Устройство для учета количества пассажиров, перевозимых общественным транспортом

 

Полезная модель относится к измерительной технике. Устройство состоит из срабатывающего от нажатия ноги пассажира (при его входе и выходе из автобуса) датчика (1), формирователя (2) сигналов и счетно-контрольного блока (3) с памятью, которые электрически связаны между собою. Датчик (1) имеет два чувствительных элемента (4), которые размещены по одному в двух автономных разъемных закрепленных винтами (25) и (26) с защитной Г-образной пластиной (27) на ступеньках (22) и (23) автобуса (24) частях (5) и (6) разъемного резинового коврика (7). Каждый элемент (4) выполнен из двух электродов - провода (9) с петлевой однослойной укладкой с зазором и пластины (8), подсоединенных соответственно к клеммам (37), (38), (39) и (40). Пластины (8) опираются на расположенные вдоль провода (9) с двух его сторон упругие элементы: в форме параллелепипедов (13) или пластинчатых арочных с отогнутыми концами пружин (14). Возможно снабжение блока (3) микропроцессором, дисплеем и таймером с автономным блоком питания. Повышается надежность и удобство эксплуатации, расширяется номенклатура средств для учета количества перевозимых автобусами пассажиров. 7 з. п. ф-лы, 7 ил.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для учета объема перевозок пассажирским автотранспортом, например автобусным.

Известны различные устройства для подсчета числа проходящих лиц (входящих и выходящих) через данную площадь, основанных на оптических или ультразвуковых способах функционирования, или на способах, использующих ковриковые выключатели.

В частности, известна противообманная система, контролирующая доступ к общественному транспорту (патент RF 2713805, G 07 В 15/00, G 07 С 9/00, 16.06.1995). Система установлена у выхода из вокзала к транспортному средству и включает три зоны: платежную, контрольную и контрольного прохождения. Платежная зона оборудована средствами распознания предоплаты. Контрольная зона оборудована различными детекторами: чувствительным к давлению ковриком; активным инфракрасным барьером, определяющим движение; пассивным инфракрасным барьером, отделяющим пассажиров от чемоданов;

ультразвуковыми для счета движущихся объектов. Данные из детекторов сопоставляются в реальном времени микропроцессором, который устанавливает число пассажиров и определяет необходимость закрытия прохода. Недостатком этой системы является невозможность ее использования непосредственно на транспортном средстве.

Известен также счетчик прохожих (патент US 4122331, G 07 С 9/00, 1978), включающий датчик, выполненный в виде коврика, изготовленного из эластичного диэлектрического материала и имеющего две области с размещенными в них одинаковыми чувствительными элементами в виде

нормально открытых независимых выключателей и множество резисторов, электрически соединенных с выключателями. Датчик электрически соединен через блок формирования сигналов (преобразования аналоговых сигналов в цифровые и их предварительная обработка) со счетно-контрольным блоком с памятью. Выключатели последовательно закрываются путем давления ног прохожих, от чего электрическое сопротивление понижается. Счет сигналов ведется с учетом направления движения прохожих. Известное устройство как структурно близкое к заявляемому принято в качестве прототипа, хотя оно может применяться только на вокзалах. Его недостаток: оно не пригодно для применения на транспортном средстве и, кроме того, имеет не достаточно высокую надежность.

Задачей полезной модели было создание устройства для учета количества пассажиров, перевозимых общественным транспортом, более высокой эксплуатационной надежности за счет упрощения конструкции благодаря изменению принципа функционирования чувствительных элементов его датчика.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата устройство для учета количества пассажиров, перевозимых общественным транспортом, содержит срабатывающего от нажатия ноги пассажира датчик, чувствительные элементы которого представляют нормально открытые контакты, размещены в двух областях коврика из эластичного диэлектрического материала и электрически связаны посредством блока формирования сигналов со счетно-контрольным блоком с памятью.

Отличительной особенностью предлагаемой модели является то, что датчик устройства содержит два двухэлектродных чувствительных элемента, один из электродов которых выполнен в виде пластины, установленной с возможностью перекрытия рабочего участка автономной

части коврика и опирающейся на упругие элементы, другой электрод выполнен в виде провода, расположенного под пластиной с зазором между своими частями, а две несущие чувствительные элементы области коврика выполнены из автономных частей с возможностью размещения и фиксации на ступеньках транспортного средства.

Для возможности рациональной реализации устройства электрод-провод каждого чувствительного элемента его датчика выполнен в виде однослойной петлевой укладки.

Для упрощения изготовления коврика участки электрода-провода каждого чувствительного элемента его датчика между петлями выполнены прямолинейными, например с продольной ориентацией.

Для упрощения конструкции упругие элементы каждого чувствительного элемента датчика устройства выполнены из упругого материала в форме параллелепипеда или в виде пластинчатых пружин, уложенных вдоль электрода-провода с двух его сторон.

Для повышения ремонтопригодности и упрощения изготовления автономные части коврика датчика выполнены разъемными.

Для повышения надежности каждая автономная часть коврика датчика устройства снабжена защитным элементом, выполненным в виде Г-образной пластины с отверстиями под крепежные винты, а каждая автономная часть коврика имеет продольный уступ для взаимодействия с выступом Г-образной пластины.

Для повышения удобства при эксплуатации счетно-контрольный блок устройства снабжен микропроцессором, дисплеем и таймером с автономным блоком питания.

Полезная модель поясняется чертежами, где изображено:

на фиг.1 - устройство для учета количества пассажиров, перевозимых общественным транспортом, вид сверху, совмещенный с блок-схемой (модификация выполнения чувствительного элемента в виде сочетания электрода-пластины и электрода-провода, размещенного в двух продольных

рядах автономных частей коврика с фиксацией последних на ступеньках транспортного средства, и оснащенных упругими элементами в форме параллелепипедов на нижней ступеньке и виде пластинчатых пружин на последующей);

на фиг.2 - то же, разрез по А-А на фиг.1;

на фиг.3 - то же, вид автономной части коврика сверху с частичным разрезом (модификация со спиралеобразной укладкой электрода-провода);

на фиг.4 и 5 - то же, части разрезов по Б-Б и В-В на фиг.1;

на фиг.6 - то же, часть разреза по Г-Г на фиг.3 (на ступеньке);

на фиг.7 - то же, блок-схема.

Полезная модель представляет собой устройство для учета количества пассажиров, перевозимых общественным транспортом преимущественно автобусным. Оно состоит из датчика 1, формирователя 2 (блока формирования сигналов) и счетно-контрольного имеющего память блока 3 (фиг.1 и 2). Датчик 1 содержит два одинаковых чувствительных элемента 4, размещенных в двух изготовленных из эластичного диэлектрического материала, например резины, автономных частях 5 и 6 коврика 7. Каждый чувствительный элемент 4 выполнен из двух электродов - электрода-пластины 8 и электрода-провода 9 с петлевой однослойной укладкой с зазором (т.е. с прямолинейными продольно ориентированными участками 10 и петлями 11). Возможна также и спиралеобразная форма 12 укладки электрода-провода 9 (фиг.3). Электрод-пластина 8 опирается на упругие элементы 13 или 14 и расположен над электродом-проводом 9 с зазором h (фиг.4 и 5). Упругие элементы 13 могут быть выполнены в форме параллелепипеда, например прямоугольного сечения, из пенопласта или другого подобного материала. Упругие элементы 14 (другая их модификация) могут бать выполнены в виде пластинчатых стальных пружин арочной формы с опорными краями 15. Упругие элементы 13 и 14, электрод-провод 9 и электрод-пластина 8 расположены соответственно в нижних углублениях 16, 17 и 18 и верхних углублениях 19 автономных

частей 5 и 6 коврика 7. Каждая автономная часть 5 и 6 коврика 7 имеет ступенчатый разъем 20 и снабжена средством 21 для крепления соответственно на внутренних ступеньках 22 и 23 (нижней и последующей) транспортного средства 24. Средство 21 выполнено в виде нескольких винтов 25 (расположенных вертикально) и 26 (расположенных горизонтально), и двух защитных элементов 27 в виде продольных Г-образных пластин (по одной на каждую часть коврика). Пластины 27 имеет проходные отверстия 28 под винты 26 и своим выступом 29 взаимодействует с продольным уступом 30 соответствующих автономных частей 5 и 6 коврика 7 (фиг.3). В ступеньках 22 и 23 выполнены резьбовые отверстия 31 и 32 соответственно под винты 25 и 26, а в автономных частях 5 и 6 коврика 7 - сквозные отверстия 33 под винты 25. Автономные части 5 и 6 коврика 7 на своей наружной поверхности 34 имеет рифления противоскольжения 35. Электроды-провода 9 непосредственно, а электроды-пластины 8 с помощью припаянных к ним проводов 36 на выходе датчика 1 подсоединены соответственно к клеммам 37, 38, 39 и 40, к которым соответственно подсоединены объединенные в кабель провода связи от входа формирователя 2 (указанные клеммы могут располагаться непосредственно на входе формирователя 2, а провода 36 и 9 - быть частью кабеля). В качестве формирователя 2 может быть использована обычно применяемая для таких целей аппаратура, которая обеспечивает на своих выходах цифровые сигналы требуемых параметров (усиленных и различимых по порядку поступления, соответствующему направлению движения пассажиров - по входу и выходу). Выход формирователя 2 соединен с входом счетно-контрольного блока 3.

Счетно-контрольный блок 3 (фиг.7) может содержать микропроцессор 41 с памятью 42, дисплей 43, блок питания 44, а также таймер 45 с автономным блоком питания 46. Кроме того, он может содержать средства защиты от несанкционированного доступа к информации, например

идентифицирующий модуль (на блок-схеме не показано), и необходимое исполнение корпуса.

Работает предлагаемое устройство следующим образом. Фиксируют датчик 1 (автономные части 5 и 6 его коврика 7 на внутренних ступеньках 22 и 23 транспортного средства 24, например автобуса) с помощью средств для крепления 21 и обеспечивают его электрическую связь с счетно-контрольным блоком 3 через формирователь 2, который подключают к блоку питания 47 (например, автомобильному аккумулятору через преобразователь силы тока) (фиг.1 и 7). На остановках при входе в автобус пассажир последовательно наступает вначале на автономную часть 5 коврика 7, а затем на его часть 6 (контур следа 48 от его обуви с направлением движения по стрелке 49 в плане на фиг.1). От усилия Р его ноги расстояние h (фиг.4) между электродом-пластиной 8 и электродом-проводом 9 уменьшается до нуля, т.е. происходит замыкание цепи, напряжение от блока питания 47 подается на вход формирователя 2 и снимается с его выходов в виде цифровых сигналов с передачей на входы блока 3 для последующей обработки. При выходе из автобуса пассажир последовательно наступает вначале на автономную часть 6 коврик 7, а затем на его часть 5 (контур следа 50 от его обуви с направлением движения по стрелке 51 в плане на фиг.1). При этом чувствительные элементы 4 функционируют как выше описано. Аналоговые сигналы преобразователей 4 формирователем 2 преобразуются в цифровые (а также сравниваются и усиливаются) и обрабатываются блоком 3. При запросе блок 3 выдает информацию о количестве перевезенных пассажиров на фиксированный момент времени, включая дату, а также о количестве пассажиров, находящемся в салоне автобуса (в рабочее время оказания транспортных услуг).

Прелагаемая полезная модель расширяет арсенал средств для учета объемов перевозок пассажирским автотранспортом и фискального контроля перевозчиков.

1. Устройство для учета количества пассажиров, перевозимых общественным транспортом, содержащее срабатывающее от нажатия ноги пассажира датчик, чувствительные элементы которого представляют нормально открытые контакты, размещены в двух областях коврика из эластичного диэлектрического материала и электрически связаны посредством блока формирования сигналов со счетно-контрольным блоком с памятью, отличающееся тем, что его датчик содержит два двухэлектродных чувствительных элемента, один из электродов которых выполнен в виде пластины, установленной с возможностью перекрытия рабочего участка автономной части коврика и опирающейся на упругие элементы, другой электрод выполнен в виде провода, расположенного под пластиной с зазором между своими частями, а две несущие чувствительные элементы области коврика выполнены из автономных частей с возможностью размещения и фиксации на ступеньках транспортного средства.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что электрод-провод каждого чувствительного элемента его датчика выполнен в виде однослойной петлевой укладки.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что участки электрода-провода каждого чувствительного элемента его датчика между петлями выполнены прямолинейными, например с продольной ориентацией.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что упругие элементы каждого чувствительного элемента его датчика выполнены из упругого материала в форме параллелепипедов, уложенных вдоль прямолинейных участков электрода-провода с двух сторон.

5. Устройство по п.3, отличающееся тем, что упругие элементы каждого чувствительного элемента его датчика выполнены в виде пластинчатых пружин, уложенных вдоль электрода-провода с двух сторон.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что автономные части коврика его датчика выполнены разъемными.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждая автономная часть коврика его датчика снабжена защитным элементом, выполненным в виде Г-образной пластины с отверстиями под крепежные винты, а каждая автономная часть коврика имеет продольный уступ для взаимодействия с выступом Г-образной пластины.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что его счетно-контрольный блок с памятью снабжен микропроцессором, дисплеем и таймером с автономным блоком питания.



 

Наверх