перемещает шарнирно связанную с ней тягу и, тем самым, отклоняет элерон на заданный угол.

1. Устройство отклонения элерона, содержащее закрепленные на крыле привод и качалку, связанную одним плечом с кинематическим механизмом, соединенным с приводом, а другим - с тягой отклонения элерона, отличающееся тем, что кинематический механизм выполнен в виде каретки, связанной с приводом и размещенной внутри трубчатой направляющей, закрепленной на крыле, при этом каретка выполнена с возможностью поступательного и вращательного движения внутри трубчатой направляющей и соединена с тягой отклонения элерона системой из трех серег, последовательно соединенных с кареткой, между собой и с качалкой шарнирами, оси которых взаимно перпендикулярны.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каретка установлена в трубчатой направляющей на опорах качения.



 

Наверх