Конструктивный узел "сальник-крыльчатка" водяного насоса

 

Полезная модель относится к узлам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в автомобилестроении и смежных областях техники, характеризующих устройства для перекачивания жидкости при критических температурах жидкой среды. В конструктивном узле "сальник-крыльчатка" водяного насоса, включающим в себя сальник, запрессованный в отверстии корпусной детали водяного насоса, первое графитовое кольцо скольжения, установленное в сальнике на кольцевом слое резиновой смеси, второе графитовое кольцо скольжения, запрессованное в кольцевом углублении ведомого вала, закрепленного на ведущем валу водяного насоса, и крыльчатку, жестко установленную на ведомом валу, между первым и вторым графитовыми кольцами скольжения дополнительно установлено керамическое кольцо, выполненное с кольцевым выступом, внешний диаметр которого равен внутреннему диаметру первого графитового кольца скольжения, а ведомый вал закреплен на ведущем валу водяного насоса с обеспечением силового замыкания сопрягаемых поверхностей керамического и графитовых колец скольжения. Предлагаемая полезная модель позволяет повысить износостойкость конструктивного узла "сальник-крыльчатка" и, тем самым, улучшить эксплутационные характеристики водяного насоса. 1 н.п., 2 ил.

Полезная модель относится к узлам двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано в автомобилестроении и смежных областях техники, характеризующих устройства для перекачивания жидкости при критических температурах жидкой среды.

В качестве прототипа выбран конструктивный узел "сальник-крыльчатка" водяного насоса, включающий в себя сальник, запрессованный в отверстии корпусной детали водяного насоса, первое графитовое кольцо скольжения, установленное в сальнике на кольцевом слое резиновой смеси, второе графитовое кольцо скольжения, запрессованное в кольцевом углублении ведомого вала, закрепленного на ведущем валу водяного насоса с обеспечением силового замыкания сопрягаемых поверхностей первого и второго графитовых колец скольжения, и крыльчатку, жестко установленную на ведомом валу /1/.

Недостатком известного конструктивного узла является интенсивный износ его графитовых колец скольжения в результате больших осевых нагрузок на вал водяного насоса.

Задачей полезной модели является улучшение эксплутационных характеристик водяного насоса.

Технический результат предлагаемой полезной модели заключается в повышении износостойкости графитовых колец скольжения конструктивного узла "сальник-крыльчатка" водяного насоса.

Технический результат достигается тем, что в конструктивном узле "сальник-крыльчатка" водяного насоса, включающим в себя сальник, запрессованный в отверстии корпусной детали водяного насоса, первое графитовое кольцо скольжения, установленное в сальнике на кольцевом слое резиновой

смеси, второе графитовое кольцо скольжения, запрессованное в кольцевом углублении ведомого вала, закрепленного на ведущем валу водяного насоса, и крыльчатку, жестко установленную на ведомом валу, между первым и вторым графитовыми кольцами скольжения дополнительно установлено керамическое кольцо, выполненное с кольцевым выступом, внешний диаметр которого равен внутреннему диаметру первого графитового кольца скольжения, а ведомый вал закреплен на ведущем валу водяного насоса с обеспечением силового замыкания сопрягаемых поверхностей керамического и графитовых колец скольжения.

На фиг.1 приведен конструктивный узел "сальник-крыльчатка" водяного насоса, на фиг.2 показано керамическое кольцо в разрезе.

На фигурах приведены следующие обозначения: 1 и 2 - детали корпуса водяного насоса, 3 - ведущий вал, 4 - сальник, 5 - первое графитовое кольцо скольжения, 6 - керамическое кольцо скольжения, 7 - второе графитовое кольцо скольжения, 8 - ведомый вал, 9 - крыльчатка, 10 - кольцевой выступ.

Полезная модель реализуется следующим образом.

Сальник 4 предлагаемого конструктивного узла запрессован в отверстии детали 1 корпуса 1-2 водяного насоса соосно его ведущему валу 3. Первое графитовое кольцо 5 скольжения установлено в сальнике 4 на кольцевом слое резиновой смеси (на фиг.1 не показан). В графитовое кольцо 5 своим кольцевым выступом 10 вставлено керамическое кольцо 6. Второе графитовое кольцо 7 скольжения запрессовано в кольцевом углублении ведомого вала 8, закрепленного на ведущем валу 3 водяного насоса с обеспечением силового замыкания сопрягаемых поверхностей керамического и графитовых колец 5÷7 скольжения. На ведомом валу 8 жестко установлена крыльчатка 9 (фиг.1÷2).

Внешний диаметр "D" кольцевого выступа 10 керамического кольца 6 выполнен равным внутреннему диаметру графитового кольца 5, что позволяет увеличить площадь сопрягаемых поверхностей колец 5 и 6 скольжения и,

тем самым, повысить надежность герметизации между внутренними полостями корпусных деталей 1 и 2 водяного насоса. При этом кольцо 6, выполненное из керамики, позволяет уменьшить силу трения между сопрягаемыми поверхностями контактных пар скольжения предлагаемого конструктивного узла и увеличить срок службы графитовых колец 5 и 7.

По сравнению с прототипом предлагаемая полезная модель позволяет повысить износостойкость конструктивного узла сальник-крыльчатка и, тем самым, улучшить эксплутационные характеристики водяного насоса.

Источник информации:

1. Патент РФ №2133380 от 20.07. 1999 г.

Конструктивный узел "сальник-крыльчатка" водяного насоса, включающий в себя сальник, запрессованный в отверстии корпусной детали водяного насоса, первое графитовое кольцо скольжения, установленное в сальнике на кольцевом слое резиновой смеси, второе графитовое кольцо скольжения, запрессованное в кольцевом углублении ведомого вала, закрепленного на ведущем валу водяного насоса, и крыльчатку, жестко установленную на ведомом валу, отличающийся тем, что между первым и вторым графитовыми кольцами скольжения дополнительно установлено керамическое кольцо, выполненное с кольцевым выступом, внешний диаметр которого равен внутреннему диаметру первого графитового кольца скольжения, а ведомый вал закреплен на ведущем валу водяного насоса с обеспечением силового замыкания сопрягаемых поверхностей керамического и графитовых колец скольжения.



 

Наверх