Устройство для цементирования хвостовика в скважине

 

Предложение относится к нефтедобывающей промышленности, конкретно к строительству и ремонту скважин. Устройство для цементирования хвостовика в скважине включает телескопически установленные внутренний и наружный корпуса, седло с клапаном. В нижней части наружного корпуса выполнены окна. Внутренний корпус выполнен полым, оснащен шлицами, и установленным на наружной поверхности клапаном в виде заглушки выше седла, которое зафиксировано на внутренней поверхности наружного корпуса разрушаемым элементом и оснащено пальцами. Клапан и седло в рабочем положении выполнены с возможностью крепления друг с другом посредством фиксации разрезного стопорного кольца, установленного в наружной кольцевой проточке клапана с внутренней выборкой седла, и последующим извлечением седла, наружный диметр которого выполнен под внутренний диаметра D1 наружного корпуса, который меньше внутреннего диаметр D 2 хвостовика. Наружный корпус на наружной поверхности, которого выполнены осевые пазы под пальцы седла, оснащен дополнительно снизу вверх выше окон пакером в виде эластичного рукава, имеющего кольцевые проточки Эластичный рукав зафиксирован снизу относительно наружного корпуса, а сверху - с подвижной втулкой, соединенной с пальцами седла и выполненной с возможностью фиксации относительно наружного корпуса. Эластичный рукав имеет возможность складываться вместе кольцевых проточек в рабочем положении. Наружный корпус сверху соединен левой резьбой с переводником, на внутренней поверхности которого выполнены снизу пазы. В исходном положении внутренний корпус соединен с переводником замковым механизмом, а шлицы внутреннего корпуса состыкованы с пазами переводника. Замковый механизм выполнен в виде втулки, в исходном положении зафиксированной относительно внутреннего корпуса срезным винтом и взаимодействующей сверху с переводником. Предлагаемое устройство имеет простую конструкцию, позволяющую снизить материальные затраты на изготовление, а повышение надежности его работы связано с исключением шариковых фиксаторов из конструкции устройства и продавочной пробки из технологического процесса, что позволяет произвести цементировании хвостовика независимо от его длины и веса в любом интервале скважины, кроме того, устройство позволяет исключить работы по разбуриванию его деталей после цементирования и тем самым сократить общее время продолжительности работ.

1 илл. на 1 л.

Предложение относится к нефтедобывающей промышленности, конкретно к строительству и ремонту скважин.

Известно разъединительное устройство (патент RU №2136840 МПК 7 Е 21 В 17/06, 43/10, опубл. бюл. №25 от 10.09.1999 г.), включающее выполненные с возможностью телескопического взаимодействия между собой внутренний и наружный корпуса с шариковым фиксатором между ними, седло, выполненное с возможностью телескопического взаимодействия с внутренним корпусом и шариковым фиксатором, при этом устройство снабжено установочным патрубком, а седло снабжено кольцевым стопорным кольцом и выполнено с возможностью дополнительного телескопического взаимодействия с наружным корпусом.

Недостатком данного устройства является низкая надежность его в работе, связанная:

во-первых, со слабым зацепом шариковых фиксаторов при цементировании достаточно длинных хвостовиков имеющих большой вес, поскольку преждевременное срабатывание шариковых фиксаторов может привести к возникновению аварийной ситуации на скважине;

во-вторых, с тем, что при продавливании цементировочной пробки возможно проскальзование ее через стоп кольцо и как следствии нарушении технологии цементирования хвостовика;

в-третьих, использование цементировочной пробки осложняет конструкцию устьевой арматуры.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является разъединительное устройство для цементирования хвостовиков с опорой на забой (патент RU №2149252 МПК 7 Е 21 В 17/06, 43/10, опубл. бюл. №14 от 20.05.2000 г.), включающее выполненные с возможностью телескопического взаимодействия между собой внутренний и наружный корпуса с шариковым фиксатором между ними, седло, выполненное с возможностью телескопического взаимодействия с внутренним корпусом и шариковым фиксатором, при этом в нижней части наружного корпуса выполнены окна, над которыми в проходном канале упомянутого корпуса выполнено седло под обратный клапан, взаимодействующий с внутренним корпусом, при этом в стенках внутреннего корпуса выполнены обводные каналы, сообщающиеся с наружным пространством через проходной канал седла и окна наружного корпуса.

Указанному устройству в той или другой степени присущи все недостатки, отмеченные выше. Кроме того, оно сложное по конструкции, что обусловлено большим количеством деталей, а невыполнение жестких требований при изготовлении и сборке снижает надежность работы устройства.

Задачей полезной модели является упрощение конструкции устройства и повышение надежности его работы независимо от длины и веса хвостовика, а также исключение продавочной пробки из технологического процесса цементирования и последующее разбуривание деталей устройства в скважине.

Указанная задача решается устройством для цементирования хвостовика в скважине, включающим телескопически установленные внутренний и наружный корпуса, седло с клапаном, при этом в нижней части наружного корпуса выполнены окна.

Новым является то, что внутренний корпус выполнен полым, оснащен шлицами, и установленным на наружной поверхности клапаном в виде заглушки выше седла, которое зафиксировано на внутренней поверхности наружного корпуса разрушаемым элементом и оснащено пальцами, причем клапан и седло в рабочем положении выполнены с возможностью крепления друг с другом посредством фиксации разрезного стопорного кольца, установленного в наружной кольцевой проточке клапана с внутренней выборкой седла и последующим извлечением седла, наружный диметр которого выполнен под внутренний диаметра D1 наружного корпуса, который меньше внутреннего диаметр D 2 хвостовика, при этом наружный корпус на наружной поверхности, которого выполнены осевые пазы под пальцы седла, оснащен дополнительно снизу вверх выше окон пакером в виде эластичного рукава, имеющего кольцевые проточки и снизу зафиксированного относительно наружного корпуса, а сверху - с подвижной втулкой, соединенной с пальцами седла и выполненной с возможностью фиксации относительно наружного корпуса, причем эластичный рукав имеет возможность складываться вместе кольцевых проточек в рабочем положении, при этом наружный корпус сверху соединен левой резьбой с переводником, на внутренней поверхности которого выполнены снизу пазы, причем в исходном положении внутренний корпус соединен с переводником замковым механизмом, а шлицы внутреннего корпуса состыкованы с пазами переводника.

Новым также является то, что замковый механизм выполнен в виде втулки, в исходном положении зафиксированной относительно внутреннего корпуса срезным винтом и взаимодействующей сверху с переводником.

На фигуре изображено предлагаемое устройство для цементирования хвостовика в скважине в продольном разрезе.

Устройство для цементирования хвостовика 1 (см. фигуру) в скважине включает телескопически, установленные внутренний 2 и наружный 3 корпуса. В нижней части наружного корпуса 3 выполнены окна 4, ниже которых наружный корпус 3 оснащен коронкой. Внутренний корпус 2 выполнен полым и оснащен шлицами 5. На наружной поверхности внутреннего корпуса 2, установлен клапан 6, выполненный в виде заглушки выше седла 7 и зафиксированнный на внутренней поверхности наружного корпуса 3 разрушаемым элементом 8.

Клапан 6 и седло 7 в рабочем положении выполнены с возможностью крепления друг с другом посредством фиксации разрезного стопорного кольца 9, установленного в наружной кольцевой проточке 10 клапана 6 с внутренней выборкой 11 седла 7 и последующим извлечением седла 7, наружный диметр которого выполнен под внутренний диаметра D1 наружного корпуса 3, который меньше внутреннего диаметр D2 хвостовика 1 на 3-5 мм.

Седло 7 оснащено пальцами 12. Наружный корпус 3 на наружной поверхности, которого выполнены осевые пазы 13 под пальцы 9 седла 7, оснащен дополнительно снизу вверх выше окон 4 пакером 14 в виде эластичного рукава 15, имеющего кольцевые проточки 16. Эластичный рукав 15 зафиксирован снизу жестко относительно наружного корпуса 3.

Верхний конец эластичного рукава 15 соединен с подвижной втулкой 17. Подвижная втулка 17 соединена с пальцами 9 седла 7, вставленными с возможностью ограниченного осевого перемещения в осевые пазы 13 наружного корпуса 3. Подвижная втулка 17 имеет возможность фиксации относительно наружного корпуса 3 посредством разрезного пружинного кольца 18, установленного во внутренней проточке 19 подвижной втулки 17 с кольцевыми зубчатыми насечками 20, выполненными на наружной поверхности наружного корпуса 3. Подвижная втулка 14 при перемещении вниз герметизирует пакер 14, то есть складывает эластичный рукав 15, сгибающийся в месте кольцевых проточек 16.

Наружный корпус 3 сверху снабжен промежуточной муфтой 21, посредством которой он соединен с хвостовиком 1, который в свою очередь, сверху снабжен муфтой 22, которая с помощью левой резьбы 23 соединена с переводником 24. На внутренней поверхности переводника 24 снизу выполнены пазы 25.

В исходном положении внутренний корпус 2 соединен с переводником 24 замкового механизма 26, а шлицы 5 внутреннего корпуса 2 состыкованы с пазами 25 переводника 24.

Замковый механизм 26 выполнен в виде втулки 27. В исходном положении втулка 27 зафиксирована относительно внутреннего корпуса 2 срезным винтом 28 и взаимодействует сверху с переводником 24. Несанкционированные перетоки жидкости на сопрягаемых поверхностях исключаются уплотнительными кольцами 29, 30.

Устройство работает следующим образом.

На наружный корпусу 3 сверху наворачивают промежуточную муфту 21, затем сверху в нее вворачивают нижнюю трубу хвостовика 1. После этого с замером длины спускаемых в скважину труб наращивают хвостовик 1 до необходимой длины.

Затем на устье скважины (на фигуре не показано) на верхнюю обсадную трубу хвостовика 1 наворачивают муфту 22 с левой резьбой 23 и устанавливают собранную конструкцию на элеватор.

Далее в собранную конструкцию спускают с замером длины внутренний корпус 2, состоящий из колонны труб, при этом клапан 6 устанавливают в составе внутреннего корпуса 2 на 4-5 метров выше седла 7, установленного на внутренней поверхности наружного корпуса 3, при этом нижняя кромка внутреннего корпуса 2 должна находится не менее 6 метров выше нижней кромки наружного корпуса 3.

После наращивания внутреннего корпуса 2 сверху в него устанавливают шлицы 5, которые затем состыковывают с пазами 25 переводника 24 замкового механизма 26, выполненного в виде втулки 27, которая исходном положении зафиксирована относительно внутреннего корпуса 2 срезным винтом 28 и взаимодействует сверху с переводником 24. Далее вворачиваю переводник 24 в левую резьбу 23 муфты 22.

Снимают с устья скважины элеватор и с помощью колонны насосно-компрессорных труб (НКТ) спускают устройство до упора на забой скважины или предварительно установленный цементный мост, выполняющий роль опоры (на фигуре не показано).

Затем отворачивают переводник 24 замкового механизма 26, а следовательно, и соединенный с ним внутренний корпус 2 с левой резьбы 23 муфты 22 наружного корпуса 3, путем вращением колонны НКТ по часовой стрелке с устья скважины. Вращение на переводник 24 передается посредством шлицов 5, установленных во внутреннем корпусе 2 и пазах 25 переводника 24, при этом нижняя часть наружного корпуса 3, благодаря разгрузке устройства на забой скважины или цементный мост фиксирует наружный корпус 3 и хвостовик 1 от проворота.

Для того чтобы убедиться в том, что переводник 24 отсоединился от муфты 23, приподнимают внутренний корпус 2, соединенный посредством замкового механизма 26 с колонной НКТ вверх на 1-3 метра, об этом свидетельствует падение нагрузки на

индикаторе веса (потеря веса хвостовика 1 и наружного корпуса 3), установленного на устье скважины (на фиг. не показано).

Затем начинают опускать колонну НКТ, соединенную посредством замкового механизма 26 с внутренним корпусом 2 вниз. В определенный момент, замковый механизм 26 своим переводником 24 вступит во взаимодействие с левой резьбой 23 муфты 22. После чего разгружают колонну НКТ на переводник 24 замкового механизма 26, достигнув расчетной нагрузки, разрушается срезной винт 28 втулки 27. В результате этого, внутренний корпус 2, соединенный с колонной НКТ опускается вниз, а замковый механизм 26 остается на месте, при этом втулка 27 остается во взаимодействии с переводником 24. Спуск внутреннего корпуса 2, соединенного с колонной НКТ продолжают до тех пор, пока клапан 6, установленный в составе внутреннего корпуса 2, герметично не сядет на седло 7 наружного корпуса 3 (разгружают колонну НКТ с внутренним корпусом 2 и клапаном 6 на седло 7 наружного корпуса 3 примерно на 10-20 кН), при этом произойдет крепление клапана 6 с седлом 7 за счет фиксации разрезного стопорного кольца 9, установленного в наружной кольцевой проточке 10 клапана 6 с внутренней выборкой 11 седла 7.

Далее закачивают в колонну НКТ расчетный объем цементного раствора и продавливают его с помощью жидкости продавки через окна 4 наружного корпуса 3 в наружное пространство (на фиг. не показано). При этом расчетный объем цементного раствора, продавленный в наружное пространство поднимается вверх между хвостовиком 1 и внутренней стенкой скважины (на фиг не показано) до тех пор, пока не достигнет муфты 22.

После этого вновь разгружают колонну НКТ с соединенным с ней внутренним корпусом 2 и клапаном 6 на седло 7 наружного корпуса 3. При расчетной нагрузке срезается разрушаемый элемент 8 и седло 7 под действием веса колонны НКТ и внутреннего корпуса 2, передающегося на него сверху посредством клапана 6 опускается вниз, так как седло 7 соединено посредством пальцев 12, вставленных с возможностью ограниченного осевого перемещения в осевые пазы 13 наружного корпуса 3 с подвижной втулкой 17, то последняя, также опускается вниз.

Подвижная втулка 17 при перемещении вниз начинает сжимать сверху эластичный рукав 15 пакера 14, который складывается, сгибаясь в месте кольцевых проточек 16 и начинает прижиматься к внутренней стенке скважины.

Процесс запакеровки эластичного рукава 15 пакера 14 продолжается до тех пор, пока о нижнюю кромку осевых пазов 13 наружного корпуса 3 не разрушатся пальцы 12, при этом разрезное пружинное кольцо 18, установленное во внутренней проточке 19

подвижной втулки 17 зафиксируется в зубчатых насечках 20 наружного корпуса 3, а пакер 14 герметично отсечет межколонное пространство скважины (на фиг. не показано).

Приподнимают внутренний корпус 2 посредством колонны НКТ вверх до тех пор, пока клапан 6 и закрепленное на нем седло 7 окажутся напротив хвостовика 1, после чего прямой или обратной промывкой вымывают излишки цементного раствора из внутреннего пространства хвостовика 1 и наружного корпуса 3.

Далее из скважины полностью извлекают колонну НКТ с внутренним корпусом 2 и клапаном 6, с закрепленным на нем седлом 7,

Седло 7 свободно извлекается из скважины, исключая дальнейшие работы по его разбуриванию за счет того, что его наружный диметр выполнен под внутренний диаметра D1 наружного корпуса 3, который меньше внутреннего диаметр D2 хвостовика 1 (D 1<D2).

Наличие пакера исключает обратное движение цементного раствора за счет веса столба цементного раствора.

Предлагаемое устройство имеет простую конструкцию, позволяющую снизить материальные затраты на изготовление, а повышение надежности его работы связано с исключением шариковых фиксаторов из конструкции устройства и продавочной пробки из технологического процесса, что позволяет произвести цементировании хвостовика независимо от его длины и веса в любом интервале скважины, кроме того, устройство позволяет исключить работы по разбуриванию его деталей после цементирования и тем самым сократить общее время продолжительности работ.

1. Устройство для цементирования хвостовика в скважине, включающее телескопически установленные внутренний и наружный корпуса, седло с клапаном, при этом в нижней части наружного корпуса выполнены окна, отличающееся тем, что внутренний корпус выполнен полым, оснащен шлицами и установленным на наружной поверхности клапаном в виде заглушки выше седла, которое зафиксировано на внутренней поверхности наружного корпуса разрушаемым элементом и оснащено пальцами, причем клапан и седло в рабочем положении выполнены с возможностью крепления друг с другом посредством фиксации разрезного стопорного кольца, установленного в наружной кольцевой проточке клапана с внутренней выборкой седла и последующим извлечением седла, наружный диаметр которого выполнен под внутренний диаметра D1 наружного корпуса, который меньше внутреннего диаметра D2 хвостовика, при этом наружный корпус, на наружной поверхности которого выполнены осевые пазы под пальцы седла, оснащен дополнительно снизу вверх выше окон пакером в виде эластичного рукава, имеющего кольцевые проточки и снизу зафиксированного относительно наружного корпуса, а сверху - с подвижной втулкой, соединенной с пальцами седла и выполненной с возможностью фиксации относительно наружного корпуса, причем эластичный рукав имеет возможность складываться вместе кольцевых проточек в рабочем положении, при этом наружный корпус сверху соединен левой резьбой с переводником, на внутренней поверхности которого выполнены снизу пазы, причем в исходном положении внутренний корпус соединен с переводником замковым механизмом, а шлицы внутреннего корпуса состыкованы с пазами переводника.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что замковый механизм выполнен в виде втулки, в исходном положении зафиксированной относительно внутреннего корпуса срезным винтом и взаимодействующей сверху с переводником.



 

Наверх