Устройство для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах

 

Техническое решение относится к области газового анализа и предназначено для выявления взрывчатых веществ (ВВ) и взрывоопасных предметов (ВОП) в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах. Полезная модель также может использоваться для выявления наркотических (НВ) и отравляющих веществ (ОВ). Задачей настоящего технического решения является значительное повышение эффективности поиска ВВ, НВ, ОВ и ВОП. Устройство для выявления ВВ и ВОП в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах содержит камеру, внутренние размеры которой превышают размеры обследуемого объекта, с устройством для ее вакуумирования в виде одной или нескольких секций низкого давления ударных труб, каждая из которых снабжена диафрагмой и вакуумирующим насосом, и блоки абсорбции паров ВВ. Как минимум, одна боковая стенка и потолок камеры выполнены с возможностью перемещения. Кроме того, секции низкого давления ударных труб могут быть выполнены с возможностью перемещения на боковых стенках и потолке камеры. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области газового анализа и предназначена для выявления взрывчатых веществ (ВВ) и взрывоопасных предметов (ВОП) в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах. Полезная модель также может использоваться для выявления наркотических (НВ) и отравляющих веществ (OВ).

Известно устройство для выявления ВВ и ВОП в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах, содержащее камеру, внутренние размеры которой превышают размеры обследуемого объекта, с устройством для ее вакуумирования в виде одной или нескольких секций низкого давления ударных труб, каждая из которых снабжена диафрагмой и вакуумирующим насосом, и блоки абсорбции паров ВВ [1]. При этом секций низкого давления ударных труб размещены в верхней части и/или на боковых поверхностях камеры.

Недостатком данного устройства является низкая эффективность выявления ВВ и ВОП в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах, обусловленная необходимостью создания секций низкого давления ударных труб с достаточно большим внутренним объемом и/или обеспечения достаточно высокой степени их вакуумирования для компенсации отрицательного влияния на процесс обследования большого объема воздуха в камере вне пределов подозрительных предметов, багажа или транспортных средств. Особенно низка эффективность устройства при обследовании легковых автомашин в камере, рассчитанной на работу с большегрузными транспортными средствами, когда объем воздуха в этой камере существенно превышает

объем обследуемого транспортного средства, и расстояния от диафрагм секций низкого давления до обследуемых поверхностей легковых автомашин соизмеримо или даже превышает размеры обследуемого объекта.

Задачей настоящего технического решения является значительное повышение эффективности выявления ВВ, НВ, OВ и ВОП в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах, независимо от их типоразмера.

Поставленная задача решается тем, что в устройстве для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах, содержащем камеру, внутренние размеры которой превышают размеры обследуемого объекта, с устройством для ее вакуумирования в виде одной или нескольких секций низкого давления ударных труб, каждая из которых снабжена диафрагмой и вакуумирующим насосом, и блоки абсорбции паров ВВ, как минимум, одна боковая стенка и потолок камеры выполнены с возможностью перемещения. Кроме того, секции низкого давления ударных труб могут быть выполнены с возможностью перемещения на боковых стенках и потолке камеры.

Проведенный анализ заявленного решения показал, что значительное повышение надежности выявления ВВ, НВ, OВ и ВОП в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах обеспечивают за счет выполнения, как минимум, одной боковой стенки и потолка камеры с возможностью их перемещения и выполнения секций низкого давления ударных труб с возможностью их перемещения на боковых стенках и потолке камеры.

На фиг.1 представлена схема устройства для выявления ВВ и ВОП в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах.

Устройство содержит камеру 1, внутренние размеры которой превышают размеры обследуемого объекта 2 (подозрительные предметы, багаж или транспортное средство, включая большегрузные автомашины). В верхней части и/или на боковых стенках камеры 1 размещают одну или несколько секций низкого давления 3 ударных труб с диафрагмами 4. Количество секций 3 определяется их типом (размерами, скоростью и степенью достигаемого

вакуумирования), необходимым темпом обследования и типами объектов 2. Эти секции 3 могут быть размещены как внутри камеры 1, так и снаружи ее, и выполнены с возможностью ручного или механизированного перемещения, например, с помощью системы рольгангов. Вакуумирование секций низкого давления 3 можно осуществлять предварительно с помощью маломощных вакуумирующих насосов 5 во время извлечения (выезда) из камеры 1 предыдущего обследованного объекта 2 и размещения (заезда) очередного.

Потолок и одна или несколько боковых стенок камеры 1 выполнены с возможностью их плоско-параллельного перемещения для уменьшения объема воздуха вне пределов обследуемого объекта 2. Для обеспечения такой возможности могут использоваться фрагменты конструкций на основе прочной гофрированной резины, аналогичных, например, устройству сцепки автобусов с прицепом. В случае обследования автотранспорта представляется целесообразным обеспечение подвижности, в первую очередь, потолка и одной из торцевых стенок, обращенных к передней или задней частям автотранспорта, поскольку именно его высота и длина могут иметь наибольший разброс значений.

Перемещая потолок камеры 1 и/или одну или несколько боковых стенок, обеспечивают минимизацию объема воздуха вне пределов обследуемого объекта 2. Перемещением секций низкого давления 3 ударных труб вдоль стенок или потолка камеры 1 обеспечивают их размещение в непосредственной близости от характерных зон (с точки зрения наиболее вероятного присутствия следов ВВ) объекта 2. К числу таких зон в автотранспорте могут быть отнесены ручки дверей, замок капота и багажника, крышка бензобака, колесные ниши и т.п. За счет существенного приближения секций низкого давления 3 к характерным зонам объекта 2 появляется возможность значительного уменьшения габаритов секций 3 и степени их вакуумирования с одновременным значительным повышением эффективности поиска ВВ, НВ, ОВ и ВОП. Кроме того, появляется возможность локализации и точного определения местоположения ВВ и ВОП, в отличие от аналога.

Блоки абсорбции паров ВВ 6, например, в виде сетки-концентратора из комплекта портативного детектора паров ВВ [2], могут быть размещены как внутри каждой из секций низкого давления 3 ударных труб, так и снаружи между обследуемой характерной зоной объекта 2 и диафрагмой соответствующей секции 3. Вместо блоков абсорбции паров ВВ 4 или совместно с ними могут использоваться блоки абсорбции наркотических и отравляющих веществ, что значительно расширяет возможности устройства по выявлению опасных веществ.

При перемещении или разрушении диафрагм 4 начинается процесс интенсивного перемещения воздуха из камеры 1, которая в данном случае выступает в качестве секции высокого давления ударной трубы, в секции низкого давления 3 с дегазацией камеры 1 и внутреннего объема обследуемого объекта 2 с одновременными интенсификацией парообразования в ВВ и отрывом микрочастиц ВВ от поверхности объекта 2. Потоки воздуха с микрочастицами и парами ВВ проходят через блоки абсорбции паров ВВ 6. Большая скорость процесса практически исключает отрицательное влияние на результаты обследования возможного притока воздуха извне через загрязнившиеся уплотнения камеры 1.

После прекращения реверберации воздуха в камере 1 и секциях низкого давления 3, что занимает несколько секунд, блоки абсорбции паров ВВ 6 анализируются с помощью различных детекторов ВВ или химических экспресс-тестов на наличие следов ВВ. В случае использования блоков абсорбции наркотических и отравляющих веществ их анализ осуществляется с помощью соответствующих детекторов или химических экспресс-тестов. В отдельных случаях для повышения достоверности результата, полученного в ходе единичного цикла вакуумирования, возможно его многократное повторение.

Таким образом, предложенное техническое решение обеспечивает значительное повышение эффективности выявления ВВ, НВ, ОВ и ВОП в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах.

Перечень источников информации:

1. Устройство для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах. - Заявка на полезную модель №2007128455, МПК8 : G01N 1/22, G01N 1/24, G01N1/26, 2007.

2. Детектор паров взрывчатых веществ «Пилот-М». - Инструкция по эксплуатации. М., Лаванда-Ю (u.ru).

1. Устройство для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах, содержащее камеру, внутренние размеры которой превышают размеры обследуемого объекта, с устройством для ее вакуумирования в виде одной или нескольких секций низкого давления ударных труб, каждая из которых снабжена диафрагмой и вакуумирующим насосом, и блоки абсорбции паров ВВ, отличающееся тем, что, как минимум, одна боковая стенка и потолок камеры выполнены с возможностью перемещения.

2. Устройство для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах по п.1, отличающееся тем, что секции низкого давления ударных труб выполнены с возможностью перемещения на боковых стенках и потолке камеры.



 

Наверх