Устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах

 

Устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах предназначено для повышения безопасности полетов, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов. Устройство содержит салон с рядами пассажирских кресел /1/, образующих проход /2/ к кабине пилотов, снабженный расположенной в верхней части салона видеокамерой общего обзора. Пол /3/ в зоне прохода /2/ покрыт съемным покрытием, выполненным в виде отдельных прямоугольных поперечных участков /4/, при этом один из обращенных к креслу краев каждого участка /4/ соединен с ремнем /5/, проходящим через отверстие /6/ в боковине кресла вблизи пола и намотанным на барабан /7/ на валу /8/ установленного под соответствующим креслом микродвигателя /9/, a противоположный край участка /4/ прикреплен к полу /3/ с помощью липучек /10/. На полу /3/ под участками /4/ покрытия размещены фиксирующие человека элементы /11/, a обмотки возбуждения микродвигателей /9/ соединены с источником электрического сигнала с помощью кнопок на пульте управления в кабине пилотов. Фиксирующие элементы /11/ выполнены либо в виде крючков с цевьем, либо в виде нанесенного на пол слоя липкой мастики, покрытого защитной пленкой, соединенной верней поверхностью к участку /4/. I н.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к средствам для повышения безопасности полетов в гражданских самолетах, и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.

Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение №224691, кл. В64D 45/00, G08В 15/02, 2002 [1]/.

Недостатками известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины летчиков, а также опасность воздействия на пассажиров, особенно детей и стариков, образующейся наркотической смеси.

Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом

управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель /см. патент РФ на изобретение №2269817, кл. G08В 15/00, 2004 [2]/.

Недостатками данного устройства являются значительная сложность и стоимость устройства, опасность разгерметизации салона при стрельбе и возможность поражения пассажиров.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является салон гражданского самолета с рядами пассажирских кресел, образующих ограниченный боковинами кресел проход к кабине пилотов /см. патент РФ на изобретение №2213679, кл. B64D 11/06, А47С 1/00, А47В 3/14, В60N 2/32, 2001 [3]/, и принятый за прототип.

Недостатком устройства-прототипа является отсутствие возможности обезвреживания террористов при попытке захвата гражданского самолета, то есть низкая безопасность полетов.

Сущность полезной модели заключается в создании простого, надежного и недорогого устройства для обезвреживания террористов, полностью исключающего опасность для пассажиров, а также живучести самолета, и предусматривающего наблюдение с помощью видеокамеры за ситуацией в салоне, определение местоположения предполагаемых террористов в проходе к кабине пилотов, визуально по изображению видеокамеры, обеспечение падения террористов на пол прохода салона путем приложения к заданному участку покрытия пола импульсного воздействия, и последующую фиксацию террористов на полу с помощью специальных фиксирующих элементов.

Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известном устройстве для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, включающем салон самолета с рядами пассажирских кресел, образующих проход к кабине пилотов, особенность заключается в том, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, пол в зоне прохода покрыт съемным покрытием в виде отдельных поперечных прямоугольных участков, один из обращенных к креслу краев каждого из которых соединен с ремнем, намотанным на барабан на валу установленного под соответствующим креслом микродвигателя, при этом на полу прохода под съемным покрытием размещены плоские, фиксирующие человека элементы, а обмотки возбуждения микродвигателей соединены с источником электрического сигнала с помощью соответствующих кнопок на специальном пульте в кабине пилотов. При этом фиксирующие человека элементы могут быть выполнены либо в виде крючков с цевьем для зацепления одежды человека, либо в виде слоя липкой мастики, покрытого защитной пленкой, соединенной с участками съемного покрытия.

На рисунках схематично показано предлагаемое устройство: на фиг.1 общий вид прохода самолета; на фиг.2 - вид А на фиг.1.

Устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах содержит салон самолета с радами пассажирских кресел 1, образующих проход 2 к кабине пилотов, снабженный

расположенной в верхней части салона видеокамерой общего обзора /на рисунках не показана. Пол 3 в зоне прохода 2 покрыт съемным покрытием с нанесенным на него противоскользящим узором, например, пластиковым паласом, выполненным в виде отдельных поперечных прямоугольных участков 4. При этом один из обращенных к креслу 1 краев каждого из участков 4 съемного покрытия соединен с ремнем 5, проходящим через отверстие 6 в боковине кресла 1 вблизи пола 3, и намотанным на барабан 7 на валу 8 установленного под соответствующим креслом 1 на полу микродвигателя 9, а противоположный край участка 4 покрытия временно прикреплен к полу 3 с помощью липучек 10. На полу 3 прохода 2 под участками 4 съемного покрытия размещены и прикреплены к полу 3 плоские, фиксирующие человека элементы 11, а обмотки возбуждения микродвигателей 9 соединены с источником электрического сигнала с помощью соответствующих кнопок на специальном пульте в кабине пилотов /на рисунках пульт с источником не показан/. При этом фиксирующие человека элементы 11 могут быть выполнены либо в виде крючков с цевьем для зацепления одежды потерявшего равновесие и лежащего на полу человека, либо в виде нанесенного на пол слоя липкой мастики /на рисунках не показана/, покрытого защитной пленкой, прикрепленной своей верхней поверхностью к соответствующему участку 4 съемного покрытия.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

Пилоты с помощью видеокамеры общего обзора следят за ситуацией в салоне. В случае возникновения внештатной опасной

ситуации и появлении в проходе 2 салона предполагаемого террориста, пилотом нажимается на пульте кнопка, соответствующая определенному номеру кресла 1, расположенного рядом с тем участком съемного покрытия 4, на котором в данный момент находится предполагаемый террорист. При этом обмотка возбуждения соответствующего микродвигателя 9 подключается к источнику скачком нарастающего электрического сигнала, происходит резкое наматывание ремня 5 на барабан 7 на валу 8 микродвигателя, сопровождающееся приложением импульсного усилия /рывка/ к левому на фиг.2 краю соответствующего участка 4 покрытия, отрывом липучки 10 от пола 3, и скачкообразным смещением /складыванием/ участка 4 покрытия в левую на фиг.2 часть прохода 2 с прижатием участка 4 покрытия к боковине кресла 1. При этом открываются закрепленные на полу 3 фиксирующие элементы 11, а в случае слоя липкой мастики вместе с участком 4 покрытия с нее сдергивается защитная пленка, прикрепленная к участку 4 своей верхней поверхностью. Человек за счет рывка расположенного под ним /под ногами/ участка 4 покрытия теряет равновесие и падает на фиксирующие его элементы 11 на полу, при этом фиксация человека на полу осуществляется либо зацепившимися за его одежду крючками с цевьем, либо с помощью липкой мастики. Естественно, такая фиксация не позволяет окончательно изолировать предполагаемого террориста, однако, она дает экипажу и пассажирам необходимое время для поимки террористов, находящихся некоторый промежуток времени на полу в зафиксированном состоянии без возможности оказания ими активного сопротивления.

Предлагаемое устройство отличается предельной простотой, надежностью и позволяет частично обезвреживать террористов, не подвергая при этом опасности пассажиров и членов экипажа, а также непосредственно самолет. При этом в случае необходимости устройство может быть довольно просто усовершенствовано путем усложнения элементов фиксации потерявшего равновесие и упавшего на пол террориста с целью его жесткой и окончательной фиксации специальными зажимами с автоматическим приводом. Кроме того, за счет некоторого усложнения и удорожания конструкции съемные элементы покрытия на полу салона могут быть снабжены специальными датчиками момента наступания на них человека /например, тензодатчиками/, дающими команду на автоматическое приложение к данному элементу покрытия импульсного силового воздействия.

1. Устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, включающее салон самолета с рядами пассажирских кресел, образующих проход к кабине пилотов, отличающееся тем, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, пол в зоне прохода покрыт съемным покрытием в виде отдельных поперечных прямоугольных участков, один из обращенных к креслу краев каждого из которых соединен с ремнем, намотанным на барабан на валу установленного под соответствующим креслом микродвигателя, при этом на полу прохода под съемным покрытием размещены плоские, фиксирующие человека элементы, а обмотки возбуждения микродвигателей соединены с источником электрического сигнала с помощью соответствующих кнопок на специальном пульте в кабине пилотов.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что фиксирующие человека элементы выполнены в виде крючков с цевьем для зацепления одежды человека.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что фиксирующие человека элементы выполнены в виде слоя липкой мастики, покрытого защитной пленкой, соединенной с участками съемного покрытия.



 

Похожие патенты:
Наверх