Система зеркал переднего вида

 

Использование: Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к оптическим системам оценки дорожно-транспортной ситуации при маневрировании. Сущность изобретения: Система зеркал переднего вида содержит первое зеркало 1, расположенное со стороны, противоположной рулю 6, направленное отражающей поверхностью вперед. Первое зеркало сферическое, второе зеркало прямое. Второе зеркало 7 расположено под ним. Такое расположение зеркал позволяет получить четкую неискаженную картину с информацией о состоянии зон, непросматриваемых с места водителя, 2 зпф. 3 ил.

Полезная модель относится к оптическим наблюдательным устройствам автомобилей, в частности - к зеркалам переднего вида, и может быть использована для восприятия зрительной информации водителем о состоянии зон, непросматриваемых с места водителя автомобиля.

Известны наружные плоские [1, 2] и сферические [3, 4] зеркала переднего вида, установленные перед лобовым стеклом на автомобиле и предназначенные для восприятия зрительной информации водителем о ситуации вне его поля зрения перед совершением маневра. Эти зеркала устанавливаются в передней части автомобиля со стороны, противоположной месту водителя.

Недостатком таких зеркал является то, что водитель получает измененное изображение, в котором произведена перестановка правого и левого положений. Это приводит к нарушению пространственной ориентации водителя и затруднению правильного восприятия информации о дорожно-транспортной ситуации впереди автомобиля.

Известна система зеркал переднего вида, содержащая первое зеркало, смонтированное со стороны автомобиля, противоположной месту расположения водителя и обращенное отражающей поверхностью на передний вид, второе зеркало, смонтированное в кабине между наклонным лобовым стеклом и рулевым колесом под углами к первому зеркалу и к водителю для отражения изображения от первого зеркала в поле зрения водителя [5]. Первое зеркало в данной системе зеркал переднего вида выполнено сферическим и смонтировано на рамке окна задней двери с борта, противоположного расположению водителя. А второе зеркало смонтировано в зоне лобового стекла. Такое положение определено съемом информации с первого зеркала, расположенного практически за салоном.

Недостатком данной системы зеркал является то, что информационный луч от первого зеркала ко второму пропущен через салон практически по диагонали кабины. В этом случае возможны ситуации, когда пассажиры или находящийся в салоне груз перекроет этот луч, лишив водителя оперативной информации. Это свидетельствует о недостаточной информационной надежности данной системы.

Кроме того, обращение первого зеркала отражающей поверхностью вперед при наружном его расположении резко ухудшает условия работы зеркала, поскольку оно подвергается воздействию атмосферных осадков (дождя, снега), действие которых усиливается скоростным напором, брызг грязи из под колес впереди идущих автомобилей, разбивающихся о зеркальную поверхность насекомых и т.п.

Это приводит к постоянному загрязнению отражающей поверхности зеркала, снижению коэффициента отражения и быстрому помутнению зеркала. Поскольку в данной системе используется двойное отражение, то она очень чувствительна к снижению коэффициента отражения какого-либо из зеркал, и если для обычных зеркал заднего вида допускается снижение коэффициента отражения до 0,15, то данная система при таком слабом отражении становится практически бесполезной.

Также можно отметить, что наружное расположение зеркала переднего вида ухудшает аэродинамику автомобиля (увеличивает расход топлива) и создает травмоопасные выступы.

Известна также система зеркал переднего вида, смонтированных в кабине, содержащая первое зеркало, расположенное со стороны автомобиля, противоположной месту водителя, и обращенное отражающей поверхностью на передний вид, второе зеркало, смонтированное под углами к первому зеркалу и к водителю для отражения изображения от первого зеркала в поле зрения водителя [6]. В известной системе первое зеркало установлено под потолком кабины у верхнего края лобового стекла автомобиля в зоне, которая на практике не очищается щетками стеклоочистителя, а второе зеркало расположено в центральной части кабины.

Недостатком такого расположения является невозможность пользования устройством при атмосферных осадках или забрызгивают лобового стекла. Кроме того, при этом затруднена настройка системы зеркал, а водитель ограничен в ее использовании различными бликами от отражения светящихся предметов или солнца, вызывающими зрительные помехи и даже ослепление водителя.

Техническая задача, решаемая полезной моделью, направлена на повышение качества изображения, упрощение настройки и регулировки системы зеркал и соответственно на расширение возможности использования в более сложных дорожных условиях (в сумерках, при атмосферных осадках). Достигаемый при этом технический эффект заключается в повышении безопасности пользования автомобилем при маневрировании.

Указанный технический эффект достигается тем, что у системы зеркал переднего вида, смонтированных в кабине: содержащей первое зеркало, расположенное со стороны автомобиля, противоположной месту водителя, и обращенное отражающей поверхностью на передний вид, второе зеркало, смонтированное под углами к первому зеркалу и к водителю для отражения изображения от первого зеркала в поле зрения водителя, оба зеркала закреплены в одном кронштейне непосредственно за лобовым стеклом у боковой наклонной стойки, противоположной месту водителя, причем первое зеркало закреплено в зоне лобового стекла, очищаемой стеклоочистителем, а второе зеркало расположено под первым.

Кроме того, оба упомянутых зеркала снабжены сферическими шарнирами с возможностью простого регулирования их углового положения, а сферические шарниры расположены с торцов зеркал, обращенных в сторону упомянутой боковой наклонной стойки.

При этом принятое расположение зеркал исключает появление тупых углов между прямым и отраженным информационными лучами, обеспечивает высококачественную передачу изображения водителю, и исключает какие-либо помехи водителю в виде бликов первого зеркала, а сами зеркала выведены из поля зрения водителя и не ограничивают его поле зрения.

Сущность изобретения поясняется примерами, изображенными на чертежах, где:

На фиг.1 изображена система зеркал переднего вида на автомобиле, вид сбоку.

На фиг.2 - система зеркал переднего вида на автомобиле с правым расположением руля при выходе на обгон слева.

На фиг.3 - то же, на автомобиле с традиционным расположением руля при маневрировании справа.

На фиг.4 - то же, что и на фиг.2 укрупненно (фрагмент).

Система зеркал переднего вида содержит первое зеркало 1, размещенное в кабине 2 в зоне 3 очистки лобового стекла 4. Зеркало 1 установлено таким образом, что оно направлено отражающей поверхностью вперед. Зеркало 1 установлено со стороны автомобиля, противоположной месту расположения водителя 5 и рулевого колеса 6 (фиг.2 и 3).

Второе зеркало 7 расположено под первым и направлено отражающей поверхностью вверх и в сторону водителя.

Зеркало 7 закреплено на одном кронштейне 8 с зеркалом 1. Кронштейн 8 расположен у наклонной боковой стойки 9, ограничивающей лобовое стекло. С торцов 10 и 11 зеркал 1 и 7 расположены сферические шарниры 12 и 13 для возможности регулировки углового положения зеркал.

Перед автомобилем, управляемым водителем 5, условно изображен автомобиль 14, закрытый от водителя 5 автомобилем 15 (фиг.2 и 3). Благодаря двойному преломлению в зеркалах 1 и 7 водитель 5 получает прямое изображение (без перестановок левой и правой сторон).

Система зеркал работает следующим образом.

Первое зеркало 1 регулируют по установке так, чтобы оно отражало участок дороги спереди по ходу движения автомобиля, а изображение попадало на второе зеркало 7, которое поворачивают так, чтобы оно отражало это изображение, окончательно воспринимаемое водителем 5. Регулировка обоих зеркал производится внутри салона и в дальнейшем может потребоваться только для обеспечения удобства водителям разного роста или для исключения ослепления водителя светом фар в темное время суток аналогично тому.

Оба зеркала расположены в кабине, не подвергаются вредному внешнему воздействию и поэтому обладают большим сроком службы и создают более четкое изображение, позволяющее водителю с большей надежностью оценивать дорожную обстановку и способствующее в конечном итоге повышению безопасности движения.

При этом принятое расположение зеркал исключает появление тупых углов между прямым и отраженным информационными лучами, повышает за счет этого кпд отражения, обеспечивая высококачественную передачу изображения водителю, и исключает какие-либо помехи в виде бликов первого зеркала, а сами первое зеркала выведены из поля зрения водителя и не ограничивают его поля зрения. Кроме того, первое зеркало, располагаясь в зоне очистки лобового стекла стеклоочистителями, расширяет возможности использования в более сложных дорожных условиях (в сумерках, при атмосферных осадках). Достигаемый при этом технический эффект заключается в повышении безопасности пользования автомобилем при маневрировании.

Дополнительный эффект заключается в упрощении настройки и регулировки системы зеркал.

1. Система зеркал переднего вида, смонтированных в кабине, содержащей первое зеркало, расположенное со стороны автомобиля, противоположной месту водителя, и обращенное отражающей поверхностью на передний вид, второе зеркало, смонтированное под углами к первому зеркалу и к водителю для отражения изображения от первого зеркала в поле зрения водителя, оба зеркала закреплены в одном кронштейне непосредственно за лобовым стеклом у боковой наклонной стойки, противоположной месту водителя, причем первое зеркало закреплено в зоне лобового стекла, очищаемой стеклоочистителем, а второе зеркало расположено под первым.

2. Система зеркал по п.1, отличающаяся тем, что оба упомянутых зеркала снабжены сферическими шарнирами с возможностью простого регулирования их углового положения.

3. Система зеркал по п.1, отличающаяся тем, что сферические шарниры расположены с торцов зеркал, обращенных в сторону упомянутой боковой наклонной стойки.



 

Наверх