Парусное вооружение

 

Изобретение относится к судостроению и касается профилирования парусов яхт и швертботов. Парусное вооружение содержит вертикальную мачту, шарнирно соединенную с гиком, мягкий двухсекционный парус, секции которого скреплены по передней шкаторине. Гик расположен в нижней части мачты. На ноке гика расположен подвижный блок через который общим грото-шкотом соединены шкотовые углы парусов. Технический результат заключается в упрощении конструкции парусного вооружения за счет использования общего грото-шкота, обеспечивающего одновременное регулирование натяжения секций паруса, что позволяет облегчить управление судном и повысить его маневренность. 4 ил.

Изобретение относиться к судостроению и касается профилирования парусов яхт и швертботов.

Небольшие паруса из различных тонких тканей удобно делать двухслойными - мачтовый карман-обтекатель как бы доводиться до задней шкаторины. Эти паруса просты в изготовлении, прочнее однослойных, обладают более высокими аэродинамическими качествами и при этом позволяют расположить между полотнищами фалы, боуты, латы, швы полотнищ, что повышает качество паруса за счет уменьшения сил трения.

Известно парусное вооружение (Патент РФ №20448386, М. Кл. С16 В63Н 9/02. 1995) содержащее поворотную мачту с парусом, причем мачта выполнена с внешним выпуклым профилем и с двумя раскрывающимися секциями, связанными между собой, при этом связь раскрывающихся секций выполнена в виде соединения «дверная петля», закрытого по передней кромке мачты гибким обтекателем, а мачта выполнена с гиком, на торце которого установлена защелка для фиксации обеих секций в сложенном положении, которые выполнены с пружиной для их раскрытия, установленной на их внутренней стороне при этом каждая секция выполнена с П-образными латами, жестко прикрепленными к ней одним концом, а другой конец каждой латы свободно размещен в контейнере, который образован выпуклым профилем мачты, при этом парусное вооружение выполнено с четырьмя мягкими парусами, причем каждый мягкий парус размещен независимо от других и снабжен карманами с возможностью их надевания на П-образные латы при раскручивании паруса из контейнера по гику.

Недостатком этого парусного вооружения является исключительная сложность конструкции и как следствие, невысокая надежность. Гибкий обтекатель по передней кромке мачты не позволит получить профиль крыла в пределах всего паруса, а наличие двух гиков с четырьмя мягкими парусами

усложнит управление этим парусным вооружением особенно на острых курсах и при маневрировании.

Известен парус Люнгстрема (В.М.Перегудов Парусные байдарки, катамараны, тримараны и надувные лодки. М. 2003, стр.82), содержащий два одинаковых полотнища, сшитых только по передней шкаторине, имеющей ликтрос, входящий в ликпаз на передней стороне мачты. Гиков нет.«Пузо» паруса регулируется изменением натяжения и направления действия шкотов, как у стакселей.

Недостатком указанного парусного вооружения является отсутствие гиков, что не позволяет придать парусу форму крыла и сложность одновременного управления двумя грото-шкотами.

Наиболее близким из технических решений является парусное вооружение «Стриж», раскрывающийся на «бабочку» В.А.Строганова (там же стр.97). Двухслойный парус из пленки, сшитый по передней шкаторине. К основному гику на некотором расстоянии от мачты шарнирно прикреплен второй гик. Ноки гиков соединены шкотовыми талями каждый со своим полотнищем и каждый имеет свой гика-шкот.

Недостатком данного парусного вооружения является наличие двух гиков, что усложняет конструкцию двух шкотовых талей и двух гика-шкотов, что затрудняет профилировании паруса как единого целого и усложняет управление парусами, особенно в экстремальных условиях.

Важнейшей задачей данного изобретения является создание новой конструкции парусного вооружения, обеспечивающего регулирование натяжения секций паруса для получения профиля крыла.

Техническим результатом заявленного парусного вооружения является упрощение конструкции парусного вооружения судна за счет использования общего грото-шкота, обеспечивающего управление натяжения секций паруса для получения профиля крыла, повышение эффективности работы паруса за счет улучшения условий обтекания крыла и повышения тяговой силы.

Указанный технический результат достигается тем, что парусное вооружение, содержит вертикальную мачту, шарнирно соединенную с гиком, мягкий двухсекционный парус, секции которого скреплены по передней шкаторине, на ноке гика расположен подвижный блок, при этом шкотовые углы парусов соединены через подвижный блок общим грото-шкотом, обеспечивающим регулирование натяжения секций паруса для получения профиля крыла.

При перемещении подвижного блока происходит перераспределение общей длины грото-шкота на грото-шкот наветренной секции паруса и грото-шкот подветренной секции паруса, причем делается это автоматически при изменении галса, что существенно упрощает настройку паруса на ветер и управление парусным судном в целом, так как две секции паруса имеют один гик и один грото-шкот, тем самым упрощается конструкция парусного вооружения, а следовательно повышается его надежность, улучшаются условия обтекания паруса за счет получения профиля крыла, а следовательно повышается эффективность работы паруса и увеличивается тяговая сила.

На фиг.1 показан общий вид предлагаемого парусного вооружения.

На фиг.2 изображено поперечное сечение парусного вооружения на уровне гика при парусе «мягкое крыло» и максимальной величине пуза.

На фиг.3 изображено поперечное сечение парусного вооружения на уровне гика при парусе «мягкое крыло» средней величине «пуза».

На фиг.4 изображено поперечное сечение парусного вооружения на уровне гика при «плоском» парусе.

Парусное вооружение содержит вертикальную мачту 1, шарнирно соединенную с гиком 2, две секции паруса 3 и 4, скрепленные по передней шкаторине, имеющей ликтрос 5, входящий в ликпаз на передней стороне мачты 1. Шкотовые углы 6 и 7 соединены общим грото-шкотом 8, проходящим через подвижный блок 9, расположенный на ноке гика 10. Блок может быть перемещен вдоль гика посредством снасти 11 (фиг.2, 3).

Парусное вооружение работает следующим образом. Ликтрос 5 двухсекционного паруса вставляется в ликпаз мачты 1 после чего парус поднимается в рабочее положение. Один конец грото-шкота 8 закрепляется в шкотовом углу 6 секций паруса 3 или 4. Затем грото-шкот 8 проводится через подвижный блок 9 и закрепляется в шкотовом углу 7 другой секции паруса. При этом следует отметить, что длина общего грото-шкота 8 может быть определена двумя способами: практическим путем и теоретическим. Практически нужно установить грото-шкот такой длины, чтобы парус под действием ветра получил максимальное (по желанию рулевого) «пузо» (фиг.2). Теоретически длина общего грото-шкота 8 может быть определена как разность длин хорды паруса Lx и длины паруса L д (фиг.2). За исходную величину принимается максимальная длина хорды паруса Lx. Затем в зависимости от желаемой полноты паруса определяют в процентах стрелу прогиба Lп «пуза» паруса. Как правило, эта величина не превышает 15%. Далее графическим или графоаналитическим способам строят дугу профиля паруса и определяют ее длину L д. Разность этих длин плюс величина дуги, по которой грото-шкот 8 огибает блок 9, определяет общую длину грото-шкота 8, позволяющего плавно изменять «пузо» паруса в заданных пределах, обеспечивая получение профиля крыла. Изменение «пуза» паруса производится путем перемещения подвижного блока 9 к ноку 10 гика 2. Подвижный блок 9 перемещается в крайнее левое положение А (фиг.2) - блок подходит к шкотовому углу одной из секций паруса и обеспечивает максимальное «пузо», определяемое длиной общего грото-шкота. Положение Б (фиг.3) подвижного блока 9 - промежуточное - когда расстояния между подвижным блоком и шкотовыми углами 6, 7 секций паруса неравные. При перемещении подвижного блока 9 происходит перераспределение длин общего грото-шкота 8, часть его переходит на наветренную сторону паруса, уменьшая тем самым подветренную длину грото-шкота 8, что уменьшает стрелу прогиба L п «пуза» паруса, делая его более плоским. Крайнее правое положение В (фиг.4) подвижного блока 9 -

когда расстояния между подвижным блоком 9 и шкотовыми углами 6, 7 наветренной и подветренной секций паруса равны - парус «плоский».

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:

- новая конструкция парусного вооружения основанная на соединении шкотовых углов общим грото-шкотом, проходящим через подвижный блок на ноке гика, позволяет создать новую технологическую схему управления парусным судном, позволяющую изменять профиль паруса-крыла даже в процессе движения посредством простого перемещения только подвижного блока с помощью единственной снасти, что многократно упрощает процесс управления судном, повышая его надежность и улучшая потребительские качества в целом;

- для заявленного изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления в соответствии с описанием и прилагаемыми чертежами;

разработанное устройство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматирваемого технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию «промышленная применимость».

Парусное вооружение, содержащее вертикальную мачту, шарнирно соединенную с гиком, мягкий двухсекционный парус, секции которого скреплены по передней шкаторине, отличающееся тем, что на ноке гика расположен подвижный блок, при этом шкотовые углы парусов соединены через подвижный блок общим грото-шкотом, обеспечивающим регулирование натяжения секций паруса для получения профиля крыла.



 

Наверх