Аппарат для развития мозговой деятельности

 

Технический результат, который достигается при использовании аппарата заключается в повышении эффективности процесса обучения и развития способностей обучаемого в быстром принятии правильных решений в результате использования расширенных функциональных возможностей аппарата.

Для достижения технического результата аппарат используется аппарат для развития мозговой деятельности содержит осуществляемую передачу обучаемому серии определенных сигналов воздействия на тело обучаемого электрической энергией. Воздействие электрической энергией осуществляются после передачи сигнала, в случае неправильного его развлечения, в виде разряда электрического тока, причем энергия разряда составляет от 0,05 мДж до 50 Дж, для чего используются аппарат, содержащий соединенные последовательно содержащий высоковольтный преобразователь, соединенный для коммутации с источником питания блок управления, соединенный с блоком выбора силы удара, блок управления ударом, соединенный через кнопки выбора вариантов с генератором случайных чисел, отличающийся тем, что снабжен соединенными между собой энергозависимой памятью и интерфейсным блоком и соединенным с блоком управления ударом, коммутирующим ключом, при этом энергозависимая память соединена с генератором случайных чисел, а интерфейсный блок соединен с блоком управления ударом и блоком выбора силы удара.

Полезная модель относится к техническим средствам развития способностей человека и может быть использовано для его обучения и развития способностей (навыков) быстрого принятия правильных решений в различных сферах человеческой деятельности.

Науке известна специализация левого и правого полушарий человеческого мозга (Учебник по Психофизиологии рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и биологическим специальностям под ред. Николаевой. Изд. Сибирский независимый институт, Москва 2003, стр.105-106). Левое полушарие обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно (логическая обработка). Правое полушарие обрабатывает сигналы одновременно и целостно. Левому свойственен аналитический подход в решении задач, а правому - синтетический. Время для точной оценки ситуации и принятия решения при задействовании правого полушария значительно сокращается.

Правое полушарие отражает внешнюю среду по принципу дедукции, от общего к частному, когда синтез предшествует анализу, а левое - по принципу индукции, от частного к общему, при этом анализ предшествует синтезу. Структуры левого полушария являются субстратом формально-логического мышления, правого-ассоциативно-эмпирического. Под воздействием стресса (в стрессовых ситуациях) (стр.77, 78, 82-83, 86) и в процессе приспособления к новым ситуациям существенно активизируется правое полушарие, а левое полушарие наоборот снижает свою активность. Правое полушарие в значительной мере подвержено влиянию корригирующих обратных связей, более автономно, чем левое. С функционированием правого полушария связана оценка неопределенности среды и прогноз событий. Под воздействием стресса (при стрессовых ситуациях) организм человека гипермобилизуется, что проявляется в существенном увеличении скорости принятия решения (быстрой реакции), повышению вероятности выживания (принятия правильных, точных решений в контексте данной ситуации) и повышению

работоспособности. У людей, которые чаще находятся в стрессовых ситуациях (в тяжелых условиях выживания, при осуществлении работы, связанной с необходимостью принятия решения в стрессовой ситуации (например, пожарники) и т.д.) обнаруживается не просто преобладание активности правого полушария в процессе адаптации к новым условиям, но обнаружено, что происходит накопление синистральных лиц, людей с доминантным правым полушарием.

Известна диагностическая система, основанная на эффекте биологической обратной связи, включающий передачу тренируемому серии предопределенных сигналов различного типа для различения и сопровождение этой передачи воздействием на его тело электрической энергией (US 6549805, 15.04.2003). Повышение вероятности быстрого и правильного ответа испытуемого (тренируемого) на сигнал (стимул) достигается размещением оптоэлектронного элемента на лбу испытуемого и освещением этого элемента лучом лазера, частотой, соответствующей частоте тета-ритма мозговых волн испытуемого.

Описанная система малоэффективна в процессе обучения и развития навыков быстрого принятия правильных решений, так как не оказывает на испытуемого физиологическое воздействие (не создает для испытуемого стрессовой ситуации), такое, как боль, голод, воздействие на нервные центры удовольствия и т.п., и, следовательно, не способен оказывать стимулирующее воздействие на работу правого полушария мозга, а также развить условный рефлекс. Кроме того, обучаемый не видит результаты угадывания, а, следовательно, исключаются его сознательные усилия.

Известен аппарат для развития мозговой деятельности, содержащий последовательно соединенные блок управления, генератор, счетчик импульсов, блок подачи питания на высоковольтный генератор и блок выбора степени воздействия на человека (см. патент на полезную модель №)

Недостатком известного устройства являются низкие функциональные возможности.

Технический результат, который достигается при использовании аппарата заключается в повышении эффективности процесса обучения и развития способностей

обучаемого в быстром принятии правильных решений в результате использования расширенных функциональных возможностей аппарата.

Для достижения технического результата аппарат используется аппарат для развития мозговой деятельности содержит осуществляемую передачу обучаемому серии определенных сигналов воздействия на тело обучаемого электрической энергией. Воздействие электрической энергией осуществляются после передачи сигнала, в случае неправильного его развлечения, в виде разряда электрического тока, причем энергия разряда составляет от 0,05 мДж до 50 Дж, для чего используются аппарат, содержащий соединенные последовательно блок управления, генератор, счетчик импульсов, блок подачи питания на высоковольтный генератор и блок выбора степени воздействия на обучаемого.

Сущность полезной модели поясняется чертежом.

Аппарат для развития мозговой деятельности состоит из следующих узлов:

Высоковольтного преобразователя 1 (преобразуют напряжения батареек в высокое напряжение);

Электродов 2 и 3 (в момент разряда на электроды подается высокое напряжение);

Коммутационного ключа 4 (при подаче команды «разряд» подается высокое напряжение на электроды);

Двух кнопок 5 и 6 выбора варианта (в зависимости от «загаданного» случайного числа одна из этих кнопок подаст высокое напряжение на электроды);

Источника питания 7 (батарейки) (преобразует напряжение питания микроконтроллера);

Блока 8 управления высоковольтным источником (следит за высоким напряжением и стабилизирует его в зависимости от заданного уровня);

Блока 9 управления ударом (управляет ударом);

Блока 10 выбора силы удара (выбирает силу удара);

Генератора 11 случайных чисел (генерирует случайное число);

Энергонезависимой памяти 12 (память, в которой хранятся результаты тренировок. На зависит от питания прибора (при выключении питания все значения сохраняются в течение нескольких десятков лет);

Интерфейсного блока 13 (осуществляет связь прибора с компьютером);

Светодиодов 14 индикации силы удара (показывают выбранную силу удара, т.е. напряжение на электродах);

Кнопки 15 выбора силы удара (выбирает силу удара);

Кнопки 16 «Пуск» (запускает генератор случайного числа).

Функции блока управления высоковольтным источником, блока управления ударом, блока выбора силы удара, генератора случайных чисел, энергонезависимой памяти и интерфейсного блока выполняет микроконтроллер.

Кнопкой 16 «Пуск» включается прибор (если до этого не был включен) и запускается генератор случайных чисел 11 и преобразователь напряжения (1). Генератор 11 случайным образом подает управляющий сигнал на кнопку 5 или 6.

Если нажать кнопку, на которую подан управляющий сигнал, то блок управления ударом 9 с помощью коммутирующего ключа 4 подаст напряжение нав электроды 2 и 3.

Для учета индивидуальных особенностей человека сила удара может изменяться в широком диапазоне с помощью кнопки 15 «Выбор силы удара». При каждом нажатии на кнопку сила удара увеличивается, зажигая соответствующий светодиод уровня удара. При достижении максимального значения и последующим нажатии кнопки уровень удара становится минимальным.

В энергозависимости память прибора хранится информация о силе удара для каждого уровня), льзователь может изменить силу удара, назначенную на какакой-либо из уровней), а так же статистика работы с прибором: общее количество правильных нажатий, количество неправильных нажатий. Статистика может быть считана с помощью компьютера через интерфейсный блок 13 (для дальнейшей обработки), либо сброшена (по команде компьютера)

БЛОК УПРАВЛЕНИЯ УДАРОМ (9) состоит из одного элемента микросхемы и образует собой простейший инвертор. Он приводит в рабочее состояние генератор (11) случайных чисел посредством кнопки «пуск» (16). Также он выдает команду на установление разности потенциалов между электродами (2 и 3) в случае нажатия кнопки «левая» (5) либо «правая» (6), в зависимости от того, на какой из выходов генератора (11) случайных чисел назначается ток.

ГЕНЕРАТОР (11) СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛ содержит конденсатор, который при активизации генератора возбуждается и начинает генерировать электрические колебания. Частота импульсов зависит от емкости конденсатора. Пачка импульсов, выработанная генератором в момент нажатия кнопки «пуск», ПОСТУПАЕТ НА ВХОД СЧЕТЧИКА ИМПУЛЬСОВ. Счетчик остается в положении поданного на его вход числа импульсов, т.е. в зависимости от их количества ток назначается на любой из двух выходов генератора.

БЛОК 7 УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОВОЛЬТНЫМ ИСТОЧНИКОМ коммутирует аккумуляторную батарею 7 с блоком высоковольтного преобразователя 1.

ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 1 представляет собой блок, позволяющий преобразователь постоянное напряжение батареи 7 в переменное напряжение большой амплитуды. Генерация возникает за счет взаимонакопления энергии катушек и конденсатора. При появлении индукционных токов в обмотке, на ее выходе появляется потенциал, амплитуда которого зависит от числа витков в обмотке. Выработанное высоковольтное напряжение поступает на блок выбора силы удара.

БЛОК 10 ВЫБОРА СИЛЫ УДАРА (7.3) позволяет регулировать мощность удара путем ступенчатого подключения резисторов в нагрузочную цепь высоковольтного генератора. В этом блоке применяется десяти ступенчатый переключатель, каждая ступень которого означает свою заданную мощность. Регулировка происходит последовательным образом при помощи кнопки 15 «выбор силы удара». Положение 1 - самый слабый удар, положение 10 - самый сильный удар. Положения силы удара индицируются светодиодами 14.

ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМАЯ ПАМЯТЬ 12 посредством внутреннего флэш накопителя хранит информацию о каждом назначении тока на любой из двух выходов генератора случайных чисел, а так же запоминает соответственное количество команд на установление либо отсутствие разности потенциалов между электродами 2 и 3 от блока управления ударом через блок 13 интерфейсный.

БЛОК ИНТЕРФЕЙСНЫЙ делает возможным обмен данными между блоком управления ударом, блоком выбора силы удара и энергозависимой памятью, а так же

позволяет персональному компьютеру, подключаемому через шину USB, управлять блоками.

КОММУТИРУЮЩИЙ КЛЮЧ 4 отвечает за длительность сохранения разности потенциалов между электродами.

Сигналы могут передаваться в виде карт, изображения на которых предлагают назвать обучаемому. При этом процесс обучения сопровождают показом обучаемому процента его правильных ответов.

Угадывание карт может проводиться с помощью помощника, которому показывают карту, а обучаемому предлагают угадать, что видит помощник.

Обучаемому также может быть сокращено время на угадывание, ответ же, данный не вовремя приравнивают к ошибочному.

Обучение и развитие способностей (навыков) у обучаемого быстро принимать правильное решение с помощью полезной настоящей модели осуществляется следующим образом.

Обучаемому предлагается выбрать и нажать КН2 или КН3. При выборе логической единицы обучаемый получает наказывающее болевое воздействие электрическим током. Логическая единица - неправильное решение, логический ноль - правильное решение. Обучаемый имеет возможность изменять энергию разряда электрического тока в зависимости от индивидуальной переносимости болевой чувствительности в большую или меньшую сторону. Минимальная энергия разряда, которая способна оказывать наказывающее действие - 0,05 мДж. Таким образом, для обучаемого создается стрессовая ситуация, под воздействием которой ему необходимо принимать решение, ошибка - наказывающее воздействие. Существует и вторая цепь биологической обратной связи, реализованная через сознательные усилия обучаемого: обучаемый видит процент правильных ответов и ориентирует по этому статистическому показателю направление своих усилий.

Статистика по повышению эффективности обучения и развития способности быстро принимать правильное решение с использованием указанной полезной модели проводилась по группе из 10 человек, в течение 12-ти недель, в неделю по 6 обучающих дней, из расчета 300 попыток на человека в день (на всю группу 3000).

Сначала группа просто (без применения полезной модели) угадывала черно-белые карты, последовательно перебирая колоду, состоящую из 100 карт (50 черных и 50 белых соответственно). Задачей обучаемого являлось угадывание последующей карты при отслеживании результата предыдущего угадывания;

На 8-й недели эксперимента эти тренировки стали проводиться с использованием электрошокера (устройства, оказывающего вышеупомянутое воздействие электрическим током), при сохранении общего количества попыток в день на человека (300), соответственно по 100 попыток с каждым из трех значений энергии электрического разряда: 0,05 мДж; 25Дж; 50Дж.

В конце каждой недели проводился сбор статистики. До начала всего эксперимента средний процент угадывания группы составлял 56%.

19 - кнопка "Пуск"

Тренажер интуиции (ТИН) состоит из следующих функциональных узлов:

- Высоковольтного преобразователя;

- Электродов;

- Коммутационного ключа;

- Двух кнопок выбора варианта;

- Источника питания (батарейки);

- Блока управления высоковольтным источником; (1)

- Блока управления ударом; (3)

- Блока выбора силы удара; (4)

- Генератора случайных чисел;

- Энергонезависимой памяти; (2)

- Интерфейсного блока; (5)

- Светодиодов индикации силы удара;

- Кнопки выбора силы удара;

- Кнопки "Пуск"

(1) Функции блока управления высоковольтным источником, блока управления ударом, блока выбора силы удара, генератора случайных чисел, энергонезависимой памяти (сохранение результатов тренировок вне зависимости от наличия питания) и интерфейсного блока (5) выполняет микроконтроллер.

Кнопкой "Пуск" включается прибор (если до этого не был включен) и запускается генератор случайных чисел (7.4) и преобразователь напряжения (1). Генератор 7.4 случайным образом подает управляющий сигнал на кнопку 4 или 5.

Если нажать кнопку, на которую подан управляющий сигнал, то блок управления ударом (7.2) с помощью коммутирующего ключа 3 подаст напряжение на электроды 2.

Для учета индивидуальных особенностей человека сила удара может изменяться в широком диапазоне с помощью кнопки (18)"Выбор силы удара" (3). При каждом нажатии на кнопку сила удара увеличивается, зажигая соответствующий светодиод уровня удара (8-17). При достижении максимального значения и последующим нажатии кнопки уровень удара становится минимальным. (4)

(2)В энергонезависимой памяти прибора хранится информация о силе удара для каждого уровня (пользователь может изменить силу удара, назначенную на какой-либо из уровней), а так же статистика работы с прибором: общее количество правильных нажатий, количество неправильных нажатий. Статистика может быть считана с помощью компьютера через интерфейсный блок 7.6 (для дальнейшей обработки), либо сброшена (по команде компьютера).

1. Аппарат для развития мозговой деятельности, содержащий высоковольтный преобразователь, соединенный для коммутации с источником питания блок управления, соединенный с блоком выбора силы удара, блок управления ударом, соединенный через кнопки выбора вариантов с генератором случайных чисел, отличающийся тем, что снабжен соединенными между собой энергозависимой памятью и интерфейсным блоком и соединенным с блоком управления ударом, коммутирующим ключом, при этом энергозависимая память соединена с генератором случайных чисел, а интерфейсный блок соединен с блоком управления ударом и блоком выбора силы удара.

2. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что блок выбора силы удара выполнен со светодиодами индикации силы удара.

3. Аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что блок управления, блок выбора силы удара, генератор случайных чисел, блок управления ударом, энергозависимая память и интерфейсный блок объединены в микропроцессор.



 

Наверх