Устройство для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в транспортных средствах

 

Техническое решение относится к области газового анализа и предназначено для выявления взрывчатых веществ (ВВ) и взрывоопасных предметов (ВОП) в первую очередь - в транспортных средствах. Полезная модель также может использоваться для выявления наркотических (НВ) и отравляющих веществ (OВ). Задачей настоящего технического решения является значительное повышение эффективности поиска ВВ, НВ, OВ и ВОП в транспортных средствах. Устройство для выявления ВВ и ВОП в транспортных средствах содержит одну или несколько секций низкого давления ударных труб, каждая из которых снабжена диафрагмой и вакуумирующим насосом, и блоки абсорбции паров взрывчатых веществ. Секции низкого давления ударных труб размещены на нескольких подвижных рамах. При этом рамы могут быть снабжены трехкоординатными механизмами перемещения секций низкого давления ударных труб. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области газового анализа и предназначена для повышения надежности выявления взрывчатых веществ (ВВ) и взрывоопасных предметов (ВОП) в первую очередь - в транспортных средствах. Полезная модель также может использоваться для выявления наркотических (НВ) и отравляющих веществ (OВ).

Известно устройство для выявления ВВ и ВОП в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах, содержащее камеру, внутренние размеры которой превышают размеры обследуемого объекта, с устройством для ее вакуумирования в виде одной или нескольких секций низкого давления ударных труб, каждая из которых снабжена диафрагмой и вакуумирующим насосом, и блоками абсорбции паров ВВ [1]. При этом секций низкого давления ударных труб размещены в верхней части и/или на боковых поверхностях камеры.

Недостатком данного устройства является низкая эффективность поиска ВВ и ВОП в транспортных средствах, обусловленная необходимостью создания секций низкого давления ударных труб с достаточно большим внутренним объемом и/или обеспечения достаточно высокой степени их вакуумирования для компенсации отрицательного влияния на процесс обследования большого объема воздуха в камере вне пределов транспортного средства. Особенно низка эффективность устройства при обследовании легковых автомашин в камере, рассчитанной на работу с большегрузными транспортными средствами, когда объем воздуха в этой камере существенно превышает объем обследуемого транспортного средства, и расстояния от

диафрагм секций низкого давления до обследуемых поверхностей легковых автомашин соизмеримо или даже превышает размеры обследуемого объекта.

Задачей настоящего технического решения является значительное повышение эффективности поиска ВВ, НВ, OВ и ВОП в транспортных средствах, независимо от их типа.

Поставленная задача решается тем, что в устройстве для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в транспортных средствах, содержащем одну или несколько секций низкого давления ударных труб, каждая из которых снабжена диафрагмой и вакуумирующим насосом, и блоки абсорбции паров взрывчатых веществ, секции низкого давления ударных труб размещены на нескольких подвижных рамах. При этом рамы могут быть снабжены трехкоординатными механизмами перемещения секций низкого давления ударных труб.

Проведенный анализ заявленного решения показал, что значительное повышение значительное повышение эффективности поиска ВВ и ВОП в транспортных средствах, независимо от их типа, обеспечивают за счет размещения секций низкого давления ударных труб на нескольких подвижных рамах и снабжения этих рам трехкоординатными механизмами перемещения секций низкого давления ударных труб.

На фиг.1 представлена схема устройства для выявления ВВ и ВОП в транспортных средствах.

В отличие от аналога, рассматриваемое устройство может эффективно функционировать без камеры для транспортного средства 1 и быть мобильным. Устройство содержит одну или несколько секций низкого давления 2 ударных труб, размещенных на нескольких подвижных рамах 3, например, в виде переносных штативов к кинопроекционному оборудованию. На одной раме 3 может быть размещено несколько секций 2. На рамах 3 могут быть размещены трехкоординатные механизмы перемещения секций низкого давления 2 ударных труб для обеспечения удобства их размещения и ориентации в непосредственной близости от характерных зон (с точки зрения наиболее

вероятного присутствия следов ВВ) транспортного средства 1. К числу таких зон могут быть отнесены ручки дверей, рулевая колонка, замок капота и багажника, крышка бензобака, колесные ниши и т.п. За счет существенного приближения секций низкого давления 2 к характерным зонам транспортного средства 1 появляется возможность значительного уменьшения габаритов секций 2 и степени их вакуумирования с одновременным значительным повышением эффективности поиска ВВ, НВ, OВ и ВОП. Кроме того, появляется возможность локализации и точного определения местоположения ВВ и ВОП, в отличие от аналога. В оптимальном варианте в процессе обследования транспортного средства 1 двери пассажирского салона и грузового отделения, крышка багажника и капота должны быть открыты. Количество секций 2 определяется их типом (размерами, скоростью и степенью достигаемого вакуумирования), необходимым темпом обследования и типами объектов 1.

Блоки абсорбции паров ВВ 4, например, в виде сетки-концентратора из комплекта портативного детектора паров ВВ [2], могут быть размещены как внутри каждой из секций низкого давления 2 ударных труб, так и снаружи между обследуемой характерной зоной транспортного средства 1 и диафрагмой соответствующей секции 2. Вместо блоков абсорбции паров ВВ 4 или совместно с ними могут использоваться блоки абсорбции наркотических и отравляющих веществ, что значительно расширяет возможности устройства по выявлению опасных веществ.

Вакуумирование секций низкого давления 2 можно осуществлять предварительно с помощью маломощных вакуумирующих насосов 5.

При одновременном или последовательном перемещении или разрушении диафрагм секций низкого давления 2 начинается процесс интенсивного перемещения воздуха из характерных зон транспортного средства 1 во внутренний объем этих секций 2 с одновременной интенсификацией парообразования в ВВ и отрывом микрочастиц ВВ от поверхности объекта 1. Потоки

воздуха с микрочастицами и парами ВВ проходят через блоки абсорбции паров ВВ 4.

После прекращения реверберации воздуха в секциях низкого давления 2, что занимает несколько секунд, блоки абсорбции паров ВВ 4 анализируются с помощью различных детекторов ВВ или химических экспресс-тестов на наличие следов ВВ. В случае использования блоков абсорбции наркотических и отравляющих веществ их анализ осуществляется с помощью соответствующих детекторов или химических экспресс-тестов. В отдельных случаях для повышения достоверности результата, полученного в ходе единичного цикла обследования, возможно его многократное повторение.

Таким образом, предложенное техническое решение обеспечивает значительное повышение эффективности поиска ВВ, НВ, OВ и ВОП в транспортных средствах.

Перечень источников информации:

1. Устройство для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в подозрительных предметах, багаже и транспортных средствах. - Заявка на полезную модель №2007128455, МПК8 : G01N 1/22, G 1N 1/24, G01N 1/26, 2007.

2. Детектор паров взрывчатых веществ «Пилот-М». - Инструкция по эксплуатации. М., Лаванда-Ю (www.lavanda-u.ru).

1. Устройство для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в транспортных средствах, содержащее одну или несколько секций низкого давления ударных труб, каждая из которых снабжена диафрагмой и вакуумирующим насосом, и блоки абсорбции паров взрывчатых веществ, отличающееся тем, что секции низкого давления ударных труб размещены на нескольких подвижных рамах.

2. Устройство для выявления взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов в транспортных средствах по п.1, отличающееся тем, что рамы снабжены трехкоординатными механизмами перемещения секций низкого давления ударных труб.



 

Наверх