Динамометрический ключ

 

Полезная модель относится к области измерительной техники для определения силы или механического напряжения при сборочно-монтажных работах и может быть использована для измерения крутящего момента при закручивании гаек крепления железнодорожных рельсов. Задача - упрощение конструкции и повышение надежности в условиях сильной загрязненности и низких температур окружающей среды. Динамометрический ключ содержит корпус, выполненный в виде длинной трубы 1, один конец которой соединен с нижним концом упругого элемента 2 через втулку 3 и с торцевым ключом 4, имеющим внутренний шестигранник, соответствующий размеру заворачиваемой гайки. Другой конец трубы 1 соостно соединен со шкалой 5, закрепленной на трубе винтом 6. Верхний конец упругого элемента 2 соединен с головкой 7 воротка 8. С головкой 7 соостно соединен диск-указатель 9. Втулка 3 и головка 7 выполнены с шестигранными отверстиями для соединения с упругим элементом 2, который в сечении представляет собой шестигранник. Вороток содержит храповик 10. 1 - н.п.ф., 2 - з.п.ф., 1 - илл.

Полезная модель относится к области измерительной техники для определения силы или механического напряжения при сборочно-монтажных работах и может быть использована для измерения крутящего момента при закручивании гаек крепления железнодорожных рельсов.

Известно устройство для измерения крутящего момента при проведении сборочных работ, содержащее упругий элемент, основание, рукоятку, шкалу и указатель индикатора крутящего момента (Дальский A.M., Кулешова З.Г. Сборка высокоточных соединений в машиностроении. М.: «Машиностроение», 1988, с.35).

В такой конструкции упругим элементом является стержень, работающий на изгиб, а не на кручение, что ограничивает угол упругой деформации, а следовательно надежность и точность измерения больших крутящих моментов.

Наиболее близкой конструкцией по совокупности существенных признаков, взятой в качестве прототипа, является динамометрический ключ, содержащий корпус с индикатором крутящего момента со шкалой и стрелкой-указателем, вороток, головку и упругий элемент, представляющий собой короткий торсион, работающий на кручение. (Инструкция по эксплуатации ключа динамометрического КД-150. Завод «Ригасельмаш» (прилагается))

Недостатком такой конструкции является то, что упругая деформация короткого торсиона не велика (менее 5°) и, вследствие этого, не может быть

использована для непосредственного, визуального отсчета деформации по шкале устройства. В таком устройстве для увеличения угла поворота указателя применяется часовой индикаторный механизм, преобразующий малую деформацию упругого элемента в большой угол поворота стрелки указателя. Такой сложный часовой механизм уменьшает надежность работы динамометрического ключа при эксплуатации в полевых условиях, низких температурах и сильной запыленности окружающей среды.

Кроме того, при заворачивании низко расположенных железнодорожных гаек требуется дополнительный удлинитель, что также усложняет конструкцию.

Задачей предлагаемой полезной модели является упрощение конструкции, повышение надежности эксплуатации в условиях низких температур и запыленности окружающей среды, например, при монтаже железнодорожных путей.

Указанная задача решается следующим образом.

В динамометрическом ключе, содержащем корпус, индикатор крутящего момента со шкалой и указателем, упругий элемент, головку и вороток, автор предлагает корпус выполнить в виде длинной трубы, один конец которой соединить с нижним концом упругого элемента и торцевым ключом, имеющим внутренний шестигранник, соответствующий размеру заворачиваемой гайки. Другой конец трубы соединить соостно со шкалой индикатора. Упругий элемент разместить с возможностью упругой деформации кручения внутри трубы. Верхний конец упругого элемента соединить с головкой воротка, на

торце которой закрепить указатель индикатора. Причем шкалу и указатель индикатора соединить с трубой и головкой с возможностью поворота относительно друг друга до совмещения стрелки указателя с нулевой отметкой на шкале.

Упругий элемент выполнить в виде прямолинейного стержня, в сечение представляющего собой многогранник, например шестигранник.

Вороток снабдить трещоткой.

Такая конструкция корпуса, упругого элемента и воротка позволяет упростить устройство в целом, повысить надежности его работы в полевых условиях эксплуатации при монтаже железнодорожных путей.

При проведении поиска по источникам патентной и научно-технической литературы не было выявлено технических решений, содержащих совокупность предлагаемых признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию «новизна».

Промышленная применимость полезной модели видна из описания конструкции динамометрического ключа.

Предлагаемое устройство динамометрического ключа поясняется чертежом.

На фиг.1 изображена схема общего вида предлагаемого динамометрического ключа в разрезе.

Динамометрический ключ содержит корпус, выполненный в виде длинной трубы 1, один конец которой соединен с нижним концом упругого элемента 2 через втулку 3 и с торцевым ключом 4, имеющим внутренний

шестигранник, соответствующий размеру заворачиваемой гайки. Другой конец трубы 1 соостно соединен со шкалой 5, закрепленной на трубе винтом 6.

Верхний конец упругого элемента 2 соединен с головкой 7 воротка 8. С головкой 7 соостно соединен диск-указатель 9, выполненный из прозрачного материала, с нанесенной на нем риской.

Втулка 3 и головка 7 выполнены с шестигранными отверстиями для соединения с упругим элементом 2, который в сечении представляет собой шестигранник.

Вороток содержит храповик 10, позволяющий вращение головки только в сторону закручивания гайки.

Предлагаемый динамометрический ключ работает следующим образом.

Торцевой ключ 4 своим внутренним шестигранником устанавливается на гайку, которую необходимо закрутить с заданным крутящим моментом. Вороток 8 возвратно-вращательными движениями поворачивают по часовой стрелке до полного закручивания гайки. Вращение от воротка 8 через храповик 10 передается головке 7, упругому элементу 2, торцевому ключу 4. Дальнейшее вращение воротка 8 приводит к деформации упругого элемента 2, то есть к его закручиванию вокруг своей оси. При этом торцовой ключ 4, труба 1 и шкала 5 остаются неподвижными, а головка 7 и указатель 9 поворачиваются на угол, соответствующий деформации упругого элемента.

По шкале индикатора считывают показания достигнутого момента затяжки гайки.

Предлагаемая полезная модель позволяет упростить конструкцию динамометрического ключа, повысить его надежность в условиях сильной загрязненности и низких температур окружающей среды.

1. Динамометрический ключ, содержащий корпус, индикатор крутящего момента со шкалой и указателем, упругий элемент, головку и вороток, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде трубы, один конец которой соединен с нижним концом упругого элемента и торцевым ключом, а другой соостно соединен со шкалой индикатора, упругий элемент размещен с возможностью деформации кручения внутри трубы, его верхний конец соединен с головкой, которая соединена с указателем индикатора, причем шкала и указатель индикатора соединены с трубой и головкой с возможностью поворота относительно друг друга до совмещения стрелки указателя с нулевой отметкой на шкале.

2. Динамометрический ключ по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде стержня, в сечении представляющим собой многогранник.

3. Динамометрический ключ по п.1, отличающийся тем, что вороток снабжен трещеткой.



 

Наверх