Комбинированная система зажигания

 

Задача полезной модели: повышение энергетической эффективности емкостной системы зажигания.

Сущность полезной модели: комбинированная система зажигания содержит преобразователь напряжения 1, к которому через выпрямитель 2 подключен конденсатор 3, соединенный через разрядник 4, первичную обмотку 5 импульсного трансформатора и катушку индуктивности 6 с электродом 7 свечи зажигания, соединенным с массой, к преобразователю напряжения 1 через дополнительный выпрямитель 8 подключен дополнительный конденсатор 9, к которому подсоединена цепь, состоящая из вторичной обмотки 10 импульсного трансформатора и свечи зажигания, разрядник подключен через последовательно соединенные первичную обмотку 5 импульсного трансформатора и катушку индуктивности 6 к электроду 7 свечи зажигания, соединенному с массой, дополнительный трехэлектродный разрядник 11 подключен между общей точкой соединения выпрямителя 2, конденсатора 3 и разрядника 4, и вторым электродом 12 свечи зажигания, дополнительная обмотка 13 импульсного трансформатора подключена между массой и третьим управляющим электродом дополнительного трехэлектродного разрядника.

Полезная модель относится к области электротехники и электромеханики и может быть использована в современных системах зажигания газотурбинных двигателей, топливовоздушных турбостартеров и бортовых вспомогательных силовых установок.

Известны емкостные системы зажигания колебательного разряда, которые содержат преобразователь напряжения, накопитель, выпрямитель, разрядник и свечу зажигания (В.А.Балагуров «Аппараты зажигания» - М.: Машиностроение, 1968 г., с.275).

К недостаткам таких устройств можно отнести сравнительно невысокий коэффициент использования энергии накопительного конденсатора.

Наиболее близкой по своей технической сущности к предлагаемой полезной модели является емкостная система зажигания с активизатором (Ф.А.Гизатуллин. Емкостные системы зажигания / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа, 2002, с.80, рис.3.12.), которая содержит преобразователь напряжения, выпрямитель, конденсатор, разрядник, импульсный трансформатор, дополнительный конденсатор и свечу зажигания. К недостаткам прототипа следует отнести сравнительно низкий коэффициент использования энергии конденсатора. В свече зажигания, в зависимости от параметров разрядной цепи, выделяется от 5% до 30% энергии, накопленной в конденсаторе.

Задача предлагаемой полезной модели - повышение энергетической эффективности емкостной системы зажигания.

Поставленная задача достигается тем, что в системе зажигания, содержащей преобразователь напряжения, выпрямитель, конденсатор, разрядник, импульсный трансформатор и свечу зажигания, в отличие от прототипа, введены дополнительный выпрямитель, дополнительный конденсатор, дополнительный трехэлектродный разрядник, катушка индуктивности, причем дополнительный

конденсатор соединен с преобразователем напряжения через дополнительный выпрямитель и подключен через вторичную обмотку импульсного трансформатора, который выполнен трехобмоточным, к свече зажигания, разрядник подключен через последовательно соединенные первичную обмотку импульсного трансформатора и катушку индуктивности к электроду свечи зажигания, соединенному с массой, дополнительный трехэлектродный разрядник подключен между общей точкой соединения выпрямителя, конденсатора и разрядника, и вторым электродом свечи зажигания, дополнительная обмотка импульсного трансформатора подключена между массой и третьим управляющим электродом дополнительного трехэлектродного разрядника.

На фиг.1 представлена принципиальная схема предлагаемой полезной модели.

Комбинированная система зажигания содержит преобразователь напряжения 1, к которому через выпрямитель 2 подключен конденсатор 3, соединенный через разрядник 4, первичную обмотку 5 импульсного трансформатора и катушку индуктивности 6 с электродом 7 свечи зажигания, соединенным с массой; к преобразователю напряжения 1 через дополнительный выпрямитель 8 подключен дополнительный конденсатор 9, к которому подсоединена цепь, состоящая из вторичной обмотки 10 импульсного трансформатора и свечи зажигания, разрядник подключен через последовательно соединенные первичную обмотку 5 импульсного трансформатора и катушку индуктивности 6 к электроду 7 свечи зажигания, соединенному с массой, дополнительный трехэлектродный разрядник 11 подключен между общей точкой соединения выпрямителя 2, конденсатора 3 и разрядника 4, и вторым электродом 12 свечи зажигания, дополнительная обмотка 13 импульсного трансформатора подключена между массой и третьим управляющим электродом дополнительного трехэлектродного разрядника.

Предлагаемая комбинированная система зажигания работает следующим образом: от преобразователя напряжения 1 через выпрямитель 2 и дополнительный

выпрямитель 8 заряжаются конденсатор 3 и дополнительный конденсатор 9. Первым пробивается разрядник 4, после его пробоя конденсатор 3 разряжается через первичную обмотку 5 импульсного трансформатора, при этом высокое напряжение со вторичной обмотки 10 импульсного трансформатора обеспечивает пробой свечи зажигания. Одновременно высокое напряжение на дополнительной обмотке 13 импульсного трансформатора обеспечивает принудительный пробой дополнительного трехэлектродного разрядника 11, после этого конденсатор 3 разряжается на свечу зажигания через дополнительный трехэлектродный разрядник 11, минуя разрядную цепь, состоящую из разрядника 4, катушки индуктивности 6 и первичной обмотки 5 импульсного трансформатора. Дополнительный конденсатор 9 разряжается на свечу зажигания через вторичную обмотку 10 импульсного трансформатора. Таким образом, конденсатор 3 часть времени разряда разряжается на свечу зажигания, что повышает в целом энергетическую эффективность комбинированной системы зажигания. Катушка индуктивности 6 после пробоя дополнительного трехэлектродного разрядника 12 препятствует разряду конденсатора 3 через разрядник 4, минуя свечу зажигания.

Итак, заявленная полезная модель емкостной системы зажигания обладает более высокой энергетической эффективностью.

Система зажигания, содержащая преобразователь напряжения, выпрямитель, конденсатор, разрядник, импульсный трансформатор и свечу зажигания, отличающаяся тем, что введены дополнительный выпрямитель, дополнительный конденсатор, дополнительный трехэлектродный разрядник, катушка индуктивности, причем дополнительный конденсатор соединен с преобразователем напряжения через дополнительный выпрямитель и подключен через вторичную обмотку импульсного трансформатора, который выполнен трехобмоточным, к свече зажигания, разрядник подключен через последовательно соединенные первичную обмотку импульсного трансформатора и катушку индуктивности к электроду свечи зажигания, соединенному с массой, дополнительный трехэлектродный разрядник подключен между общей точкой соединения выпрямителя, конденсатора и разрядника и вторым электродом свечи зажигания, дополнительная обмотка импульсного трансформатора подключена между массой и третьим управляющим электродом дополнительного трехэлектродного разрядника.



 

Наверх