Указатель натяжения передачи гибкой связью

 

Изобретение относится к области передач гибкой связью в частности к ременным передачам натяжение которых осуществляется натяжными шкивами. Цель изобретения - создание устройства обеспечивающее; заданное, визуально отображаемое усилие натяжения в передаче и допустимый уровень колебаний натяжного шкива. Устройство содержит стакан с приваренной к нему скобой один из удлиненных концов которой выходит за пределы днища корпуса, верхнюю и нижнюю проушины, калиброванную пружину, фасонную гайку, тягу с планкой и резиновые кольца. Конструкция устройства позволяет оперативно контролировать и обеспечивать нормированное натяжение в передаче без последующего инструментального контроля.

Изобретение относится к передачам гибкой связью способам их натяжения и контроля.

Механизмы и агрегаты тракторов и сельскохозяйственных машин, приводятся в основном ременными и цепными передачами. Периодическим контролем и корректировкой начального натяжения передачи поддерживаются в работоспособном состоянии.

Для обеспечения натяжения используют преимущественно натяжные шкивы (Флик Э.П. Механические приводы сельскохозяйственных машин-М: Машиностроение. 1984. - 272 с., стр.160.) состоящие из шкива, качающегося рычага, опорной оси, натяжной тяги и фиксирующегося устройства.

Натяжная тяга одним концом соединена с рычагом, а другой жестко или через пружину фиксируется на корпусе машины. Натяжение передачи осуществляется следующим образом: Ослабляется крепление тяги на корпусе машины и изменением длины тяги или величины сжатия пружины производится корректировка натяжения передачи. Далее, по величине прогиба рабочей ветви, с помощью специального инструмента определяется правильность натяжения передачи.

Наиболее близким к изобретению является натяжное устройство привода гидронасоса ходовой части комбайна «Дон-1500», (Песков Ю.А., Мещеряков И.К., Ярмашев Ю.Н. и др. - Зерноуборочные комбайны «Дон». - М.: Агропромиздат. 1986. - 333 с.: ил., стр.194, рис.176.)

Устройство содержит: натяжной шкив, рычаг шкива, натяжную втулку, натяжную шпильку, пружину, резиновый амортизатор, гайку и контргайку.

Недостатком известной конструкции является то, что регулировка натяжения осуществляется не только за счет заданной величины растяжения пружины, но и за счет частичного поджима резинового амортизатора. Величина его сжатия устанавливается в заданных пределах, которые необходимо инструментально периодически контролировать.

Как показала практика, если пружина в рабочем диапазоне обладает стабильными и линейными характеристиками, то усилие сжатия резинового демпфера, не только не линейно по своей характеристике, но и сильно зависит от качества резины, длительности эксплуатации и даже температуры окружающего воздуха. Эти колебания характеристик резинового амортизатора настолько значительны, что фактическое значение суммарного усилия в тяге может отличаться от 1,1 до 1,6 раза.

Это вынуждает производить дополнительный инструментальный контроль натяжения по прогибу рабочей ветви передачи. Из-за конструктивных особенностей привода эту операцию без предварительных разборо-сборочных работ выполнить невозможно. Это приводит к увеличению трудоемкости технических обслуживании и ремонтов.

Техническим решением задачи является создание устройства, обеспечивающее нормированное усилие натяжения передачи,

ограничивающее колебание натяжного шкива в допустимых пределах и исключающее необходимость последующего инструментального контроля.

Общий вид устройства показан на Фиг.1.

Корпус натяжителя состоит из цилиндрического стакана 1 к которому с двух сторон приварена скоба 2, один из удлиненных концов которой выходит за пределы днища стакана. К скобе приварена верхняя проушина 3. В днище корпуса 1 имеется отверстие, проточка для пружины и боковые смотровые окна 4. На днище располагаются резиновые кольца 5 и металлическая шайба 6. Внутри скобы на проточку в стакане 1 нижним концом опирается рабочая пружина 7. Сверху на пружину 7 одета тарелка 8. Фасонная гайка 9 имеет резьбовую головку и юбку. Головка фасонной гайки 9 через тарелку 8 опирается на рабочую пружину, а юбка гайки проходит внутри рабочей пружины так, что между нижним торцом юбки и шайбой 6 в рабочем состоянии образуется небольшой зазор. В головку фасонной гайки 9 вворачивается резьбовая тяга 10 свободно проходящая внутри юбки. Самопроизвольное проворачивание гайки 9 относительно тяги 10 предотвращается шплинтом 11. К нижней части резьбовой тяги 10 приварена планка 12 и нижняя проушина 13. Через боковое сквозное отверстие планки 12 свободно проходит удлиненный конец скобы 2. На удлиненном конце скобы 2 засверлены две метки 14. Между наружной стороной днища корпуса 1 и кольцом 15 расположенном сверху планки 12 в рабочем состоянии имеется зазор.

Высотой «h» головки фасонной гайки 9 задается величина сжатия пружины в рабочем состоянии. Усилие этого сжатия предварительно протарированное и является нормированной величиной натяжения конкретной передачи.

Работает указатель следующим образом: От усилия натяжения передачи приложенного между верхней и нижней проушиной рабочая пружина 7 сжимается так, что при правильно натянутой передаче планка 12 относительно удлиненного хвостовика скобы 2 занимает такое положение, при котором обе метки видны полностью (Фиг.2.) В этом положении зазоры между кольцом 15 и наружной стороной днища стакана 1, и нижним торцом юбки фасонной гайки 9 и шайбой 6 равны. Эти зазоры определяют величину допустимых свободных колебаний натяжного шкива. Колебания, превышающие допустимый уровень гасятся резиновыми кольцами. При недостаточном натяжении планка 12 перекрывает частично или полностью верхнюю метку (Фиг.3.) При натяжении, превышающем допустимый уровень, планка 12 перекрывает нижнюю метку (Фиг.4.).

Указатель натяжения передачи гибкой связью, преимущественно с помощью натяжного шкива, содержащий стакан с приваренной к нему скобой, один из удлиненных концов которой выходит за пределы стакана, верхнюю и нижнюю проушины, калиброванную пружину, фасонную гайку, тягу с планкой и резиновые кольца, отличающийся тем, что удлиненный конец скобы с нанесенными на ней метками проходит через боковое отверстие планки так, что при заданном усилии натяжения передачи планка расположена между метками, при этом величина допустимых свободных колебаний шкива определена зазорами между резиновыми кольцами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и предназначено для передачи движения между валами с параллельными осями
Наверх