Водометный движитель

 

Полезная модель относится к судостроению, а именно к водометным движителям, используемым на маломерных судах в условиях мелководья.

Заявлен водометный движитель, содержащий корпус в котором расположен водовод, гребной вал с рабочим колесом, проходящий через герметизирующий устройством расположенное на транце судна и соединенный с приводным валом силовой установки, а также спрямляющее устройство.

Новым является то, что движитель размещен консольно на транце за корпусом судна не выходя за габарит плоскости днища, при этом герметизирующее гребной вал устройство размещено в водоводе между транцем судна и рабочим колесом и выполнено в виде опорно-упорного разборного узла и соединено при помощи водонепроницаемого соединения с патрубком, установленным на транце судна.

Полезная модель включает 6 зависимых пунктов формулы, 4 рисунка.

Полезная модель относится к судостроению, а именно к водометным движителям, используемым на маломерных судах в условиях мелководья.

Основной задачей при проектировании маломерных судов, используемых в условиях мелководья, является обеспечение их надежным малогабаритным движителем с высокой ремонтопригодностью в походных условиях силами экипажа судна.

Известен водометный движитель, содержащие водовод с расположенным в нем гребным валом с рабочим колесом и спрямляющим устройством (см. А.С. СССР №451576, кл. В63Н 11/08, 1974 г.). Своими крепежными элементами движитель постоянно закреплен в профильном кармане кормовой части днища судна.

Недостатками известного устройства являются, во-первых, сложная конструкция кормовой части корпуса судна, образующей профильный карман, в котором расположен водометный движитель.

Во-вторых, наличие кармана уменьшает полезный объем судна, что особенно существенно для маломерных судов.

В третьих, известный движитель неудобен в ремонте в походных условиях, т.к. для ремонта необходим его демонтаж из кармана корпуса (и последующий монтаж), для чего требуется существенно приподнять кормовую часть судна над уровнем воды, либо использовать водолазное оборудование.

В четвертых, дейдвудное устройство, используемое в данном движителе и передающее продольную силу упора рабочего органа через гребной вал на вал редуктора, значительно снижает рабочий ресурс редуктора.

Наиболее близким к заявляемому движителю (прототипом) является водометный движитель, закрепленный за транцем судна (см. патент США №3942464, кл. 115-12, 1976 г.), содержащий корпус в котором расположен водовод, гребной вал с рабочим колесом, проходящий через герметизирующее устройство (дейдвудная труба), расположенное на транце судна, и соединенный с приводным валом силовой установки, а также спрямляющее устройство с соплом.

Известному движителю присущи следующие недостатки. Основным недостатком известного движителя является его низкая надежность при эксплуатации на мелководье,

связанная с расположением водовода ниже уровня днища судна. Следовательно, при движении судна по мелководью, существует большая вероятность зацепа движителем подводных предметов (грунт, камни, коряги и т.п.), а также зацепа при движении по полной воде за плавающие и притопленные предметы (бревна, коряги и т.п.), приводящее к поломке движителя или к отрыву его с крепежных мест, что может привести к разрушению корпуса и затоплению судна.

Во-вторых, надо отметить, что водовод известного движителя сделан заодно с дейдвудной трубой и крепежным фланцем движителя и представляет собой неразборную сложную конструкцию, делающую данный узел достаточно дорогостоящим и малонадежным.

В третьих, дейдвудное устройство известного движителя неремонтопригодно в процессе эксплуатации, т.к. при нарушении герметичности сальниковой набивки, происходит попадание песка в дейдвуд, приводящее к задирам на гребном валу и стенках дейдвудной трубы, а в последующем - к заклиниванию вала в трубе, что требует капитального ремонта в условиях ремонтной мастерской с заменой дейдвудной трубы и вала.

В четвертых, дейдвудное устройство, используемое в известном движителе, передает продольную силу упора рабочего органа через гребной вал на вал редуктора, что приводит его к быстрому выходу из строя.

Задачей, решаемой заявляемым техническим устройством, является устранение вышеуказанных конструктивных недостатков известного движителя.

Решение указанной задачи в водометном движителе, содержащем корпус в котором расположен водовод, гребной вал с рабочим колесом, проходящий через герметизирующее устройство, расположенное на транце судна, соединенный с приводным валом силовой установки, а также спрямляющее устройство, достигается тем, что движитель размещен консольно на транце за корпусом судна не выходя за габарит плоскости днища, при этом герметизирующее гребной вал устройство размещено в водоводе между транцем судна и рабочим колесом и выполнено в виде опорно-упорного разборного узла и соединено при помощи водонепроницаемого соединения с патрубком, установленным на транце судна.

Благодаря размещению движителя консольно на транце за корпусом судна параллельно его продольной оси не выходя за габарит плоскости днища, увеличивается эксплуатационная надежность движителя и судна, т.к. отсутствуют выступающие за габарит днища элементы и появляется возможность движения судна по мелководью не опасаясь зацепа о подводные предметы, а также при движении по полной воде за плавающие предметы.

Также крепление движителя консольно за транцем судна выгодно тем, что указанное крепление обеспечивая необходимую жесткость, обеспечивает свободный доступ к движителю, необходимый при его монтаже, демонтаже и ремонте.

Для упрощения конструкции опорно-упорнго разборного узла, он выполнен в виде последовательно установленных в корпусе первого сальникого уплотнения, упорно-опорного подшипника и второго сальникого уплотнения.

Для создания конструкции опорно-упорнго разборного узла повышенной долговечности и надежности, он выполнен в виде последовательно установленных в корпусе, по крайней мере, одного упорного и одного опорного подшипников, герметизированных, по крайней мере, с каждой стороны одним радиальным манжетным уплотнением.

Для создания простого водонепроницаемого соединения, оно выполнено в виде закрепленного на транце судна патрубка, соединенного фрагментом дюритового шланга с корпусом опорно-упорного герметизирующего узла гребного вала.

Для создания быстроразборного водонепроницаемого соединения, оно выполнено в виде коаксиально установленных патрубков с радиальным уплотнением, при этом один из патрубков закреплен на транце судна, а другой прикреплен к корпусу опорно-упорного герметизирующего узла гребного вала.

Для предотвращения выхода из строя силовой установки движителя при заклинивании гребного вала или рабочего колеса, приводной вал силовой установки соединен с гребным валом через предохранительную муфту, выполненную в виде фланцевого соединения, при этом один из фланцев неподвижно закреплен на одном из валов, а другой установлен посредством срезаемого штифта.

Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг.1 представлен общий вид заявляемого движителя; на фиг.2 - представлен вариант простого в изготовлении опорно-упорного разборного узла; на фиг.3 - представлен вариант опорно-упорного разборного узла, повышенной надежности и вариант его соединения с транцевым патрубком фрагментом дюритового шланга, а также представлен вариант выполнения предохранительной муфты; на фиг.4 - представлен коаксиальный вариант соединения опорно-упорного разборного узла с транцевым патрубком.

Движитель, общий вид которого представлен на фиг.1 содержит: разборный водовод 1 состоящего из секций водоприема 1а и 1б, секции рабочего колеса 1в и секции спрямляющего

устройства 1г; гребной вал 2; герметичный опорно-упорный узел 3; рабочее колесо 4; спрямляющее устройство 5; сопло 6; защитную решетку 7.

Вариант выполнения герметичного опорно-упорного узла 3, представленный на фиг.2 содержит: корпус 8, в седле которого расположено сальниковое уплотнение 9; обойму 10, в которой расположен, опорно-упорный подшипник 11 с сальниковым уплотнением 12; герметизирующую прокладку 13; упорную втулку 14, закрепленную на гребном валу 2 при помощи шплинта 15; уплотнительное кольцо 16.

Вариант выполнения герметичного опорно-упорного узла 3, представленный на фиг.3 содержит кроме части вышеназванных, также дополнительные элементы: опорный подшипник 17; радиальные манжетные уплотнения 18 и 19; пробки 20 и 21 для запрессовки смазки в подшипники.

На фиг.3 также представлено водонепроницаемое соединение, включающее: закрепленный на транце 22 патрубок 23, соединенный фрагментом дюритового шланга 24 с корпусом 8 опорно-упорного герметизирующего узла 3, при помощи хомутов 25.

Кроме того, на фиг.3 представлен вариант выполнения фланцевой предохранительной муфты для соединения вала силовой установки с гребным валом движителя, включающий: фланец 26 (аналогичный фланцу, закрепленному на валу силовой установки), зафиксированный на валу 2 при помощи срезаемого штифта 27.

На фиг.4 представлено быстросъемное водонепроницаемое коаксиальное соединение, включающее: корпус 28 (модифицированный вариант корпуса 8), снабженный кольцевой канавкой 29 и кольцевым уплотнением 30.

Заявляемое устройство работает следующим образом. При вращении гребного вала 2 рабочее колесо 4 засасывает через защитную решетку 7, расположенную в водоприемнике la, забортную воду и под давлением выбрасывает ее через спрямляющее устройство 5 и сопло 6. При движении судна по мелководью возможен засос с водой грунта, твердых предметов (галька, ил, бытовой мусор) или растительности (водоросли), а также рыболовных сетей со дна водоема через защитную решетку 7, которая в основном предохраняет только от крупных предметов. Все это может привести к засору в какой-либо секции водовода движителя, а также намотке водорослей на гребной вал и рабочее колесо. Это, в свою очередь, может вызвать заклинивание гребного вала 2 или рабочего колеса 4. В случае такого заклинивания, на предохранительной муфте 26 (см. фиг.3) срезается штифт 27 и муфта 26 проворачивается на валу 2, тем самым предохраняя от заклинивания вал силовой

установки. Для устранения указанной неисправности достаточно вывеси катер на мелководье, разъединить фланцевые соединение секций 1б-1г водовода 1 (болтовые соединения на фланцах условно не показаны) и извлечь из них мусор, а при необходимости очистить гребной вал 2, рабочее колесо 4 и спрямляющее устройство 5 от намотанных на них водорослей или сетей. После чего секции устанавливаются на свое штатное место, а в предохранительную муфту 26 ставят запасной штифт 27. В случае выхода из строя герметичного опорно-упорного узла 3 (это бывает крайне редко), для устранения неисправности потребуется снятие движителя с кронштейнов. В таком случае достаточно приподнять кормовую часть судна (поместив балласт на нос), чтобы патрубок 23 оказался выше уровня воды. Размещение движителя консольно на трансе 22 за корпусом судна, дает возможность быстро и без особых усилий демонтировать его силою двух человек без использования специализированного оборудования. Для этого достаточно ослабить один из хомутов 25 дюритового водонепроницаемого соединения 24 (см. фиг.3) и освободить крепежные кронштейны (они условно не показаны) движителя к транцу 22 судна. В случае использования коаксиального водонепроницаемого соединения (см. фиг.4), достаточно только освободить крепежные кронштейны движителя к транцу судна и вытянуть назад движитель. В случае нарушения герметичного опорно-упорного узла 3, может преждевременно выйти из строя подшипник (см. фиг.2) или оба подшипника (см. фиг.3, 4), а также может через транец 22 внутрь судна поступать вода. Для устранения указанных дефектов необходимо заменить вышедшую из строя деталь, например, подшипник 11 на новый, прилагающийся в ремонтном комплекте движителя. Аналогичным образом проводят замену вышедшей из строя манжеты 18, 19 или уплотнительного кольца 16.

Таким образом, заявляемое устройство позволяет в эксплуатационных условиях быстро отремонтировать движитель без привлечения высококвалифицированных специалистов ремонтников и специальных технических средств.

1. Водометный движитель, содержащий корпус, в котором расположен водовод, гребной вал с рабочим колесом, проходящий через герметизирующий устройством расположенное на транце судна и соединенный с приводным валом силовой установки, а также спрямляющее устройство, отличающийся тем, что движитель размещен консольно на транце за корпусом судна, не выходя за габарит плоскости днища, при этом герметизирующее гребной вал устройство размещено в водоводе между транцем судна и рабочим колесом и выполнено в виде опорно-упорного разборного узла и соединено при помощи водонепроницаемого соединения с патрубком, установленным на транце судна.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорно-упорный разборный узел выполнен в виде последовательно установленных в корпусе первого сальникого уплотнения, упорно-опорного подшипника и второго сальникого уплотнения.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорно-упорный разборный узел выполнен в виде последовательно установленных в корпусе, по крайней мере, одного упорного и одного опорного подшипников, герметизированных, по крайней мере, с каждой стороны одним радиальным манжетным уплотнением.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что водонепроницаемое соединение выполнено в виде закрепленного на транце судна патрубка, соединенного фрагментом дюритового шланга с корпусом опорно-упорного герметизирующего узла гребного вала.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что водонепроницаемое соединение выполнено в виде коаксиально установленных патрубка, закрепленного на транце судна и корпуса опорно-упорного герметизирующего узла гребного вала, с радиальным уплотнением.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что водовод выполнен составным, состоящим из нескольких соединенных между собой фланцевыми соединениями фрагментов трубопровода.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что приводной вал силовой установки соединен с гребным валом через предохранительную муфту, выполненную в виде фланцевого соединения, при этом один из фланцев неподвижно закреплен на одном из валов, а другой установлен посредством срезаемого штифта.



 

Наверх