Устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта

 

Полезная модель относится к устройству, предназначенному для спасения людей при чрезвычайных ситуациях. Устройство содержит ранец со средствами его крепления на спине спасаемого человека и прилегаемая к спине этого человека часть которого выполнена в виде ложемента и внутри которого помещена надуваемый каркас, который включает в себя надувную торообразную камеру, связанную с надуваемыми спицами, которые связаны с верхней торообразной камерой цилиндрообразной надувной конструкции, составленной из один над другим размещенных торообразных надувных камер диаметром, меньшим диаметра первой из упомянутых надувных камер, для образования конусообразного тормозного экрана. К верхней надувной торообразной камере меньшего диаметра прикреплен опорный элемент ранца. Устройство снабжено надувной до атмосферного давления цилиндрообразной камерой с калиброванными отверстиями для стравливания избыточного давления в момент приземления, размещенной внутри полости, образованной цилиндрообразным расположением надувных торобразных камер меньшего диаметра и герметизированной со стороны, обратной размещению торообразной камеры большего диаметра. Ложемент по форме спины человека, прикреплен к верхней надувной торообразной камере меньшего диаметра лентами, выполненными с возможностью расслаивания или разделения по длине на равнопрочные части при нагрузке. 2 ил.

Полезная модель относится к устройству, предназначенному для спасения людей при чрезвычайных ситуациях, преимущественно для спуска людей с верхних этажей высотных объектов при пожаре или в иных аварийных ситуациях.

В настоящее время для спасения людей или их спуска с верхних этажей высотных объектов находят широкое применение индивидуальные средства защиты, представляющие собой раскрываемый купол для торможения падения, к которому прикрепляется сам спасаемый объект. Такое надувное устройство размещается в ранце, оснащено системой крепления на теле человека и системой газонаполнения и содержит основной надувной тормозной элемент и дополнительный надувной тормозной элемент, который в рабочем состоянии ДНТЭ имеет форму усеченного конуса, направленного вверх большим основанием, на меньшем основании располагается человек, а основной надувной тормозной элемент размещен в районе меньшего основания и выполнен в виде надувных торов, расположенных один над другим.

Используя такое средство для аварийного спуска человека с высотного объекта, пользователь на своей спине крепит опорный ложемент в виде ранца, соединенного через промежуточную мембрану и средства амортизации с уложенным в нем парашютом, располагается в сидячем или стоячем положении на площадке или в проеме высотного объекта так, чтобы его спина с ранцем была обращена в свободное пространство вне объекта, при помощи спасаемого человека или помимо него приводят в действие средство раскрытия надувной системы и формирования горообразных элементов и элементов посадочной гондолы, для чего надувают газом соответствующие камеры.

При раскрытии системы большее торообразное основание пневматического каркаса располагают в, приблизительно, вертикальном положении, после невольного, инициативного или принудительного схода

спасаемого человека с площадки или из проема высотного объекта в свободное пространство вне его большее и меньшее торообразные основания парашюта поворачивают при падении в, приблизительно, горизонтальное положение и придают эластичной юбке форму конусоподобной тормозной поверхности таким образом, чтобы при горизонтальном положении элементов пневматического каркаса ложемент со спасаемым человеком, лежащим на нем, и промежуточная мембрана располагались непосредственно над меньшим торообразным основанием каркаса, при контакте посадочной гондолы с посадочной поверхностью, завершающем спуск, кинетическую энергию спасаемого человека гасят в процессе опускания его от меньшего торообразного основания каркаса до нижнего торообразного элемента посадочной гондолы за счет разрыва или рассоединения элементов, соединяющих средние участки эластичных тяг переменной длины.

Известно устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта, содержащее опорный ложемент в виде ранца, который снабжен средствами крепления его на спине спасаемого человека и соединен через промежуточную мембрану и средства амортизации со сложенным в нем парашютом, парашют включает в себя надувные камеры, предназначенные для формирования при их наддуве большего и меньшего торообразных оснований пневматического каркаса, эластичную юбку, которая соединена с камерами большего и меньшего оснований и предназначена для формирования при их наддуве конусоподобного тормозного экрана, и надувные камеры для формирования при их наддуве торообразных элементов посадочной гондолы с образованием в ней полости, предназначенной для перемещения спасаемого человека от меньшего торообразного основания каркаса к нижнему торообразному элементу посадочной гондолы при завершении спуска, средства раскрытия парашюта, включающие в себя инициирующее устройство и эластичные газопроводы, сообщающие надувные камеры парашюта с источником газа через запорную арматуру. В этом устройстве источником газа является баллон со сжатым газом или газогенератор, который скреплен с опорным ложементом и сообщен через запорную арматуру с надувными камерами парашюта посредством гибких газопроводов. Посадочная гондола выполнена в виде

усеченного конуса и включает в себя камеры для формирования при их наддуве нижнего - посадочного и хотя бы одного промежуточного торов, связанных между собой силовым лентами. Тормозной экран в рабочем положении выполнен в виде усеченного конуса с углом раствора 90-130°. Пневматического каркас выполнен с надувными камерами, формирующими при их наддуве спицы, которые размещены вдоль образующих конуса тормозного экрана и соединены с большим и меньшим торовыми основаниями. Средства раскрытия парашюта включают в себя инициирующее устройство и баллон со сжатым газом или газогенератор, - сообщенный через запорную арматуру с надувными камерами парашюта посредством гибких газопроводов. Средства амортизации включают в себя эластичные тяги переменной длины, в которых концы скреплены с камерой меньшего основания пневматического каркаса и с промежуточной мембраной по их периметру, а средние участки сложены в, по меньшей мере, два слоя разрывными или иначе рассоединяемыми элементами с возможностью гашения кинетической энергии спасаемого человека в процессе опускания его от меньшего торообразного основания пневматического каркаса до нижнего торообразного элемента посадочной гондолы (RU опубл. заявка №2003124165, А62В 1/00, опубл. 27.02.2005).

Недостаток этого устройства заключается в значительных его габаритах и весе, а также в невысокой эффективности.

Известно устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта, содержащее опорный элемент в виде ранца, снабженного средствами его крепления на спине спасаемого человека и соединенного через промежуточную мембрану со сложенным в нем парашютом, включающим надувные камеры, предназначенные для формирования при их наддуве верхнего и нижнего оснований пневматического каркаса, образующего эластичную юбку, формирующую при ее соединении с надувными камерами конусообразный тормозной экран, средства раскрытия парашюта, включающие источник газа, скрепленный с ранцем и сообщенный с надувными камерами посредством гибких эластичных газопроводов, и надувные камеры для формирования посадочной гондолы, в нем надувные камеры посадочной гондолы выполнены в виде нижнего основания и стоек, образующих каркас, и сообщающихся с нижним основанием пневматического

каркаса, при этом посадочная гондола снабжена перегородками вертикальными и горизонтальными, нижней и верхней, образующими полости, в нижней перегородке выполнены отверстия, а верхняя перегородка скреплена с нижним основанием пневматического каркаса и с ранцем. При этом полости, образованные горизонтальными и вертикальными перегородками, выполнены в виде сот. Устройство так же снабжено пенообразующим механизмом, сообщенным с полостями посадочной гондолы для их заполнения быстро затвердевающей или иной пеной, и автоматически размыкаемым страховочным устройством, скрепленным одним концом с ранцем, а другим - с элементами конструкции здания при эвакуации спасаемого человека (RU №2288758, А62В 1/00, B64D 25/14, опубл.).

Данное техническое решение принято в качестве прототипа для заявленных объектов.

Недостатком данных известных решений является то, что данные конструкции устройств в части обеспечения гашения энергии при приземлении системы с человеком недостаточно эффективны. В разных решениях применяются различные системы демпфирования кинетической энергии. В том числе и энергии возврата, вектор которой направлен противоположно падению устройства. При приземлении происходит деформация газонаполненных торов пневматического каркаса, при которой происходит гашение кинетической энергии и перемещения спасаемого человека. Однако, газонаполненные торы или сотовые компоненты, так же заполненные газом, после деформации, испытывают возвратный процесс восстановления формы, при котором возникает сила, направленная вверх. И эта сила, представляющая собой нагрузку, так же действует на человека. Такое устройство по принципу гащения энергии больше напоминает спортивный снаряд типа батута, к сетке которого привязан человек. Нагрузки, действующие на человека и имеющие знакопеременные значения, изменяемые в очень короткий промежуток времени, являются факторами негативного воздействия на самого человека и могут привести к его повреждению.

Настоящая полезная модель направлена на решение технической задачи по усовершенствованию устройства в части формирования непрямолинейной упругой характеристики демпфирования системы

амортизации, обеспечивающей поэтапное гашение кинетической энергии и уменьшение реактивного возвратного воздействия со стороны газонаполненных торов пневматического каркаса.

Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эксплутиационных качеств при упрощении устройства, повышении безопасности пользования и уменьшении травматизма.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта, содержащее ранец со средствами его крепления на спине спасаемого человека и прилегаемая к спине этого человека часть которого выполнена в виде опорного элемента и внутри которого помещен надуваемый каркас, включающая в себя надувную от источника газа горообразную камеру, связанную с надуваемыми спицами, которые связаны с верхней торообразной камерой цилиндрообразной надувной конструкции, составленной из один над другим размещенных торообразных надувных камер диаметром, меньшим диаметра первой из упомянутых надувных камер, для образования конусообразного тормозного экрана, при этом к верхней надувной торообразной камере меньшего диаметра прикреплен опорный элемент ранца, отличающееся тем, что оно снабжено надувной до атмосферного давления цилиндрообразной камерой с калиброванными отверстиями для стравливания избыточного давления в момент ее нагружения внешним усилием от удара о землю, размещенной под опорным элементом, к которому прикреплен спасаемый человек, внутри полости, образованной цилиндрообразным расположением надувных торобразных камер меньшего диаметра и герметизированной со стороны, обратной размещению торообразной камеры большего диаметра, опорный элемент ранца выполнен в виде анатомического ложемента по форме спины человека, прикрепленного к верхней надувной торообразной камере меньшего диаметра лентами, выполненными с возможностью расслаивания или разделения по длине на равнопрочные части при нагрузке, а источник газа для надувных торообразных камер выполнен в виде газогенераторов холодного газа, размещенных в соответствующей полости надувной камеры и/или спицы, соединяющей эти камеры, изолированной от объема других надувных камер и спиц.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны между

собой с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для достижения указанного технического результата.

Настоящая полезная модель поясняется конкретным примером, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата.

На фиг.1 - вид сверху на устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта;

фиг.2 - то же, что на фиг.1, вид сбоку.

Согласно настоящей полезной модели рассматривается устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта, которое содержит ранец со средствами его крепления на спине спасаемого человека и прилегаемая к спине этого человека часть которого выполнена в виде опорного элемента и внутри которого помещена надуваемый каркас.

Указанный каркас включает в себя надувную торообразную камеру, связанную с надуваемыми спицами, которые связаны с верхней торообразной камерой цилиндрообразной надувной конструкции, составленной из один над другим размещенных горообразных надувных камер диаметром, меньшим диаметра первой из упомянутых надувных камер, для образования конусообразного тормозного экрана.

К верхней надувной торообразной камере меньшего диаметра прикрепляется опорный элемент ранца. Источник газа предназначен для надувных торообразных камер и создания в них устойчивого давления, превышающего атмосферное.

Устройство так же содержит демпферное приспособление в виде надувной до атмосферного давления цилиндрообразной камеры с калиброванными отверстиями для стравливания избыточного давления в момент приземления. Эта камера размещается внутри полости, образованной цилиндрообразным расположением надувных торобразных камер меньшего диаметра. С нижней стороны эта камера герметизирована (со стороны, обратной размещению торообразной камеры большего диаметра). Камера демпферного устройства может быть выполнена разделенной на по крайней мере две полости, каждая из которых сообщена с атмосферой через отдельное калиброванное отверстие.

Опорный элемент ранца выполняется в виде анатомического ложемента по форме спины человека, прикрепленного к верхней надувной торообразной камере меньшего диаметра лентами, выполненными с возможностью расслаивания или разделения по длине на равнопрочные части при нагрузке. В общем случае, опорная конструкция ранца для устройства аварийного спуска человека с высотного объекта представляет собой стенку ранца, выполненную в виде анатомического ложемента по форме спины человека, прикрепляемого к человеку и посредством разрывных элементов к надувным камерам устройства аварийного спуска человека с высотного объекта.

Источник газа для надувных торообразных камер выполнен в виде одновременно активируемых в ручную газогенераторов, размещенных в полостях каждого изолированного объема надувных камер и спиц. В общем случае, система наполнения надувных камер устройства аварийного спуска человека с высотного объекта представляет собой одновременно активируемые вручную газогенераторы, каждый из которых размещен в соответствующей полости надувной камеры и/или спицы, соединяющей эти камеры, изолированной от объема других надувных камер и спиц.

Ниже рассматривается конкретный пример исполнения изобретения.

Устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта представляет собой надувное тормозное устройство (НТУ). Это устройство предназначено для индивидуального спасения людей и ценных грузов, находящихся на любом этаже высотных зданий, во время пожара или при других чрезвычайных ситуациях, требующих срочной эвакуации. Возможность создания такого устройства появляется благодаря тому, что НТУ совмещает в себе как эффективное средство торможения при спуске в атмосфере, так и амортизирующее устройство.

При использовании НТУ не требуется специальных навыков в управлении, можно использовать его практически мгновенно, оно защищает в процессе спуска от ударов о стены и воздействия высокой температуры и открытого пламени, наличие системы амортизации. Наличие системы амортизации обеспечивает безопасность приземления.

НТУ является основным компонентом системы спасения (фиг.1, 2) и предназначено для создания формы устройству и обеспечения расчетной

скорости снижения и посадки. НТУ состоит из двух каскадов: основного 1 (ОНТУ), имеющего форму «колодца», и дополнительного 2 (ДНТУ), имеющего форму усеченного конуса. В надутой, развернутой конфигурации устройство имеет форму конического-цилиндрического полого тела, является аэродинамически устойчивым и самоориентируемым в полете телом так, что оно будет постоянно иметь тенденцию к спуску в направлении «колодцем вниз».

Основной 1 и дополнительный каскады 2 соединяются надувными спицами 3, которые размещены вдоль образующих конуса ДНТУ и обтянуты коническим воздухонепроницаемым чехлом. Герметичная оболочка НТУ заполняется газом под избыточным давлением, вследствие чего она не изменяет свою форму во время спуска. Наружная сторона НТУ снабжена теплозащитным покрытием, обеспечивающим безопасность при прохождении через очаги открытого пламени.

ДНТУ предназначено для обеспечения эффективного аэродинамического торможения, состоит из верхнего тора 4, к которому крепятся спицы 3, имеющие соединение с объемом верхнего тора. Нижняя часть спиц крепится к силовому тору 5 ОНТУ. Спицы выполнены в виде надувных оболочек, которые могут быть сообщены полостями с полостями торов 4 и 5 или иметь независимый внутренний объем, то есть изолированный объем.

ОНТУ имеет форму «колодца», образованного торами 6, соединенными между собой по образующей и соединенными с силовым тором 5. Нижний тор 6 закрыт воздухонепроницаемой мембраной 7. В верхней плоскости верхнего тора ОНТУ крепятся разрывные элементы 8, к другому концу которых прикреплен ложемент 9. Разрывные элементы обеспечивают гашение части кинетической энергии спасаемого человека в момент касания НТУ с землей.

Устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта помещается в ранце, в котором ложемент является опорным элементом для прилегания к спине человека. Ранец снабжен средствами крепления его на спине спасаемого человека 10. Сам ранец не показан, он может быть той же конструкции, что описана в RU №2288758. Размещение человека 10 осуществляется в ложементе 9 устройства. Человек притягивается привязной системой к ложементу спиной. Ложемент является частью ранца, в форму

которого уложено НТУ со всеми его системами. Ложемент имеет анатомическую форму спины человека, для обеспечения равномерного давления в момент приземления. Ложемент предназначен для размещения человека во время полета в лежащем положении и его фиксации. Человек притягивается привязной системой к ложементу спиной.

В цилиндрической полости ОНТУ находится демпфирующий мешок 11, выполненный из прочного воздухонепроницаемого материала. Мешок имеет форму цилиндра с днищами. Мешок имеет калиброванные отверстия 13 для стравливания избыточного давления в момент приземления. Мешок с помощью растяжек крепится к внутренней части ОНТУ и верхней частью к ложементу. В момент заполнения НТУ газом, мешок разворачивается и наполняется воздухом до атмосферного давления. В момент приземления инерционная масса человека через ложемент давит на мешок, создавая в нем избыточное давление, которое обеспечивает гашение части кинетической энергии спасаемого человека в момент касания НТУ с землей.

Устройство выполнено с системой амортизации (демпфирующая система устройства), предназначенной для снижения величин ударных перегрузок до безопасного уровня.

Демпфирующая система устройства состоит из двух элементов: разрывных элементов 8 и демпфирующего мешка 11. Разрывные элементы представляют собой ленты, которые при нагрузке расслаиваются или разделяются по длине на две равнопрочные части, гася при этом кинетическую энергию. Разрывные элементы могут быть в исполнении переменной разрывной силы. Такие разрывные элементы увеличивают диапазон гашения кинетической энергии от малого веса человека до большого. Демпфирующий мешок может быть выполнен в нескольких вариантах. Первый - однообъемный с калиброванными отверстиями для применения во всем диапазоне весов спасаемого человека. Второй - много секционный по горизонтали с разными калиброванными отверстиями по секциям. Многосекционный мешок обеспечивает меньшую высоту демпфирования при большом весе человека.

Система газонаполнения предназначена для развертывания и создания избыточного давления в НТУ. Система наполнения газом НТУ состоит из отдельных газогенераторов холодного газа 12, установленных в каждом

замкнутом объеме. Такой подход позволяет отказаться от подводящих трубопроводов, которые при укладке НТУ в форму ранца увеличивают его объем. Каждый газогенератор активизируется в ручную. Процесс активации может быть механическим, электрическим или электромеханическим, но главное происходит одновременно для всех газогенераторов. Конструктивное решение как самого газогенератора, так и системы его активации в рамках данной заявки не рассматриваются, так как относятся к известным средствам. Процесс наддува и развертывания должен быть быстрым. Общее время, необходимое для развертывания свернутого и упакованного в форму ранца устройства, активизация газогенератора и полного наддува НТУ не должно превышать 10 сек.

Принцип действия устройства заключается в гашении кинетической энергии спасаемого человека в процессе опускания его на землю.

Ранец с опорным элементом крепят на спине спасаемого человека 10. Человека располагают в сидячем или стоячем положении на площадке или в проеме высотного объекта так, чтобы его спина с ранцем была обращена в свободное пространство вне объекта. Спасаемый человек или кто-либо другой приводит в действие источник газа (систему газогенераторов, расположенных в каждой изолированной полости). В процессе спуска устройство стабилизируется и приземляется приблизительно в горизонтальном положении.

При контакте посадочной гондолы ОНТУ, имеющей внутренне расположенный мешок 11, с поверхностью земли кинетическая энергия спускаемого человека гасится за счет стравливания воздуха из полости мешка 11 через калиброванные отверстия. При этом гашение кинетической энергии дополняется за счет деформации торов ОНТУ. При превышении предельных значений нагрузок происходит расслоение или разделение по длине на две равнопрочные части лент разрывных элементов. При таком последовательно совмещенном процессе амортизации происходит нелинейное гашение кинетической энергии приземляющегося человека.

В процессе полета устройства ДНТУ обеспечивает эффективное аэродинамическое торможение до скорости менее чем 15 м/с.Посадочные нагрузки при касании с землей гасятся системой демпфирования. Перегрузка при посадке не превышает 16 ед. и время ее действия менее 0,5 сек.

1. Устройство для аварийного спуска человека с высотного объекта, содержащее ранец со средствами его крепления на спине спасаемого человека и прилегаемая к спине этого человека часть которого выполнена в виде опорного элемента и внутри которого помещен надуваемый каркас, включающий в себя надувную от источника газа торообразную камеру, связанную с надуваемыми спицами, которые связаны с верхней торообразной камерой цилиндрообразной надувной конструкции, составленной из один над другим размещенных торообразных надувных камер диаметром, меньшим диаметра первой из упомянутых надувных камер, для образования конусообразного тормозного экрана, при этом к верхней надувной торообразной камере меньшего диаметра прикреплен опорный элемент ранца, отличающееся тем, что оно снабжено надувной до атмосферного давления цилиндрообразной камерой с калиброванными отверстиями для стравливания избыточного давления в момент ее нагружения внешним усилием от удара о землю, размещенной под опорным элементом, к которому прикреплен спасаемый человек, внутри полости, образованной цилиндрообразным расположением надувных торообразных камер меньшего диаметра и герметизированной со стороны, обратной размещению торообразной камеры большего диаметра, опорный элемент ранца выполнен в виде анатомического ложемента по форме спины человека, прикрепленного к верхней надувной торообразной камере меньшего диаметра лентами, выполненными с возможностью расслаивания или разделения по длине на равнопрочные части при нагрузке, а источник газа для надувных торообразных камер выполнен в виде газогенераторов холодного газа, размещенных в соответствующей полости надувной камеры.

2. Система наполнения надувных камер устройства аварийного спуска человека по п.1, отличающаяся тем, что по крайней мере в одной из спиц установлен газогенератор, соединяющий две камеры, изолированные от объема других надувных камер и спиц.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания человека или животного от воздействия вредных факторов окружающей среды: болезнетворных бактерий и вирусов, пыли, газа, а также от пылевидных частиц, несущих аллергены, и может быть использовано в качестве носовых фильтров в респираторах и т.п

Средство индивидуальной зашиты органов дыхания человека содержит обтюратор рото-носовой полости из газонепроницаемого эластичного материала, на котором закреплены корпуса клапанов вдоха и выдоха и средства для крепления фильтрующе-поглощающих элементов
Наверх