Электропривод
Полезная модель относится к арматуростроению, в частности, к трубопроводной арматуре и может быть использовано для управления запорной арматурой магистральных нефтепроводов. Электропривод обладает повышенной надежностью за счет упрощения управления электроприводом, имеет компактные размеры и центральное сквозное отверстие для размещения элементов запорной арматуры. Это достигается тем. что электропривод содержит встроенные в корпус кинематически связанные между собой, посредством муфт свободного хода двустороннего действия, электродвигатель, планетарно-цевочный редуктор, дифференциально-независимый ручной дублер.
Полезная модель относится к арматуростроению, в частности, к трубопроводной арматуре и может быть использовано для управления запорной арматурой магистральных нефтепроводов.
Известен электропривод арматуры (А.с. СССР 1672075), содержащий электродвигатель, редуктор с ручным дублером в виде штока и полумуфт сцепления, и муфту ограничения крутящего момента в виде подпружиненной подвижной и неподвижной полумуфт, а также автоматический фиксатор положения муфты ограничения крутящего момента в виде подпружиненной подвижной втулки с хвостовиком, размещенной на подвижной полумуфте, и поворотного упора с двумя поверхностями контакта, закрепленного на оси на корпусе, причем одна поверхность контакта расположена под хвостовиком подвижной втулки с возможностью изменения точки контакта относительно оси, а другая поверхность под подвижной полумуфтой.
Недостатком известного устройства являются ограниченные функциональные возможности, вследствие невозможности настройки величины крутящего момента независимо для обоих направлений вращения выходного вала электропривода, например, в случае управления клиновыми задвижками магистральных трубопроводов, где закрытие задвижки происходит по муфте ограничения крутящего момента, а открытие задвижки требует большей величины крутящего момента.
Известен электропривод (Пат. RU 2154219), содержащий корпус, в котором расположены электродвигатель, редуктор, ручной дублер с неподвижной полумуфтой сцепления и муфта ограничения крутящего момента в виде подпружиненной подвижной и неподвижной полумуфт, снабженный преобразователем и соединенным с ним регистрирующим устройством, причем преобразователь кинематически связан с муфтой ограничения крутящего момента, подпружиненная подвижная полумуфта которой
выполнена двусторонней и установленной с возможностью попеременного взаимодействия с соответствующими неподвижными полумуфтами ручного дублера и муфты ограничения крутящего момента.
Недостатком известного устройства является его относительная сложность в управлении, обусловленная необходимостью включения кинематической цепи ручного дублера путем нажатия на рычаги маховика при переходе на ручное управление.
Цель полезной модели - повышение надежности электропривода.
Цель достигается тем, что электропривод содержит размещенные в корпусе электродвигатель, редуктор и ручной дублер, при этом редуктор выполнен планетарно-цевочным, выходное поворотное звено которого связано с выходным звеном электропривода, проходящего внутри входного эксцентрикового вала планетарно-цевочного редуктора, корпус которого выполнен подвижным относительно корпуса электропривода и связанным посредством муфты свободного хода двустороннего действия с выходным звеном ручного дублера, представляющего собой червячный редуктор.
Отличительными признаками в заявляемой полезной модели в сравнении с прототипом является то, что редуктор выполнен планетарно-цевочным, выходное поворотное звено которого связано с выходным звеном электропривода, проходящего внутри входного эксцентрикового вала планетарно-цевочного редуктора, корпус которого выполнен подвижным относительно корпуса электропривода и связанным посредством муфты свободного хода двустороннего действия с выходным звеном ручного дублера, представляющего собой червячный редуктор.
Полезная модель поясняется чертежом, где изображена кинематическая схема электропривода.
Электропривод содержит размещенные в корпусе 1 электродвигатель 2, планетарно-цевочный редуктор 3, выполненный в виде червячного редуктора ручной дублер 4, датчик
5 угла положения выходного звена 6. Выходное звено 7 редуктора 3 связано с выходным звеном 6, входной эксцентриковый вал 8 связан с валом электродвигателя 2 через зубчатую передачу 9 посредством муфты свободного хода 10 двустороннего действия, замыкающейся на корпус 1, наружный венец 11 редуктора 3 подвижен относительно корпуса 1 и связан с выходным звеном 12 ручного дублера 4. Входное звено ручного дублера 4 связано с маховиком. Датчик 5 угла положения связан с выходным звеном 7 полым валом 13 через зубчатую передачу 14.
Электропривод работает следующим образом.
При включении электродвигателя 2 вращение передается через муфту свободного хода 10 двустороннего действия и зубчатую передачу 9 на входной эксцентриковый вал 8 планетарно-цевочного редуктора 3, через который передается редуцированное вращение выходному звену 6. При этом наружный венец 12 заторможен, так как связан с самотормозящимся червячным редуктором ручного дублера 4. Муфта свободного хода 10 двустороннего действия, связывающая вал электродвигателя 2 через зубчатую передачу 9 с входным эксцентриковым валом 8 планетарно-цевочного редуктора 3, обеспечивает режим передачи момента от вала электродвигателя входному эксцентриковому валу редуктора и режим самоторможения вала электродвигателя относительно корпуса 1 при выключенном электродвигателе. Таким образом, обеспечивается фиксация выходного звена 6 при отсутствии напряжения питания на электродвигателе, что ограничивает поворот выходного звена под действием внешних сил. Угловое положение выходного звена 6 электропривода фиксируется датчиком 5.
В предлагаемом электроприводе исключается необходимость разрыва кинематической цепи связи электродвигателя с редуктором при работе ручного дублера, выполненного дифференциально - независимым, что упрощает управление электроприводом и обеспечивает возможность одновременной работы ручного дублера и электродвигателя с увеличением скорости срабатывания электропривода при
экстремальных ситуациях, что повышает надежность электропривода в целом. Компоновка электропривода обеспечивает возможность наличия центрального сквозного отверстия для размещения элементов арматуры.
Кроме того, компоновка электропривода с применением планетарно-цевочного редуктора позволяет обеспечивать передаточные числа в редукторной части в широком диапазоне, а боковое относительно редуктора расположение электродвигателя обеспечивает сбалансированную компоновку, что минимизирует нагрузку на арматуру.
Электропривод, содержащий размещенные в корпусе электродвигатель, редуктор и ручной дублер, отличающийся тем, что редуктор выполнен планетарно-цевочным, выходное поворотное звено последнего связано с выходным звеном электропривода, проходящего внутри входного эксцентрикового вала планетарно-цевочного редуктора, наружный венец которого связан с выходным звеном ручного дублера, представляющего собой червячный редуктор, эксцентриковый вал планетарно-цевочного редуктора связан через зубчатую передачу посредством муфты свободного хода двустороннего действия с валом электродвигателя.