Качели

 

Качели обеспечивают возможность вращения сиденья с человеком вокруг оси стрелы и дополнительно одновременного вращения сиденья вокруг своей оси. Уровень сложности движения сиденья с человеком регулируется им, по его желанию, в соответствии с возрастом, состоянием, расположением духа и т.п. Качели содержат два сиденья, укрепленные на стреле, которая установлена на стойках, с возможностью ее вращения вокруг оси в вертикальной плоскости с помощью привода. Причем стрела посажена свободно на ось, которая укреплена на стойках. Каждое из сидений снабжено устройством для передачи ему вращательного момента. Для этого каждое из сидений укреплено на стреле с помощью полуосей, на которые свободно посажены жестко соединенные между собой звездочка и храповое колесо. Сиденья снабжены стопорным рычагом, рукояткой для его принудительного введения в зацепление с храповым колесом и возвратной пружиной для вывода из этого зацепления. Звездочка на оси сидения приводится во вращение цепью от звездочки, которая жестко закреплена на оси стрелы. Привод аттракциона выполнен с возможностью придания стреле нескольких, по крайней мере, двух значений скорости. При наиболее низкой скорости осуществляется посадка человека в сиденье. Конструкция, компактная в собранном виде, предусматривает ее быструю установку и складывание. 1 н.п. ф-лы; 2 ил.

Известен аттракцион, который содержит установленную на стойках перекладину, к которой с помощью тяг подвешено сиденье, дополнительную перекладину, соединенную с концами тяг, и размещенную над основной перекладиной пружинную подвеску и узел возбуждения колебаний. (SU №1725938 А1, кл. A 63 G 9/02, публ. 15.04.92).

Известен также аттракцион, который содержит стойки с перекладиной, шестерню, колесо, тяги с сидением и кольцевую направляющую (SU №2048836 А1, кл. A 63 G 9/04, публ. 27.11.95).

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по сути является аттракцион, который содержит сиденья, установленные на опертую на стойки опорную перекладину, и инерционный груз, соединенный с тягами и опорной перекладиной. Устройство содержит также дополнительную направляющую стойку с ограничителем перемещения инерционного груза. Стойки, на которые оперта опорная перекладина, забетонированы в фундамент (SU №1806812 А1, кл. A 63 G 9/04, публ. 07.04.93). При движении сиденья с человеком вдоль ограниченной дуги на сиденье накладываются дополнительные движения, а именно: сиденье с человеком дополнительно раскачивается вдоль тяг, благодаря чему расширяется диапазон ощущений в процессе катания.

Однако, уровень увлекательности в аттракционе недостаточен, а уровень сложности движения постоянен, то есть не может регулироваться человеком, который катается.

Целью качелей является создание аттракциона с повышенным уровнем увлекательности за счет возможности дополнительного

вращения сиденья с человеком в нем вокруг своей оси одновременно с вращением вокруг опорной оси стрелы.

Для этого качели имеют сидения, укрепленные на концах опертой на стойки стрелы, установленной с возможностью ее вращения вокруг своей оси в вертикальной плоскости, и снабжены приводом для приведения стрелы в такое вращение, оба сиденья укреплены на стреле на осях, которые перпендикулярны продольной оси стрелы, и размещены на одинаковом расстоянии от оси вращения стрелы.

Такое выполнение качелей обеспечивает вращение сиденья с человеком вокруг оси стрелы не по дуге, как в прототипе, а вдоль замкнутого круга, что повышает уровень увлекательности.

При этом стрела посажена свободно на ось, которая установлена на стойках, а к стреле прикреплен приводной элемент, например, звездочка или шкив, связанный с приводным валом.

Кроме того, для дальнейшего повышения уровня увлекательности, каждое из сидений снабжено устройством для передачи ему вращательного момента вокруг оси сиденья.

Для этого каждое из сидений закреплено на конце стрелы с помощью полуосей, на которые свободно посажены жестко соединенные между собой звездочка и храповое колесо, с которым взаимодействует шарнирно установленный на сидении стопорный рычаг, снабженный тросиком и рукояткой для его принудительного введения в зацепление с храповым колесом и обратной пружиной для вывода из этого зацепления. Причем звездочка связана с приводом.

Такое выполнение качелей обеспечивает дополнительное вращение сидений вокруг своих осей, что еще больше повышает уровень увлекательности. В то же время, по желанию человека, при отпускании рукоятки стопорного рычага, сиденья могут прекратить вращение вокруг своей оси и продолжать вращение только вокруг оси стрелы.

Кроме того, привод качелей выполнен с возможностью предоставления приводному валу нескольких, по крайней мере, двух значений скорости. Но лучше, если их будет три или больше. При наиболее низкой скорости осуществляется посадка человека на сиденья. Наличие двух или больше скоростей позволяет в дальнейшем разнообразить ощущения человека, который катается.

Характерной особенностью качелей является также компактность в собранном виде и возможность быстрой установки и складывания. Конструкция качелей, благодаря симметричному, относительно оси опорной перекладины, размещению сидений с людьми, и благодаря отсутствию значительных ускорений, не создает отрывающих моментов при работе качелей, что позволяет устанавливать платформу качели на площадках без применения анкеров. Кроме того, для обеспечения быстрого монтажа и демонтажа качелей крепление стоек к платформе, крепление опорной перекладины к стойкам и крепление каркасов сидений к опорной перекладине выполнены быстросъемными.

Техническое решение качелей поясняется чертежами, где на:

фиг.1 - общий вид качелей в аксонометрии;

фиг.2 - узел привода сиденья.

Платформа 1 (см. фиг.1), на которой крепятся узлы качелей, имеет вид прямоугольника, длина которого немного больше длины стрелы 2, и изготовлена сварной или на болтах из швеллеров или других сортов металлопроката. Две стойки 3 и стрела 2 изготовлены в виде легких металлических пространственных конструкций, с соединениями сваркой или болтами. Стойки 3 прикреплены к платформе 1 на болтах, а стрела 2 посажена на ось 4 на подшипниках. На стреле 2 с обеих сторон от оси 4, на равных от нее расстояниях, на полуосях 5 установлены сиденья 6. Полуоси 5 находятся на несколько сантиметров выше центров тяжести сидений 6, благодаря чему сиденья 6 при отключенном механизме их привода находятся в горизонтальном положении.

Привод 7 качелей должен обеспечивать разноскоростное вращение стрелы 2. Для этого привод 7 выполнен из двух асинхронных двигателей с редуктором. Возможно также применение одного двигателя с соответствующим редуктором, в том числе, с вариатором. Выходной вал редуктора с посаженной на него звездочкой или шкивом соединен цепью или ремнем 8 с соответствующим приводным элементом 9, закрепленным на стреле 2.

Устройство для передачи сиденьям 6 вращательного момента (см. фиг.2) содержит звездочку или шкив 10 и храповое колесо 11, которые свободно посажены на полуось 5 крепления сиденья 6 к стреле 2. Вращение на звездочку или шкив 10 передается цепью или ремнем 12 от соответствующего приводного элемента 13, жестко установленного на оси 4. Опорная пластина 14 приварена к каркасу сиденья 6. На выступе этой пластины 6 шарнирно установлен стопорный рычаг 15. С одного стороны от шарнира к рычагу 15 прикреплена возвратная пружина 16, а со второй - тросик 17. Вспомогательный рычаг 18, который закреплен на ручке 19 сиденья 6, натягивает тросик 17, аналогично велосипедному ручному тормозу.

Качели работают следующим образом.

Для посадки людей включают наименьшую скорость, при которой стрела 2 делает два оборота в минуту. При выполнении привода 7 из двух асинхронных двигателей для этого включают первый из двигателей. Вторая рабочая скорость - 7-10 об/мин - обеспечивается вторым двигателем.

При вращении стрелы 2 с сиденьями 6 вокруг оси 4 приводной элемент 13 не вращается относительно оси 4. Однако, поскольку стрела 2 вращается вокруг оси 4 с элементом 13, то возникает вращательный момент, который передается цепью или ремнем 12 на элемент 10 и храповое колесо 11, которые начинают свободно вращаться вокруг оси 5 каждого из сидений 6. Человек в сидении 6 при этом вращается вокруг

оси стрелы 2 и, по желанию, может вращаться вокруг оси 5 сиденья 6.

При натягивании тросика 17 рычагом 18 стопорный рычаг 15 входит в зацепление с храповым колесом 11 и передает вращательный момент от храпового колеса 11 через опорную пластину 14 на каркас сиденья 6. В результате сиденье 6 также начинает вращаться.

Таким образом, сиденье 6 с человеком принимает участие одновременно в двух движениях: вокруг оси стрелы и вокруг оси сиденья.

При ослаблении тросика 17 возвратная пружина 16 выводит рычаг 15 из зацепления с храповым колесом 11, в результате чего сиденье 6 прекращает вращение вокруг своей оси и возвращается в горизонтальное положение.

При эксплуатации опытного образца качелей на протяжении двух месяцев на одном из пляжей г.Геническа он пользовался большой популярностью у отдыхающих.

1. Качели, содержащие сиденья, укрепленные на стреле, установленной на стойках, отличающиеся тем, что стрела установлена на стойках с возможностью ее вращения вокруг своей оси в вертикальной плоскости, а оба сиденья укреплены на стреле на одинаковом расстоянии от оси вращения стрелы и снабжены дополнительно устройством для передачи каждому из сидений момента вращения вокруг его собственной оси.

2. Качели по п.1, отличающиеся тем, что устройство для передачи каждому из сидений момента вращения вокруг его собственной оси содержит механизм привода сиденья во вращательное движение - храповое колесо, жестко соединенное со звездочкой, которая связана с приводом, причем с храповым колесом взаимодействует шарнирно установленный на сиденье рычаг, снабженный рукояткой для его принудительного введения в зацепление с храповым колесом и возвратной пружиной для вывода его из этого зацепления.



 

Наверх