Вентилятор турбомашины

 

Полезная модель относится к авиадвигателестроению и может быть использована в конструкциях компрессоров газотурбинных двигателей (ГТД). Технической задачей полезной модели является уменьшение зазоров между лопатками и фиксация каждой платформы одним фиксирующим элементом, что снижает трудоемкость при сборке. Поставленная задача решается следующим образом. Вентилятор турбомашины, содержит лопатки с хвостовиками, диск с пазами, в которых установлены хвостовики лопаток и бандажные платформы с элементами крепления, расположенные между лопатками и закрепленные в диске. Новым в полезной модели является то, что элемент крепления платформы представляет собой хвостовик с утолщением на конце. В диске выполнены пазы, под эти хвостовики. Ширина паза, расположенная на максимальном диаметре диска не менее максимальной ширины утолщения хвостовика и увеличивается по направлению к центру диска. Хвостовики зафиксированы в пазах при помощи вставок, расположенных в этих пазах и охватывающих часть хвостовика расположенной в пазу.

Полезная модель относится к авиадвигателестроению и может быть использована в конструкциях компрессоров газотурбинных двигателей (ГТД).

Известен вентилятор турбомашины, который содержит диск с установленными в нем лопатками с полками (Н.А.Шерлыгин, В.Г.Шахвердов «Конструкция и эксплуатация авиационных газотурбинных двигателей» издательство «Машиностроение» Москва 1969 год стр.91 рис.4.33).

Недостатком такой конструкции является то, что полки значительно утяжеляют лопатку, в связи с чем увеличиваются напряжения в лопатках и в диске.

Также известен вентилятор турбомашины, содержащий лопатки с хвостовиками, диск с пазами, в которых установлены хвостовики лопаток и бандажные платформы с элементами крепления, расположенные между лопатками. Элементы крепления платформ закреплены на диске при помощи фиксаторов, выполненных в виде резьбового и контровочного соединений. (Патент на изобретение US 6447250, кл. F01D 5/30, 10.09.2002 г.)

В такой конструкции нагрузка на лопатку уменьшается, однако между лопатками и бандажными платформами возникает зазор, по которому происходит перетекание воздуха, т.е. увеличиваются аэродинамические потери в рабочем колесе, а также сборка ее трудоемка, так как приходится крепить и фиксировать каждую платформу несколькими фиксаторами.

Технической задачей полезной модели является уменьшение зазоров между лопатками и фиксация каждой платформы одним фиксирующим элементом, что снижает трудоемкость при сборке.

Поставленная задача решается следующим образом.

Вентилятор турбомашины, содержит лопатки с хвостовиками, диск с пазами, в которых установлены хвостовики лопаток и бандажные платформы

с элементами крепления, расположенные между лопатками и закрепленные в диске.

Новым в полезной модели является то, что элемент крепления платформы представляет собой хвостовик с утолщением на конце. В диске выполнены пазы, под эти хвостовики. Ширина паза, расположенная на максимальном диаметре диска не менее максимальной ширины утолщения хвостовика и увеличивается по направлению к центру диска. Хвостовики зафиксированы в пазах при помощи вставок, расположенных в этих пазах и охватывающих часть хвостовика расположенной в пазу.

На прилагаемом чертеже изображен заявляемый вентилятор турбомашины.

Фиг.1 - общий вид

Фиг.2 - вид сбоку

Фиг.3 - разрез А-А фиг.2

Вентилятор турбомашины, содержит лопатки 1 с хвостовиками 2, диск 3 с пазами 4, в которых установлены хвостовики 2 лопаток 1 и бандажные платформы 5, расположенные между лопатками 1 и закрепленные в диске 3. Каждая бандажная платформа 5 содержит хвостовик 6 с утолщением 7 на конце, при этом в диске 3 выполнены пазы 8, под эти хвостовики 6. Ширина паза 8, расположенная на максимальном диаметре диска 3 не менее максимальной ширины утолщения 7 хвостовика 6 и увеличивается по направлению к центру диска 3. Хвостовики 6 зафиксированы в пазах 8 при помощи вставок 9, расположенных в этих пазах 8 и охватывающих часть хвостовика 6 расположенной в пазу 8.

Лопатки 1 по очереди устанавливают в пазы 4 диска 3. Далее в пазы 8 диска 3 сверху заводят хвостовики 6 платформ 5. Так как ширина паза 8, не менее максимальной ширины утолщения 7 хвостовика 6 он свободно встает в паз 8 диска 3. После чего со стороны торца диска 3 в паз 8 устанавливают вставку 9, которая заполняет свободное пространство между диском 3 и

хвостовиком 6 платформы 5, при этом вставка 9 охватывает хвостовик 6, тем самым фиксирует его от выпадения.

При использовании такой конструкции удается значительно уменьшить зазоры между лопатками и платформами за счет чего уменьшаться перетечки воздуха и повысится КПД, а также значительно снижается трудоемкость при сборке.

Вентилятор турбомашины, содержащий лопатки с хвостовиками, диск с пазами, в которых установлены хвостовики лопаток и бандажные платформы с элементами крепления, расположенные между лопатками и закрепленные в диске, отличающийся тем, что элемент крепления платформы представляет собой хвостовик с утолщением на конце, при этом в диске выполнены пазы под эти хвостовики, ширина паза, расположенная на максимальном диаметре диска не менее максимальной ширины утолщения хвостовика, при этом ширина паза увеличивается по направлению к центру диска, кроме того, хвостовики зафиксированы в пазах при помощи вставок, расположенных в этих пазах и охватывающих часть хвостовика, расположенной в пазу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к конструкции колес
Наверх