Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета

 

Использование: в качестве средства для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, и, в частности, для пресечения действий по захвату самолета. Сущность: включает салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, салон снабжен видеокамерой общего обзора, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажиров выполнены полости, при этом в одной полости размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого закреплен внутри полости, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным элементом свободно введен внутрь кресла через отверстие в боковине, а другой полости напротив ферромагнитного элемента жестко установлен электромагнит, образующий зазор с примыкающей к сиденью стенкой полости, участок стенки в зоне электромагнита выполнен упругим, а обмотка последнего подключена к соответствующему данному креслу контактам пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником опорного и нарастающего электрического сигнала. 1 с.п. ф-лы, 1 илл.

Полезная модель относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, и, в частности, для пресечения действий по захвату самолетов.

Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиком, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение №2224691, кл. В 64 D 45/00, 08 В 15/02, 2002 [1]/.

Недостатком известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пулегазонепроницаемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно на детей и стариков, образующейся наркотической смеси.

Известно также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамерой общего обзора и лазерный целеуказатель

/см. патент РФ на изобретение №2269817, кл. G 08 В 15/00, 2004 [2]/.

Недостатками данного устройства являются значительная сложность и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражения пассажиров.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является салон гражданского самолета с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками /см. патент РФ на изобретение №2213679, кл. В 64 D 11/06, А 47 С 1/00, А 47 В 3/14, В 60 N 2/32, 2001 [3]/, ипринятый за прототип.

Недостатком устройства-прототипа является отсутствие возможности предотвращения захвата гражданского самолета террористами, то есть низкая безопасность полетов.

Сущность полезной модели заключается в создании простого, надежного и недорогого устройства для обезвреживания террористов, полностью исключающего как опасность для пассажиров, так и для непосредственно самолета, и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, их последующую жесткую фиксацию в кресле, а в случае предпринятия ими попыток активных действий - их физическое обезвреживание путем сжатия в кресле с нарастающим по величине усилием.

Технический результат - повышение безопасности полета в гражданских самолетах.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известном устройстве для

предотвращения захвата гражданского самолета, включающем салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, особенность заключается в том, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в одной полости размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого залеплен внутри полости, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным элементом свободно введен внутрь кресла через отверстие в боковине, в другой полости напротив ферромагнитного элемента жестко установлен электромагнит, образующий зазор с примыкающей к сиденью стенкой полости, причем, участок данной стенки в зоне электромагнита выполнен упругим, а обмотка последнего подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником опорного и нарастающего электрического сигнала.

На рисунке схематично показано одно из кресел предлагаемого устройства в исходном состоянии /до включения электромагнита/ со схемой его подключения к пульту в кабине пилотов.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета включает салон с рядами пассажирских кресел, снабженный видеокамерой общего обзора /на рисунке не показана/, каждое из кресел в свою очередь содержит каркас 1, сиденье 2, спинку 3 и боковины 4, 5 с подлокотниками 6, 7, в обеих боковинах 4, 5 каждого кресла над бедрами пассажира /на рисунке сидящий в кресле пассажир не показан/ выполнены полости 8, 9, при этом в одной полости 8 размещен отрезок 10 гибкого стального троса заданной

длины, один конец которого закреплен внутри полости 8 /на полу салона в зоне крепления кресла - с целью повышения надежности и жесткости крепления/, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным элементом 11 свободно выведен внутрь кресла и через отверстие 12 во внутренней стенке 13 боковины 4, в другой полости 9 напротив ферромагнитного элемента 11 размещен электромагнит 14, жестко прикрепленный к полу салона в зоне кресла /также для повышения надежности крепления/ с помощью кронштейна 15, и образующий зазор 16 с примыкающей к сиденью 2 стенкой 17 полости 9, причем, участок 18 данной стенки 17 в зоне электромагнита 14 выполнен упругим, а обмотка последнего подключена к соответствующим данному креслу контактам 19 специального пульта /на рисунке сам пульт не показан/ в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником опорного и линейно нарастающего электрического сигнала. Для включения опорного сигнала предусмотрена кнопка /ключ/ 20, для линейно нарастающего сигнала - расположенный рядом на пульте движок 21 потенциометра, уменьшающего сопротивление в цепи нагрузки электромагнита 14. Ферромагнитный элемент 11 выполнен в форме диска, утопленного в исходном состоянии в цилиндрическое углубление 22 во внутренней стенке 13 полости 8, концентричное отверстие 12. Мощность электромагнита 14 и рабочая масса ферромагнитного элемента 11 подобраны достаточными для притяжения элемента 11 к электромагниту 14 при подключении его обмотки к контактам 18 с опорным электрическим сигналом. Длина отрезка 10 троса подобрана такой, чтобы при данном притяжении, то есть контакте плоскости элемента 11 с обращенной к

сиденью 2 поверхностью участка 18 вся длина троса 10 была выбрана, причем, с обеспечением его гарантированного натяга с достаточной величиной усилия. Упругий участок 18 закреплен в отверстии стенки 17 и выполнен из деформируемого пластика.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, и принимают меры по его изоляции. Для этого на специальном пульте, находящемся здесь же в кабине, нажимают кнопку /ключ/ 20 с номером, соответствующим номеру кресла данного пассажира, при этом после замыкания ключа опорный электрический сигнал подается с контактов 19 в обмотку подключенного к этим контактам электромагнита 14, последний срабатывает, в результате чего ферромагнитный элемент 11 выскакивает из углубления 32 и притягивается к внутренней стенке упругого участка 18 вблизи торца электромагнита 14. При этом стальной трос 10, располагаясь прямо над бедрами пассажира и спереди его туловища с гарантированной величиной натяга прижимает бедра к сиденью 2, а туловище - к спинке 3. Мощность электромагнита 14 /для увеличения мощности в него введен сердечник/, масса ферромагнитного элемента 11, длина и жесткость отрезка 10 троса должны быть такими, чтобы при их заданной величине опорного сигнала достигался натяг троса 10, обеспечивающий надежную фиксацию пассажира в кресле при невозможности его попыток оторвать элемент 11 от стенки 17, то есть разомкнуть трос 10. Кроме того, при

таком натяге упругое усилие элемента 18 примерно достаточно для сохранения им плоской формы. В случае предпринятия пассажиром активных действий по освобождению, извлечению посторонних предметов и т.п. - движок потенциометра 21 на пульте плавно смещается /влево на рисунке/, при этом уменьшается сопротивление в цепи электромагнита 14, увеличивается ток в его рабочей обмотке /от минимальной опорной величины/, увеличивается тяговое усилие. В результате этого ферромагнитный элемент 11, прогибая упругий элемент 18 и выбирая рабочий зазор 16, приближается к торцу электромагнита, вплоть до упора в данный торец. При этом натяг троса 10 резко возрастает, за счет чего и происходит физическое обезвреживание пассажира - нарушение возможности дыхания, сильное болевое воздействие и т.п.

Предлагаемое устройство, отличаясь простотой, дешевизной и надежностью, позволяет повысить безопасность полетов в гражданских самолетах. Не создавая опасности для пассажиров и живучести всего самолета оно позволяет лишить представляющего опасность пассажира свободы движений, а в случае предпринятия им попыток активных действий - физически его обезвредить путем сжатия в кресле с нарастающей величиной усилия.

Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, включающее салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, отличающееся тем, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в обеих боковинах каждого кресла над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в одной полости размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого закреплен внутри полости, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным элементом свободно введен внутрь кресла через отверстие в боковине, а другой полости напротив ферромагнитного элемента жестко установлен электромагнит, образующий зазор с примыкающей к сиденью стенкой полости, причем, участок данной стенки в зоне электромагнита выполнен упругим, а обмотка последнего подключена к соответствующим данному креслу контактам специального пульта в кабине пилотов с указанием номера кресла, соединенным с источником опорного и нарастающего электрического сигнала.



 

Похожие патенты:

Риноманометр для исследования функции развития органов носового дыхания у детей относится к медицине, преимущественно к оториноларингологии и может быть использована для диагностики нарушения носового дыхания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Нарушение носового дыхания может быть обусловлено травмой, врожденной аномалией, острым или хроническим воспалительным процессом.
Наверх