Рым-болт

 

Полезная модель относится к конструктивным элементам подъемных устройств и предназначена для подъема, перемещения, опускания или удержания на весу грузов при монтажных и такелажных работах, а именно к рым-болтам. Рым-болт закрепляется в отверстии поднимаемого груза через переходную втулку и пробку, которая устанавливается в отверстии втулки. Пробка выполнена в виде полусферы с площадкой в верхней части. Отверстие втулки имеет коническую или сферическую поверхность, контактирующую с пробкой. Кроме того, устройство содержит закрепленную на переходной втулке крышку с установленным в проточке ее днища упругим элементом, переходная втулка выполнена с двумя фланцами, верхний из которых является замковым, а нижний - грузовым. В результате расширяются эксплуатационные и технологические возможности, повышается долговечность рым-болта.

Полезная модель относится к конструктивным элементам подъемных устройств и предназначена для подъема, перемещения, опускания или удержания на весу грузов при монтажных и такелажных работах, а именно к рым-болтам.

Известен рым-болт, закрепляемый в резьбовом отверстии поднимаемого груза (см. ГОСТ 4751-73).

Недостатком таких рым-болтов является необходимость ориентации плоскости их кольца относительно ветвей стропов с помощью подбора шайб, на что требуется значительное время. Другой недостаток - невозможность совмещения продольной оси рым-болта с линией натяжении ветви стропа (в случае подъема многоветвевыми стропами).

Известен рым-болт, закрепляемый в резьбовом отверстии поднимаемого груза через переходную резьбовую втулку с конусным отверстием и конусную пробку, которая устанавливается в отверстии втулки (см. авт. свид. СССР №523025, кл. В 66 С 1/10, опубл. в бюлл. №28 за 1976 год).

Такая конструкция рым-болта позволяет быстро совместить плоскость его кольца с ветвью стропа перед подъемом груза, однако возможности совмещения продольной оси рым-болта с линией натяжения ветви стропа она также не дает. В результате снижается допускаемая грузоподъемность рым-болта, так как последняя зависит от совпадения линии натяжения ветви стропа с продольной осью рым-болта. Недостатком является и необходимость выполнения в грузе резьбовых отверстий большого диаметра.

Известен рым-болт, закрепляемый в резьбовом отверстии поднимаемого груза через переходную резьбовую втулку с отверстием, имеющим конический или сферический

рабочий участок и пробку со сферической рабочей поверхностью (см. патент RU 2167099 С2, кл. В 66 С 1/10, опубл. 20.05.2001).

Данный рым-болт является наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому техническому решению - прототипом.

Конструкция рым-болта позволяет быстро сориентировать плоскость его кольца перед подъемом груза. При подъеме груза, благодаря вращению сферической пробки по конусной или сферической поверхности отверстия переходной втулки, происходит самоориентация рым-болта, продольная ось которого совмещается с линией натяжения ветви стропа или приближается к этому положению.

Однако, указанный рым-болт имеет ряд недостатков, а именно: для крепления переходных резьбовых втулок в грузе необходимо выполнить резьбовые отверстия соответствующего втулкам диаметра, при этом, чем больше размер рым-болта, тем больше размер этих втулок и резьбовых отверстий под них; резьба в процессе эксплуатации подвержена износу, забоинам, окислению, то есть является уязвимым, с точки зрения повреждений, местом данной конструкции; нижняя часть пробки выполнена как полная сфера, что при больших размерах рым-болта приведет к большому размеру и весу пробки и, соответственно всей конструкции; устройство данного рым-болта не обеспечивает прижим пробки к переходной втулке, что при подъеме груза будет вызывать рывки, а также износ деталей устройства.

Технической задачей заявляемого решения является расширение эксплуатационных и технологических возможностей, ускорение процесса подготовки к строповке и самой строповки грузов, снижение затрат на изготовление и повышение долговечности рым-болтов.

Указанный технический результат достигается тем, что рым-болт, закрепляемый в отверстии поднимаемого груза через переходную втулку с отверстием, имеющим конический или сферический рабочий участок и пробку со сферической рабочей

поверхностью, которая устанавливается в отверстии переходной втулки, согласно формуле полезной модели, содержит закрепленную на переходной втулке крышку с установленным в проточке ее днища упругим элементом, переходная втулка выполнена с двумя фланцами, верхний из которых является замковым, а нижний - грузовым, пробка выполнена в виде полусферы с площадкой в верхней части.

Проведенный анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностью признаков, тождественных всем признакам заявленного технического решения, отсутствуют, что указывает на соответствие заявленного технического решения условию патентоспособности «Новизна».

Заявленное техническое решение соответствует условию «Промышленная применимость» так как исключает необходимость выполнения резьбовых отверстий в грузах и резьбы на переходных втулках, позволяет ускорить процесс строповки и повысить долговечность строповочного узла.

На фиг.1 изображен заявляемый рым-болт и крепление его к грузу; на фиг.2 - 3D-модель рым-болта с четвертным вырезом переходной втулки и крышки.

Рым-болт 1 крепится к грузовой пластине 2 поднимаемого груза 3 (см. фиг.1) с помощью переходной втулки 4 и пробки 5, контактирующей с рабочей поверхностью 6 отверстия 7. Рабочая поверхность 6 может быть выполнена конической или сферической. Пробка 5 выполнена в виде полусферы со сферической рабочей поверхностью 8 и с опорной для рым-болта площадкой 9. На переходной втулке 4 закреплена крышка 10, в которой в проточке 11 установлен упругий элемент 12, поджимающий пробку 5 к рабочей поверхности 6 переходной втулки 4. Переходная втулка имеет замковый фланец 13 и грузовой фланец 14. Отверстие 15, выполненное на грузовой пластине 2 поднимаемого груза 3, по конфигурации соответствует контуру замкового фланца 13 переходной втулки 4.

Количество, конфигурация, расположение и способ крепления грузовых пластин 2 на грузе 3 определяются размерами и формой груза, а также схемой строповки.

Сборка рым-болта и подготовка к строповке груза.

Рым-болт 1 ввинчивают в пробку 5, которую устанавливают в отверстие 7 переходной втулки 4. Крышку 10, с установленным в проточке 11 упругим элементом 12, закрепляют на переходной втулке 4. Переходную втулку 4 замковым фланцем 13 вставляют снизу в отверстие 15 грузовой пластины 2 груза 3 до упора грузового фланца 14 в грузовую пластину 2 и поворачивают на угол 90°.

Пример строповки груза с помощью нескольких рым-болтов.

Ветви стропа (не показаны) подают к грузу 3 и крюками (не показаны) зацепляют за кольца рым-болтов 1. При натяжении ветвей стропа в начале подъема устройство обеспечивает ориентацию осей рым-болтов 1 относительно ветвей по оптимальной схеме транспортировки груза за счет поворота пробок 5 в отверстиях 7 переходных втулок 4. В результате возможности самоустановки рым-болтов 1 по направлению натяжения ветвей стропа отпадает необходимость в предварительной ручной ориентации их перед подъемом. Груз 3 в подвешенном состоянии опирается через грузовые пластины 2 на грузовой фланец 14 переходной втулки 4. После завершения транспортировки груза рым-болты снимаются и могут быть использованы для перемещения других грузов.

Преимущества заявленного рым-болта перед прототипом: нет необходимости выполнения резьбовых отверстий на грузе; замковое крепление устройства упрощает установку и повышает его надежность и долговечность по сравнению с резьбовым креплением; применение пробки в виде полусферы уменьшают габариты и вес устройства; упругий элемент, установленный в проточке крышки обеспечивает постоянный прижим пробки к переходной втулке, что исключает рывки при подъеме и снижает износ деталей устройства.

Рым-болт, закрепляемый в отверстии поднимаемого груза через переходную втулку с отверстием, имеющим конический или цилиндрический рабочий участок и пробку со сферической рабочей поверхностью, которая устанавливается в отверстии переходной втулки, отличающийся тем, что содержит закрепленную на переходной втулке крышку с установленным в проточке ее днища упругим элементом, переходная втулка выполнена с двумя фланцами, верхний из которых является замковым, а нижний - грузовым, пробка выполнена в виде полусферы с площадкой в верхней части.



 

Наверх