Букса с цилиндрическим роликоподшипником и шаровым подпятником

 

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, к усовершенствованию букс железнодорожного транспорта, и может быть использована в устройствах с опорами качения. Букса с цилиндрическим роликоподшипником и шаровым подпятником снабжена уплотнительными шайбами, размещенными попарно с торцов подшипника, и фланцевыми втулками, установленными снаружи шарового подпятника и взаимодействующими между собой радиальными поверхностями, а фланцами - с торцовыми поверхностями осевой опоры и оси. Исполнение буксы с герметизированными рабочими полостями цилиндрического роликоподшипника и осевой шаровой опоры способствует увеличению нагрузочной способности и ресурса буксы в целом.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, к усовершенствованию букс железнодорожного транспорта, и может быть использована в устройствах с опорами качения.

Известны буксы с роликовыми подшипниками и шаровым подпятником (патент №2094274, кл. В61F 15/12, 1997). В корпусе буксы со стороны подступичной части оси колесной пары размещено лабиринтное уплотнение (авт. св. СССР №1486387, кл. В61F 15/12, 1989). При движении подвижного состава происходит осевое смещение колесных пар относительно корпусов букс. При этом перемещении абразивные частицы попадают в зазоры радиального лабиринта, втягиваются в полость буксы, смешиваются со смазочным материалом. Это приводит к изнашиванию поверхностей качения подшипников.

Известна букса с цилиндрическим роликоподшипником и шаровым подпятником (патент №58094, кл. В61F 15/12, 2006). В устройство лабиринтного уплотнения буксы со стороны подступичной части оси введен сепаратор для образования дополнительного торцового лабиринтного уплотнения. Такое устройство буксы повышает герметизирующую способность уплотнения, улучшает условия работы опорных элементов качения (патент №2097235, кл. В61F 15/12, 1997). Однако следует отметить, что относительное перемещение торцовых поверхностей лабиринтного уплотнения, как и радиальных, приводит к размельчению

абразивных частиц. Через зазоры лабиринтного уплотнения дисперсная абразивная смесь попадает в смазываемую полость - в подшипник и шаровую опору, что снижает работоспособность и ресурс буксового узла.

Целью полезной модели является повышение ресурса буксового узла с цилиндрическим роликоподшипником и шаровым подпятником.

Цель достигается тем, что буксу с цилиндрическим роликоподшипником и шаровым подпятником, содержащую в корпусе буксы осевую опору, лабиринтное уплотнение со стороны подступичной части оси, снабжают уплотнительными шайбами в упругодеформируемом корпусе, размещенными попарно с торцов подшипника, пластичным смазочным материалом в полостях между уплотнительными кромками шайб и подпружиненными вдоль оси фланцевыми втулками, установленными снаружи шарового подпятника и взаимодействующими между собой радиальными поверхностями, а фланцами - с торцовыми поверхностями осевой опоры и оси, при этом одну из втулок, например, контактирующую фланцем с осевой опорой, выполняют из антифрикционного материала.

В заявке на фиг.1 представлен продольный разрез буксового узла.

Букса содержит корпус 1, ось 2, шейку 3 оси, на которую установлен цилиндрический роликоподшипник 4, шаровой подпятник 5, контактирующий под нагрузкой с пятой 6. Внутреннее кольцо подшипника 4 на шейке оси фиксируется крышкой 7 через втулку 8, а наружное кольцо в корпусе 1 - крышкой 9 с осевой опорой 10 и крышкой 11 с лабиринтным уплотнением 12. В выточках крышек 9 и 11 у торцов наружного кольца подшипника 4 размещают уплотнительные устройства, которые содержат уплотнительные шайбы 13 и 14, попарно размещенные в корпусе 15 из эластичного материала, например, резины. В полости 16 и 17 между уплотнительными кромками шайб 13 и 14 вводят пластичный смазочный материал.

Герметизацию шаровой опоры, в которую входят пята 6, подпятник 5 и осевая опора 10, осуществляют фланцевыми втулками 18 и 19 и пружиной

сжатия 20, размещенной между фланцами втулок. Шаровая опора заполняется смазочным материалом и закрывается крышкой 21.

При сборке буксы крышки 9 и 11 сжимают корпус 15 уплотнительных устройств подшипника 4, тем самым создается давление уплотнительных кромок шайб 13 и 14 на радиальные поверхности крышки 7 и втулки 8. При работе буксы (биение оси, перекосы оси под нагрузкой при осевом сдвиге колец подшипника) уплотняющий эффект кромок шайб с контактирующими поверхностями обеспечивается податливостью корпуса 16. Контактные радиальные уплотнения герметизируют полость подшипника 4, что повышает его ресурс. Этому способствует и тот факт, что абразивные частицы, попадающие в буксу через лабиринтное уплотнение, задерживаются эластичным смазочным материалом в полостях 16 и 17 между уплотнительными кромками шайб 13 и 14.

При вращении оси 2 подпружиненные втулки 18 и 19 вращаются с угловой скоростью оси, при этом фланец втулки 18, выполненной из антифрикционного материала, скользит по торцовой поверхности опоры 10. При перекосах и смещении оси 2 втулки 18 и 19 за счет пружины 20 перемещаются в осевом направлении, обеспечивая герметизацию шаровой опоры.

Предлагаемое исполнение буксы с герметизированными рабочими полостями цилиндрического роликоподшипника и осевой шаровой опоры способствует существенному увеличению нагрузочной способности и ресурса буксы в целом.

Букса с цилиндрическим роликоподшипником и шаровым подпятником, содержащая в корпусе буксы осевую опору, лабиринтное уплотнение со стороны подступичной части оси, отличающаяся тем, что снабжена уплотнительными шайбами в упругодеформируемом корпусе, размещенными попарно с торцов подшипника, пластичным смазочным материалом в полостях между уплотнительными кромками шайб и подпружиненными вдоль оси фланцевыми втулками, установленными снаружи шарового подпятника и взаимодействующими между собой радиальными поверхностями, а фланцами - с торцовыми поверхностями осевой опоры и оси, при этом одна из втулок, например, контактирующая фланцем с осевой опорой, выполнена из антифрикционного материала.



 

Похожие патенты:
Наверх