Шаровой кран
Применение: Полезная модель относится к запорной трубопроводной арматуре, в частности, к промышленным кранам с шаровой пробкой для регулирования и перекрытия потока рабочей среды. Технический результат: упрощение соединения шарового крана с трубами и сохранение качества кольцевого уплотнения. Сущность полезной модели: Шаровой кран содержит рукавообразный корпус 1 с закрепленным внутри него шаром 2 со сквозным отверстием и возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной оси крана, внутри рукавообразного корпуса 1, имеющего конусообразное сужение, расположены патрубки 3, их внутренние концы прижаты к шару 2 через кольцевые уплотнения 4, которые вместе с опорными кольцами 5 установлены в кольцевых расточках патрубков 3. Концы корпуса 1 и внешние концы патрубков 3 вставлены в кольцевые расточки фланцев 6 и приварены к ним. 1 с.п.ф., 1 ил.
Полезная модель относится к запорной трубопроводной арматуре, в частности, к промышленным кранам с шаровой пробкой для регулирования и перекрытия потока рабочей среды.
Регулирование потока рабочей среды с помощью шаровых кранов осуществляют путем поворота шаровой пробки (шара с одним или несколькими сквозными отверстиями) вокруг оси, полное перекрытие потока происходит при повороте шара внутри корпуса крана на 90°.
Известна конструкция шарового крана, описанная в патенте Российской Федерации №2153616 «Шаровой кран с полным открытием и способ его изготовления» по классу F 16 К 5/06, F 16 К 27/06, заявленном 17.08.1995 г., опубликованном 27.07.2000 г.
Известный шаровой кран с полным открытием содержит рукавообразный корпус с закрепленным внутри него шаром со сквозным отверстием и возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной оси крана, патрубки, внутренние концы которых через кольцевые уплотнения с опорными кольцами прижаты к шару и расположены внутри рукавообразного корпуса, имеющего конусообразное сужение и соединенного с патрубками с помощью сварки, причем концы патрубков с кольцевыми уплотнениями имеют по окружности ступенчатую выступающую часть для размещения кольцевых уплотнений с несущими кольцами.
Недостатками описанного выше шарового крана являются неэкономичность и недостаточная надежность работы, обусловленные тем, что в нем отсутствуют фланцы, позволяющие легко и быстро подсоединять его к трубам для регулирования и перекрытия потока рабочей среды без использования сварки, а также в близком расположении сварных швов, соединяющих корпус с патрубками, к кольцевым уплотнителям, что может
вызвать их перегрев при выполнении сварки и дальнейшие протечки при эксплуатации. Кроме того, расположение кольцевых уплотнителей на внешней поверхности патрубков на практике вызывает необходимость их дополнительной фиксации для исключения возможности сдвигов и деформаций кольцевых уплотнителей в процессе сборки шарового крана, что приведет к ненадежному перекрытию потока при эксплуатации крана.
Задачей заявляемой полезной модели является повышение экономичности и надежности работы шарового крана.
Техническим результатом, позволяющим решить указанную задачу, является упрощение соединения шарового крана с трубами и сохранение качества кольцевого уплотнения.
Указанная задача достигается тем, что в известном шаровом кране, содержащем рукавообразный корпус с закрепленным внутри него шаром со сквозным отверстием и возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной оси крана, патрубки, внутренние концы которых через кольцевые уплотнения с опорными кольцами прижаты к шару и расположены внутри рукавообразного корпуса, имеющего конусообразное сужение и соединенного с патрубками, СОГЛАСНО ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ, концы патрубков с кольцевыми уплотнениями имеют внутренние кольцевые расточки для кольцевых уплотнений и служащих для них опорой несущих колец, а концы рукавообразного корпуса соединены с внешними концами патрубков с помощью приваренных к ним фланцев, в кольцевую расточку которых вставлены концы корпуса и патрубков.
Выполнение концов патрубков с внутренними кольцевыми расточками для кольцевых уплотнений и служащих для них опорой несущих колец исключает возможность деформации кольцевых уплотнений при сборке крана, соединение концов рукавообразного корпуса с внешними концами патрубков с помощью приваренных к ним фланцев, в кольцевую расточку которых вставлены концы корпуса и патрубков, приводит к простоте соединения крана с трубами, не требующего сварочных работ, а также к
надежности кольцевого уплотнения в кране за счет исключения возможности его перегрева при соединении сваркой корпуса и патрубков.
Заявляемый шаровой кран обладает новизной по сравнению с прототипом, отличаясь от него тем, что концы патрубков с кольцевыми уплотнениями имеют внутренние кольцевые расточки для кольцевых уплотнений и служащих для них опорой несущих колец, а концы рукавообразного корпуса соединены с внешними концами патрубков с помощью приваренных к ним фланцев, в кольцевую расточку которых вставлены концы корпуса и патрубков.
Заявляемый шаровой кран может найти широкое применение в запорной трубопроводной арматуре, в частности, в промышленных кранах с шаровой пробкой для надежного перекрытия и регулирования потока рабочей среды, поэтому он соответствует критерию «промышленная применимость».
Заявляемый шаровой кран иллюстрируется чертежом, где представлена конструкция шарового крана в разрезе.
Шаровой кран, представленный на чертеже, содержит рукавообразный корпус 1 с закрепленным внутри него шаром 2 со сквозным отверстием и возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной оси крана.
Внутренние концы патрубков 3 расположены внутри рукавообразного корпуса 1, имеющего конусообразное сужение, и прижаты к шару 2 через кольцевые уплотнения 4, которые вместе с опорными кольцами 5 установлены в кольцевых расточках патрубков 3.
Концы рукавообразного корпуса 1 и внешние концы патрубков 3 вставлены в кольцевые расточки фланцев 6 и приварены к фланцам 6.
Корпус 1, шар 2, патрубки 3, опорные кольца 5 и фланцы 6 выполнены металлическими, а кольцевые уплотнения 4 - из фторопласта.
Работу шарового крана осуществляют путем поворота на нужный угол шара 2 вокруг оси в корпусе 1 крана, регулируя тем самым поток рабочей среды от максимального до полного перекрытия потока.
Изготовленный таким способом шаровой кран полностью соответствует требованиям ГОСТов и ТУ по герметичности корпуса и затвора и готов к работе.
Заявляемый шаровой кран по сравнению с прототипом является более экономичным и обеспечивает большую надежность работы.
Шаровой кран, содержащий рукавообразный корпус с закрепленным внутри него шаром со сквозным отверстием и возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной оси крана, патрубки, внутренние концы которых через кольцевые уплотнения с опорными кольцами прижаты к шару и расположены внутри рукавообразного корпуса, имеющего конусообразное сужение и соединенного с патрубками, отличающийся тем, что концы патрубков с кольцевыми уплотнениями имеют внутренние кольцевые расточки для кольцевых уплотнений и служащих для них опорой несущих колец, а концы рукавообразного корпуса соединены с внешними концами патрубков с помощью приваренных к ним фланцев, в кольцевую расточку которых вставлены концы корпуса и патрубков.