Устройство сигнализации высоты эшелона летательного аппарата

 

Полезная модель относится к авиационному приборостроению и может быть использована в бортовом оборудовании летательных аппаратов (ЛА) в качестве средства сигнализации отклонения от заданной высоты эшелона.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является создание устройства сигнализации высоты эшелона для ЛА, обладающего расширенными функциональными возможностями и обеспечивающего повышение безопасности его пилотирования.

Технический результат выражается в повышении достоверности и информативности формирования сигнализации об отклонении от заданной высоты эшелона.

Это достигается тем, что устройство формирует вспомогательный сигнал, являющийся признаком наличия контроля за отклонением от заданной высоты - "Захват эшелона". Этот сигнал обеспечивает снятие блокировки выдачи двух основных предупреждающих сигналов - "Недопустимое отклонение от заданной высоты" (при отклонении от заданной высоты более 60 м, но менее 150 м) и "Опасное отклонение от заданной высоты" (при отклонении от заданной высоты более 150 м).

Кроме того, при отсутствии признака наличия контроля за отклонением от заданной высоты - "Захват эшелона", устройство формирует два уведомляющих сигнала:

"Приближение к заданной высоте" - при первом приближении к заданной высоте;

"Проверь эшелон" - в случае медленного приближения или удаления от заданной высоты эшелона в течение заданного максимального периода времени.

В устройстве предусмотрена блокировка выдачи выходных сигналов при отсутствии выставки стандартного давления STD, при отсутствии признака полета по маршруту и при выставке заданной высоты эшелона менее допустимой. 2 ил.

Заявленная полезная модель относится к авиационному приборостроению и может быть использована в бортовом оборудовании летательных аппаратов (ЛА) в качестве средства сигнализации отклонения от заданной высоты эшелона.

Статистические данные летных происшествий показывают, что значительное их число происходит по вине летного состава при исправной авиационной технике. Установка на борту ЛА технических средств, обеспечивающих экипаж информацией о приближении к предельно допустимым значениям или об удалении от заданных контролируемых значений параметров полета, имеет большое значение для обеспечения безопасности пилотирования. Сформированные в этих технических средствах сигналы предельно допустимых, заданных значений контролируемых параметров полета сравниваются с их текущими значениями. В зависимости от величины разности между ними и скорости ее изменения, вырабатываются предупреждающие сигналы, являющиеся для экипажа и системы автоматического управления командой для принятия корректирующих действий по предотвращению выхода на критический режим полета.

Известна система сигнализации высоты эшелона летательного аппарата по авторскому свидетельству №1823665 [1]. Структурная схема этой системы представлена на фиг.1.

Система содержит: датчик абсолютной барометрической высоты 1, первый компаратор 2, первый элемент И 3, блок сравнения 4, второй компаратор 5, первый инвертор 6, задатчик высоты эшелона 7, дифференцирующее устройство 8, третий компаратор 9, второй элемент И 10, второй инвертор 11, первый элемент ИЛИ 12, третий элемент И 13, третий инвертор 14, блок

формирования сигнала «полет по маршруту» 15, четвертый элемент И 16, второе дифференцирующее устройство 17, четвертый компаратор 18, второй элемент ИЛИ 19, датчик положения шасси 20, датчик угла отклонения закрылков 21, первый задатчик опорного сигнала 22, второй задатчик опорного сигнала 23, третий задатчик опорного сигнала 24, четвертый задатчик опорного сигнала 25, блок звуковой сигнализации 26, блок регистрации параметров полета 27, блок визуальной сигнализации 28, пятый элемент И 29, пятый компаратор 30, шестой компаратор 31, пятый задатчик опорного сигнала 32, шестой задатчик опорного сигнала 33.

Ниже приняты следующие обозначения логических сигналов (признаков):

LПОЛ - логический сигнал «Полет по маршруту»;

LШУБ - признак убранного шасси;

LSTD - признак выставки стандартного давления (760 мм рт.ст.);

LHIZ - признак неизменности заданной высоты;

LQ - логический сигнал «Захват эшелона», сигнализирующий о наличии контроля за отклонением от заданной высоты;

LDHVY - уведомляющий логический сигнал «Проверь эшелон», сигнализирующий о малой скорости приближения к заданной высоте или об удалении от нее в течении заданного максимального периода времени;

LVY - признак малой скорости приближения к заданной высоте или удаления от нее, участвует в формировании сигнала LDHVY.

LHЗ - уведомляющий логический сигнал «Приближение к заданной высоте», сигнализирующий о приближении к заданной высоте эшелона;

LH60 - предупреждающий логический сигнал «Недопустимое отклонение от заданной высоты», сигнализирующий об отклонении от заданной высоты более чем на 60 м;

LH150 - предупреждающий логический сигнал «Опасное отклонение от заданной высоты», сигнализирующий об отклонении от заданной высоты более чем на 150 м;

Недостатком данной системы сигнализации высоты эшелона ЛА является то, что в формировании сигнала «Полет по маршруту» отсутствуют сигналы о величине углов отклонения предкрылков. Сигналы о величине углов отклонения предкрылков необходимо учитывать для выявления полетной (гладкой) конфигурации крыла, которая является необходимым условием перехода ЛА от взлетной конфигурации в полетную.

Другим недостатком этой системы является то, что в ней переход на этап полета по маршруту обеспечивается контролем абсолютной барометрической высоты Нб, а не относительной барометрической Нотн и истинной Нист высот, что также снижает достоверность формирования сигнала «Полет по маршруту».

Кроме того, в известном устройстве не предусмотрено формирование сигнала, блокирующего срабатывание предупреждающей сигнализации после выставки заданной высоты эшелона. После выставки заданной высоты эшелона пилот вынужден вручную, нажатием кнопки S, осуществлять блокировку предупреждающего сигнала LH150.

Следующим недостатком известного устройства является также то, что при изменении заданной высоты не осуществляется блокировка сигнала LH60, т.е. в процессе выставки нового эшелона произойдет срабатывание сигнала о недопустимом отклонении от заданного эшелона LH60.

В заявляемом устройстве выше перечисленные недостатки устраняются, кроме того, вводится дополнительная блокировка сигнализации в случае отсутствия выставки стандартного давления STD (760 мм рт.ст.), и вводятся два новых уведомляющих выходных сигнала:

LDHVY - о медленном приближении или удалении от Нзад в течение заданного максимального периода времени tуд max и LHЗ - о приближении к заданной высоте эшелона.

Наличие этих сигналов облегчает пилоту вывод ЛА на заданную высоту эшелона в условиях изменяющейся текущей абсолютной барометрической высоты.

Задачей полезной модели является создание устройства сигнализации высоты эшелона для летательного аппарата, обладающего расширенными функциональными возможностями и обеспечивающего повышение безопасности пилотирование ЛА.

Технический результат выражается в повышении достоверности и информативности формирования сигнализации об отклонении от заданной высоты эшелона ЛА.

На фиг.2. представлена структурная схема заявляемого технического решения.

Заявляемое устройство сигнализации высоты эшелона летательного аппарата содержит датчик абсолютной барометрической высоты 1, первый компаратор 2, первый элемент И 3, блок сравнения 4, второй компаратор 5, первый инвертор 6, задатчик высоты эшелона 7, дифференцирующее устройство 8, третий компаратор 9, второй элемент И 10, второй инвертор 11, элемент ИЛИ 12, третий элемент И 13, третий инвертор 14, блок формирования сигнала «Полет по маршруту» 15, четвертый элемент И 16, датчик угла отклонения предкрылков 17, четвертый компаратор 18, датчик относительной барометрической высоты 19, датчик положения шасси 20, датчик угла отклонения закрылков 21, первый задатчик опорного сигнала 22, второй задатчик опорного сигнала 23, третий задатчик опорного сигнала 24, четвертый задатчик опорного сигнала 25, блок звуковой сигнализации 26, блок регистрации параметров полета 27, блок визуальной сигнализации 28,

пятый элемент И 29, пятый компаратор 30, шестой компаратор 31, пятый задатчик опорного сигнала 32, шестой задатчик опорного сигнала 33, датчик истинной высоты 34, седьмой задатчик опорного сигнала 35, седьмой компаратор 36, задатчик логического сигнала выставки стандартного давления STD 37, восьмой задатчик опорного сигнала 38, восьмой компаратор 39, шестой элемент И 40, седьмой элемент И 41, четвертый инвертор 42, пятый инвертор 43, восьмой элемент И 44, блок взятия сигнатуры (sign) 45, датчик вертикальной барометрической скорости 46, множительное устройство 47, девятый задатчик опорного сигнала 48, девятый компаратор 49, девятый элемент И 50, десятый элемент И 51, таймер 52, десятый задатчик опорного сигнала 53, десятый компаратор 54, причем выход датчика абсолютной барометрической высоты 1 соединен с первым входом блока сравнения 4, выход датчика угла отклонения закрылков 21 соединен с первым входом пятого компаратора 30, второй вход которого соединен с выходом пятого задатчика опорного сигнала 32, выход датчика положения шасси 20 соединен с первым входом пятого элемента И 29, выход которого соединен с первыми входами первого 3 и четвертого 16 элементов И, выход задатчика высоты эшелона 7 соединен со входом дифференцирующего устройства 8 и со вторым входом блока сравнения 4, выход которого соединен со вторыми входами первого 2 и второго 5 компараторов, выход второго задатчика опорного сигнала 23 соединен с первым входом второго компаратора 5, выход которого соединен с третьим входом первого элемента И 3 и с входом первого инвертора 6, выход которого соединен со вторым входом четвертого элемента И 16, выход которого соединен с четвертым входом блока регистрации параметров полета 27, выход первого задатчика опорного сигнала 22 соединен с первым входом первого компаратора 2, выход которого соединен со вторым входом первого элемента И 3, выход дифференцирующего устройства 8 соединен с первым входом четвертого компаратора 18, второй вход которого соединен с выходом четвертого задатчика опорного сигнала 25, выход шестого задатчика опорного сигнала 33 соединен со

вторым входом шестого компаратора 31, выход которого соединен с третьим входом пятого элемента И 29, выход третьего задатчика опорного сигнала 24 соединен с первым входом третьего компаратора 9, выход датчика угла отклонения предкрылков 17 соединен с первым входом седьмого компаратора 36, второй вход которого соединен с выходом седьмого задатчика опорного сигнала 35, а выход соединен со вторым входом шестого элемента И 40, первый вход которого соединен с выходом пятого компаратора 30, а выход со вторым входом пятого элемента И 29, выход датчика относительной барометрической высоты 19 соединен с первым входом шестого компаратора 31, выход датчика истинной высоты 34 соединен с первым входом восьмого компаратора 39, второй вход которого соединен с выходом восьмого задатчика опорного сигнала 38, а выход соединен с четвертым входом пятого элемента И 29, вход второго инвертора 11 соединен с выходом четвертого компаратора 18, а выход с первым входом третьего элемента И 13, с четвертым входом первого элемента И 3, и с четвертым входом четвертого элемента И 16, второй вход третьего элемента И 13 соединен с выходом второго элемента И 10, а выход со вторым входом элемента ИЛИ 12, выход задатчика логического сигнала выставки стандартного давления STD 37 соединен со вторым входом второго элемента И 10, с пятым входом первого элемента И 3, с пятым входом четвертого элемента И 16, и с третьим входом девятого элемента И 50, второй вход третьего компаратора 9 соединен с задатчиком высоты эшелона 7, а выход соединен с первым входом седьмого элемента И 41, со вторым входом девятого элемента И 50 и с третьим входом второго элемента И 10, вход третьего инвертора 14 соединен с выходом первого компаратора 2, а выход с первым входом элемента ИЛИ 12, выход которого соединен с четвертым входом второго элемента И 10, выход пятого элемента И 29 соединен с первым входом второго элемента И 10, выход которого соединен с первым входом блока регистрации параметров полета 27, со входом четвертого инвертора 42, с третьим входом четвертого элемента И 16 и со вторым

входом восьмого элемента И 44, первый вход которого соединен с выходом первого элемента И 3, а выход со вторым входом блока звуковой сигнализации 26, с третьим входом блока регистрации параметров полета 27 и со вторым входом блока визуальной сигнализации 28, выход первого элемента И 3 соединен с третьим входом седьмого элемента И 41, второй вход которого соединен с выходом четвертого инвертора 42, а четвертый вход соединен с выходом пятого инвертора 43, вход которого соединен с выходом десятого элемента И 51, выход седьмого элемента И 41 соединен с первым входом блока звуковой сигнализации 26, со вторым входом блока регистрации параметров полета 27 и с первым входом блока визуальной сигнализации 28, выход четвертого элемента И 16 соединен с третьим входом блока звуковой сигнализации 26 и с третьим входом блока визуальной сигнализации 28, выход блока сравнения 4 соединен со входом блока взятия сигнатуры 45, выход которого соединен с первым входом множительного устройства 47, второй вход которого соединен с датчиком вертикальной барометрической скорости 46, а выход с первым входом девятого компаратора 49, второй вход которого соединен с выходом девятого задатчика опорного сигнала 48, а выход с четвертым входом девятого элемента И 50, выход четвертого инвертора 42 соединен с первым входом девятого элемента И 50, выход которого соединен со вторым входом десятого элемента И 51 и со входом таймера 52, выход которого соединен с первым входом десятого компаратора 54, второй вход которого соединен с выходом десятого задатчика опорного сигнала 53, а выход с третьим входом десятого элемента И 51, первый вход которого соединен с выходом первого компаратора 2, а выход соединен с четвертым входом блока звуковой сигнализации 26, с пятым входом блока регистрации параметров полета 27 и с четвертым входом блока визуальной сигнализации 28.

Особенностью заявляемого технического решения является то, что по сравнению с известным техническим решением оно дополнительно содержит датчик угла отклонения предкрылков 17, датчик относительной

барометрической высоты 19, датчик истинной высоты 34, седьмой задатчик опорного сигнала 35, седьмой компаратор 36, задатчик логического сигнала выставки стандартного давления STD 37, восьмой задатчик опорного сигнала 38, восьмой компаратор 39, шестой элемент И 40, седьмой элемент И 41, четвертый инвертор 42, пятый инвертор 43, восьмой элемент И 44, блок взятия сигнатуры (sign) 45, датчик вертикальной барометрической скорости 46, множительное устройство 47, девятый задатчик опорного сигнала 48, девятый компаратор 49, девятый элемент И 50, десятый элемент И 51, таймер 52, десятый задатчик опорного сигнала 53, десятый компаратор 54

Заявляемое устройство сигнализации высоты эшелона летательного аппарата работает следующим образом.

При полете по маршруту от момента окончания взлета до захода на посадку у ЛА шасси убраны, крыло в гладкой конфигурации (закрылки и предкрылки убраны), относительная барометрическая и истинная высоты полета более 450 м. При убранном шасси от датчика положения шасси 20 на первый вход пятого элемента И 29 поступает сигнал логической «1». Сигнал от датчика угла отклонения закрылков (закр) 21 поступает на первый вход пятого компаратора 30. На второй вход пятого компаратора 30 с выхода пятого задатчика опорного сигнала 32 подается сигнал, пропорциональный закр=2°. Пятый компаратор 30 срабатывает при выполнении условия закр<2°, и логическая «1» с выхода данного компаратора при закр<2° поступает на первый вход шестого элемента И 40. Сигнал от датчика угла отклонения предкрылков (пр) 17 поступает на первый вход седьмого компаратора 36. На второй вход седьмого компаратора 36 с выхода седьмого задатчика опорного сигнала 35 подается сигнал, пропорциональный пр=2°. Седьмой компаратор 36 срабатывает при выполнении условия пр<2°, и логическая «1» с выхода данного компаратора при пр<2° поступает на второй вход шестого элемента И 40. Таким образом, при гладкой конфигурации крыла (закрылки и предкрылки убраны) на выходе шестого элемента И 40 формируется сигнал логической «1», который поступает на второй вход пятого элемента И 29.

Сигнал, пропорциональный относительной высоте полета Нотн, с датчика относительной барометрической высоты 19 поступает на первый вход шестого компаратора 31, на второй вход которого с выхода шестого задатчика опорного сигнала 33 подается сигнал, пропорциональный Нотн=450 м. Шестой компаратор 31 срабатывает при выполнении условия Нотн>450 м и с его выхода сигнал логической «1» поступает на третий вход пятого элемента И 29.

Сигнал, пропорциональный истинной высоте полета Нист, с датчика истинной высоты 34 поступает на первый вход восьмого компаратора 39, на второй вход которого с выхода восьмого задатчика опорного сигнала 38 подается сигнал, пропорциональный Нист=450 м. Восьмой компаратор 39 срабатывает при выполнении условия Н ист>450 м и с его выхода сигнал логической «1» поступает на четвертый вход пятого элемента И 29. Таким образом, при полете ЛА по маршруту на все входы пятого элемента И 29 поступают сигналы логической «1» и в результате на его выходе формируется сигнал логической «1», т.е. формируется истинное значение логической функции:

Сигнал логической «1» с выхода пятого элемента И 29 поступает на первые входы первого 3, второго 10 и четвертого 16 элементов И, что обеспечивает выдачу сигналов с выходов первого 3, второго 10 и четвертого 16 элементов И на этапе полета по маршруту. Этим обеспечивается автоматическая блокировка выходных сигналов системы на других этапах полета, в частности, на этапах взлета и захода на посадку, где контроль эшелона не требуется и наличие избыточных сигналов увеличивает нагрузку экипажа.

В случае отсутствия выставки стандартного давления STD, когда выставлено давление воздуха на уровне ВПП или давление на уровне моря, на выходе задатчика логического сигнала выставки стандартного давления

STD 37 формируется логический «0», тем самым обеспечивается автоматическая блокировка выходных сигналов системы.

На задатчике высоты эшелона 7 с помощью ручки выставляется требуемое значение высоты эшелона Нзад, которое индицируется на индикаторе задатчика. Сигнал, пропорциональный Нзад, поступает на второй вход блока сравнения 4, на первый вход которого поступает сигнал, пропорциональный текущей высоте Нб с датчика абсолютной барометрической высоты 1. С выхода блока сравнения 4 сигнал, пропорциональный разности высот Н=Нбзад, поступает на вторые входы первого 2 и второго 5 компараторов и на вход блока взятия сигнатуры 45.

Сигнал, пропорциональный Нзад, также поступает на второй вход третьего компаратора 9, на первый вход которого с выхода третьего задатчика опорного сигнала 24 поступает сигнал, пропорциональный Н min з - минимально-допустимой высоте эшелонирования, этим обеспечивается срабатывание третьего компаратора 9 при выполнении условия НзадНmin з. В этом случае с третьего компаратора 9 сигнал логической «1» поступает на третий вход второго элемента И 10, на первый вход седьмого элемента И 41 и на второй вход девятого элемента И 50, что является необходимым условием формирования логической «1» на выходе этих блоков.

При изменении экипажем Нзад на задатчике высоты эшелона 7, на выходе дифференцирующего устройства 8 сформируется сигнал, пропорциональный первой производной от Н зад, т.е. , который поступает на первый вход четвертого компаратора 18, на второй вход которого от четвертого задатчика 25 подается сигнал, пропорциональный 4, обеспечивающий срабатывание четвертого компаратора 18 при минимально медленном изменении экипажем Н зад на задатчике высоты эшелона, т.е. при выполнении условия сигнал логической «1» с выхода четвертого компаратора 18 поступает на вход второго инвертора 11, на выходе которого формируется сигнал логического «0», который поступает на первый вход

третьего элемента И 13, на четвертый вход первого элемента И 3 и четвертый вход четвертого элемента И 16, обеспечивая формирование логического «0» на их выходе и тем самым блокировку выходной сигнализации.

Таким образом, на выходе второго инвертора 11 формируется значение логической функции:

где: LHIZ - признак неизменности заданной высоты.

С выхода блока сравнения 4 сигнал, пропорциональный разности высот Н=Нбзад, поступает на второй вход первого компаратора 2, на первый вход которого с выхода первого задатчика опорного сигнала 22 поступает сигнал, пропорциональный Hоп1=60 м, этим обеспечивается срабатывание первого компаратора 2 при выполнении условия |Н|60 м. С выхода первого компаратора 2 логический сигнал поступает на второй вход первого элемента И 3 и на вход третьего инвертора 14, на выходе которого формируется логическая «1» при выполнении условия |Н|<60 м.

С выхода блока сравнения 4 сигнал, пропорциональный разности высот Н=Нбзад, поступает на второй вход второго компаратора 5, на первый вход которого с выхода второго задатчика опорного сигнала 23 поступает сигнал, пропорциональный Ноп2=150 м, этим обеспечивается срабатывание второго компаратора 5 при выполнении условия |Н|150 м. С выхода второго компаратора 5 логический сигнал поступает на третий вход первого элемента И 3 и на вход первого инвертора 6, на выходе которого формируется логическая «1» при выполнении условия |Н|>150 м.

Формирование логического сигнала, являющегося признаком наличия контроля за отклонением от заданной высоты - "Захват эшелона" (LQ) обеспечивается формированием логической «1» на выходе второго элемента И

10, необходимым условием этого является наличие логической «1» на всех его входах. Таким образом, логическая функция "Захват эшелона" (LQ) выглядит следующим образом:

где: LQ(i-1) - логический сигнал LQ на предыдущем временном интервале;

LSTD - логический сигнал выставки стандартного давления STD формируемый на выходе задатчика 37.

Формирование логического сигнала "Приближение к заданной высоте" (LHЗ) обеспечивается формированием логической «1» на выходе седьмого элемента И 41, необходимым условием этого является наличие логической «1» на всех входах первого 3 и седьмого 41 элементов И. Логическая функция "Приближение к заданной высоте" (LHЗ) имеет вид:

где: LDHVY - уведомляющий логический сигнал "Проверь эшелон", сигнализирующий о малой скорости приближения к заданной высоте или об удалении от нее.

Формирование логического сигнала "Недопустимое отклонение от заданной высоты" (LH60) обеспечивается формированием логической «1» на выходе восьмого элемента И 44, необходимым условием этого является наличие логической «1» на всех входах первого 3 и второго 10 элементов И. Таким образом, логическая функция "Недопустимое отклонение от заданной высоты" (LH60) выглядит следующим образом:

Формирование логического сигнала "Опасное отклонение от заданной высоты" (LH150) обеспечивается формированием логической «1» на выходе четвертого элемента И 16, необходимым условием этого является наличие логической «1» на всех его входах. Логическая функция "Опасное отклонение от заданной высоты" (LH150) имеет вид:

С выхода блока сравнения 4 сигнал, пропорциональный разности высот Н=Нбзад, поступает на вход блока взятия сигнатуры 45, на выходе которого формируется значение функции:

Сигнал с выхода блока взятия сигнатуры 45 поступает на первый вход множительного устройства 47, на второй вход которого поступает сигнал с выхода датчика вертикальной барометрической скорости 46, пропорциональный вертикальной барометрической скорости Vуб,. На выходе множительного устройства 47 формируется сигнал, пропорциональный скорости удаления от заданной высоты Нзад, следующего вида:

Сигнал, пропорциональный Vуд max - максимально-допустимой скорости удаления от заданной высоты эшелона (Vуд max=0÷-2 м/с) с выхода девятого задатчика опорного сигнала 48 поступает на второй вход девятого компаратора 49, на первый вход которого с выхода множительного устройства 47 поступает сигнал, пропорциональный скорости удаления от заданной высоты Нзад, тем самым обеспечивается срабатывание девятого компаратора 49 при выполнении условия V уд>Vуд max. В этом случае сигнал логической «1» с выхода девятого компаратора 49 поступает на четвертый вход девятого

элемента И 50, что является необходимым условием формирования логической «1» на выходе этого блока при наличии логической «1» на других входах девятого элемента И 50. Таким образом, на выходе девятого элемента И 50 будет сформирована логическая функция следующего вида

При выполнении условия (9), т.е. при истинном значении логической функции LVY, логическая «1» с выхода девятого элемента И 50 поступает на вход таймера 52, тем самым обеспечивается его запуск. В таймере 52 происходит накопление периода времени выполнения условия (9) tуд, т.е. периода времени, в течение которого истинно значение логической функции LVY. Обнуление таймера 52 происходит при поступлении на его вход логического «0». Сигнал, пропорциональный tуд max=0÷20 с - максимально-допустимому периоду времени выполнения условия (9) (максимально-допустимому периоду времени подготовки к выводу ЛА на заданную высоту эшелона Н зад), с выхода десятого задатчика опорного сигнала 53 поступает на второй вход десятого компаратора 54, на первый вход которого поступает сигнал с выхода таймера 52, тем самым обеспечивается срабатывание десятого компаратора 54 при выполнении условия t уд>tуд max. В этом случае сигнал логической «1» с выхода десятого компаратора 54 поступает на третий вход десятого элемента И 51, что является необходимым условием формирования логической «1» на выходе этого элемента при наличии логической «1» на других его входах. На выходе десятого элемента И 51 будет сформирована логическая функция следующего вида:

Выходные сигналы заявляемого устройства LHЗ, LH60, LH150, LDHVY, формируемые в соответствии с выражениями (4), (5), (6), (10) с выходов седьмого 41, восьмого 44, четвертого 16 и десятого 51 элементов И,

соответственно, поступают на входы блоков звуковой 26 и визуальной 28 сигнализации и на входы блока регистрации параметров полета 27. Выходной сигнал "Захват эшелона" (LQ) с выхода второго элемента И 10, формируемый в соответствии с выражением (3) не индицируется, и поступает только на вход блока регистрации параметров полета 27.

Идеология формирования выходных сигналов заявляемого устройства заключается в следующем.

После выставки пилотом заданного значения высоты эшелона Нзад начинается вывод ЛА на эту высоту, в случае медленного приближения или удаления от Нзад в течение заданного максимального периода времени tуд max устройство формирует уведомляющий сигнал "Проверь эшелон" (LDHVY).

При первом приближении к заданной высоте, когда еще отсутствует признак наличия контроля за отклонением от заданной высоты "Захват эшелона" (LQ) и отклонение от заданной высоты Н находится в диапазоне 60÷150 м, формируется уведомляющий сигнал "Приближение к заданной высоте" (LHЗ). Этот сигнал будет снят в случае появления сигнала "Проверь эшелон" (LDHVY).

При дальнейшем приближении к заданной высоте Н зад, когда отклонение от заданной высоты Н станет менее 60 м, формируется сигнал "Захват эшелона" (LQ), который снимается лишь после выставки новой высоты эшелона Нзад и обеспечивает снятие блокировки предупреждающих сигналов LH60 и LH150.

В процессе полета в эшелоне при неизменной заданной высоте Нзад и при наличии признака контроля за отклонением от заданной высоты (LQ) в случаях отклонения от заданной высоты будут выдаваться предупреждающие сигналы. При отклонении от заданной высоты Н более 60 м, но менее 150 м, выдаваться предупреждающий сигнал "Недопустимое отклонение от заданной высоты" (LH60). При отклонении от заданной высоты Н более 150 м выдаваться предупреждающий сигнал "Опасное отклонение от заданной высоты" (LH150).

При выставке новой заданной высоты эшелона Нзад сигнал "Захват эшелона" (LQ) снимается, как и все остальные выходные сигналы заявляемого устройства. Кроме того, блокировка выдачи выходных сигналов осуществляется при отсутствии выставки стандартного давления STD, при отсутствии признака полета по маршруту (LПОЛ), и при выставке заданной высоты эшелоне Н зад менее допустимой Нmin з, последнее условие дает возможность пилоту, выставив значение заданной высоты Нзад менее допустимой Н min з, принудительно осуществить блокировку выходной сигнализации.

Все выше перечисленные выходные сигналы заявляемого устройства регистрируются бортовыми средствами регистрации параметров полета, а так же выдаются пилоту посредством звуковой и визуальной сигнализации, за исключением сигнала "Захват эшелона" (LQ), который лишь регистрируется.

В силу того, что на современном этапе развития авиационного оборудования подавляющее большинство бортовых систем являются цифровыми, совокупность всех элементов заявляемого устройства, за исключением датчиков также является частью вычислительной программы, реализованной на базе программируемых логических интегральных схем (ПЛИС) или на базе микроконтроллеров.

Заявляемое техническое решение может быть реализовано на базе известных микроконтроллеров 196 серии фирмы Intel Corp.: 8XC196NT, AS87C196CB-20, а также микроконтроллеров фирмы Atmel: Atmega 128-16AI.

Заявленное устройство сигнализации высоты эшелона ЛА, нашло свое применение в одной из систем предупреждения критических режимов типа СПКР, которая в настоящее время проходит испытания на борту среднемагистрального гражданского самолета Ту-334.

Источники информации

1. А.с. СССР №1823665 G05D 1/04, публ. 12.10.1992 г.

Устройство сигнализации высоты эшелона летательного аппарата, содержащее датчик абсолютной барометрической высоты, задатчик высоты эшелона, датчик положения шасси летательного аппарата, датчик угла отклонения закрылков, блок сравнения, шесть задатчиков опорного сигнала, дифференцирующее устройство, шесть компараторов, три инвертора, пять элементов И, элемент ИЛИ, блок звуковой сигнализации, блок световой сигнализации и блок регистрации параметров полета, причем выход датчика абсолютной барометрической высоты соединен с первым входом блока сравнения, выход датчика угла отклонения закрылков соединен с первым входом пятого компаратора, второй вход которого соединен с выходом пятого задатчика опорного сигнала, выход датчика положения шасси соединен с первым входом пятого элемента И, выход которого соединен с первыми входами первого и четвертого элементов И, выход задатчика высоты эшелона соединен с входом дифференцирующего устройства и с вторым входом блока сравнения, выход которого соединен со вторыми входами первого и второго компараторов, выход второго задатчика опорного сигнала соединен с первым входом второго компаратора, выход которого соединен с третьим входом первого элемента И и с входом первого инвертора, выход которого соединен с вторым входом четвертого элемента И, выход которого соединен с четвертым входом блока регистрации параметров полета, выход первого задатчика опорного сигнала соединен с первым входом первого компаратора, выход которого соединен с вторым входом первого элемента И, выход дифференцирующего устройства соединен с первым входом четвертого компаратора, второй вход которого соединен с выходом четвертого задатчика опорного сигнала, выход шестого задатчика опорного сигнала соединен с вторым входом шестого компаратора, выход которого соединен с третьим входом пятого элемента И, выход третьего задатчика опорного сигнала соединен с первым входом третьего компаратора, отличающееся тем, что в него дополнительно введены датчик угла отклонения предкрылков, датчик относительной барометрической высоты, датчик истинной высоты, датчик вертикальной барометрической скорости, четыре задатчика опорного сигнала, четыре компаратора, пять элементов И, два инвертора, задатчик логического сигнала выставки стандартного давления STD, блок взятия сигнатуры (sign), множительное устройство, таймер, причем выход датчика угла отклонения предкрылков соединен с первым входом седьмого компаратора, второй вход которого соединен с выходом седьмого задатчика опорного сигнала, а выход соединен со вторым входом шестого элемента И, первый вход которого соединен с выходом пятого компаратора, а выход со вторым входом пятого элемента И, выход датчика относительной барометрической высоты соединен с первым входом шестого компаратора, выход датчика истинной высоты соединен с первым входом восьмого компаратора, второй вход которого соединен с выходом восьмого задатчика опорного сигнала, а выход соединен с четвертым входом пятого элемента И, вход второго инвертора соединен с выходом четвертого компаратора, а выход с первым входом третьего элемента И, с четвертым входом первого элемента И и с четвертым входом четвертого элемента И, второй вход третьего элемента И соединен с выходом второго элемента И, а выход со вторым входом элемента ИЛИ, выход задатчика логического сигнала выставки стандартного давления STD соединен со вторым входом второго элемента И, с пятым входом первого элемента И, с пятым входом четвертого элемента И и с третьим входом девятого элемента И, второй вход третьего компаратора соединен с задатчиком высоты эшелона, а выход соединен с первым входом седьмого элемента И, со вторым входом девятого элемента И и с третьим входом второго элемента И, вход третьего инвертора соединен с выходом первого компаратора, а выход с первым входом элемента ИЛИ, выход которого соединен с четвертым входом второго элемента И, выход пятого элемента И соединен с первым входом второго элемента И, выход которого соединен с первым входом блока регистрации параметров полета, со входом четвертого инвертора, с третьим входом четвертого элемента И и со вторым входом восьмого элемента И, первый вход которого соединен с выходом первого элемента И, а выход со вторым входом блока звуковой сигнализации, с третьим входом блока регистрации параметров полета и со вторым входом блока визуальной сигнализации, выход первого элемента И соединен с третьим входом седьмого элемента И, второй вход которого соединен с выходом четвертого инвертора, а четвертый вход соединен с выходом пятого инвертора, вход которого соединен с выходом десятого элемента И, выход седьмого элемента И соединен с первым входом блока звуковой сигнализации, со вторым входом блока регистрации параметров полета и с первым входом блока визуальной сигнализации, выход четвертого элемента И соединен с третьим входом блока звуковой сигнализации и с третьим входом блока визуальной сигнализации, выход блока сравнения соединен со входом блока взятия сигнатуры, выход которого соединен с первым входом множительного устройства, второй вход которого соединен с датчиком вертикальной барометрической скорости, а выход с первым входом девятого компаратора, второй вход которого соединен с выходом девятого задатчика опорного сигнала, а выход с четвертым входом девятого элемента И, выход четвертого инвертора соединен с первым входом девятого элемента И, выход которого соединен со вторым входом десятого элемента И и с входом таймера, выход которого соединен с первым входом десятого компаратора, второй вход которого соединен с выходом десятого задатчика опорного сигнала, а выход с третьим входом десятого элемента И, первый вход которого соединен с выходом первого компаратора, а выход соединен с четвертым входом блока звуковой сигнализации, с пятым входом блока регистрации параметров полета и с четвертым входом блока визуальной сигнализации.



 

Наверх