Электромагнит системы пассивного отвода тепла

 

Полезная модель относится к атомной энергетике, в частности к системе пассивного отвода тепла (СПОТ) от реактора. Электромагнит СПОТ предназначен для удержания в закрытом положении воздушных затворов, входящих в состав теплообменного модуля системы пассивного отвода тепла. Технический результат заключается в снижении материалоемкости и энергоемкости электромагнита СПОТ. Технический результат достигается тем, что в электромагните системы пассивного отвода тепла, установленном на раме воздушного затвора с рычагом вала воздушного затвора и противовесом, и состоящем из магнитопровода, катушки, немагнитной пластины, жестко закрепленной на нижнем торце магнитопровода, и якоря, электромагнит системы пассивного отвода тепла связан с рычагом вала воздушного затвора посредством электромагнитных сил через промежуточный рычаг с большим и маленьким плечами, причем промежуточный рычаг установлен на оси вращения, закрепленной на раме воздушного затвора, причем на большом плече промежуточного рычага закреплен якорь, а на маленьком плече промежуточного рычага выполнен уступ, направленный в сторону рычага вала воздушного затвора, причем длина большого плеча промежуточного рычага превышает расстояние от рычага вала воздушного затвора до оси вращения промежуточного рычага.

Полезная модель относится к атомной энергетике, в частности к системе пассивного отвода тепла (СПОТ) от реактора. Электромагнит СПОТ предназначен для удержания в закрытом положении воздушных затворов, входящих в состав теплообменного модуля системы пассивного отвода тепла, в режимах нормальной эксплуатации АЭС и обеспечения самопроизвольного открытия воздушного затвора в аварийных режимах.

Известны грузоподъемные электромагниты постоянного тока серии М-42КТ1, выпускаемые по ТУ 16-94 ИРАК. 677237.003 ТУ (АЛЬЯНС-ТРЕЙД-С, г.Екатеринбург), используемые для подъема и транспортирования стальных и чугунных грузов. При подаче напряжения на катушку электромагнита обеспечивается захват и удержание груза. Для гарантирования «отлипания» груза после снятия напряжения в конструкции электромагнитов предусмотрена немагнитная шайба. Грузоподъемные электромагниты данной серии имеют ограниченный срок службы, не предназначены для работы в постоянном режиме удержания груза.

Наиболее близким к предлагаемому электромагниту СПОТ по совокупности существенных признаков является электромагнит СПОТ, который предназначен для удержания в закрытом положении воздушных затворов системы пассивного отвода тепла в режимах нормальной эксплуатации АЭС и обеспечения самопроизвольного открытия воздушного затвора в аварийных режимах. (Патент на полезную модель №50704, от 19.08.2005 г.). Данный электромагнит установлен на раме воздушного затвора и состоит из магнитопровода, катушки, немагнитной пластины, жестко закрепленной на нижнем торце магнитопровода и якоря. Электромагнит СПОТ данного типа имеет значительные размеры и должен развивать большое тяговое усилие, т.к. для выполнения поставленной задачи должен постоянно удерживать большой вес якоря и рычага вала воздушного затвора.

Задачей предлагаемой полезной модели является создание электромагнита СПОТ с меньшими габаритами и энергопотреблением. Технический результат заключается в снижении материалоемкости и энергоемкости электромагнита СПОТ.

Технический результат достигается тем, что в электромагните системы пассивного отвода тепла, установленном на раме воздушного затвора с рычагом вала воздушного затвора и противовесом, и состоящем из магнитопровода, катушки, немагнитной пластины, жестко закрепленной на нижнем торце магнитопровода, и якоря, электромагнит системы пассивного отвода тепла связан с рычагом вала воздушного

затвора посредством электромагнитных сил через промежуточный рычаг с большим и маленьким плечами, причем промежуточный рычаг установлен на оси вращения, закрепленной на раме воздушного затвора, причем на большом плече промежуточного рычага закреплен якорь, а на маленьком плече промежуточного рычага выполнен уступ, направленный в сторону рычага вала воздушного затвора, причем длина большого плеча промежуточного рычага превышает расстояние от рычага вала воздушного затвора до оси вращения промежуточного рычага.

Электромагнит 1, представленный на рисунках (фиг 1, фиг.2), закреплен на раме 2, состоит из магнитопровода 3, катушки 4, якоря 5 и немагнитной пластины 6. Якорь 5 электромагнита 1 связан с рычагом 7 вала воздушного затвора 8 посредством промежуточного рычага 9, закрепленного на оси вращения 10 на раме 2 воздушного затвора. Якорь 5 электромагнита 1 закреплен на большом плече 11 промежуточного рычага 9, на маленьком плече 12 промежуточного рычага 9 имеется уступ 13, направленный в сторону рычага 7 вала воздушного затвора 8.

Перед пуском реактора, воздушный затвор должен быть закрыт. Для этого на электромагнит 1 подается напряжение питания, рычаг 7 вала воздушного затвора 8 вручную переводится в верхнее положение. При этом рычаг 7 взводит промежуточный рычаг 9, якорь 5 притягивается к магнитопроводу 3, а уступ 13 промежуточного рычага 9 подхватывает рычаг 7. Соотношение длины большого плеча 11 промежуточного рычага 9 и величины уступа 13 маленького плеча 12 определяют выигрыш в силе, т.е. в снижение потребного тягового усилия электромагнита 1, что обеспечивает уменьшение габаритов и энергопотребления электромагнита СПОТ. В режиме нормальной эксплуатации электромагнит 1 находится постоянно под напряжением, якорь 5 притянут, удерживая при этом лопасти воздушного затвора посредством рычагов 7 и 9 в закрытом положении. При снятии напряжения с катушки 4 электромагнита 1 или в случае аварии, сопровождаемой режимом обесточивания, якорь 5 электромагнита 1 под действием силы тяжести самопроизвольно отпадает, промежуточный рычаг 9 опрокидывается, освобождая рычаг 7, который под действием противовеса 14 поворачивает вал 8 в нижнее положение. Воздушный затвор открывается, обеспечивая тем самым отвод избыточного тепловыделения реактора.

Электромагнит системы пассивного отвода тепла, установленный на раме воздушного затвора с рычагом вала воздушного затвора и противовесом, состоящий из магнитопровода, катушки, немагнитной пластины, жестко закрепленной на нижнем торце магнитопровода, и якоря, отличающийся тем, что электромагнит системы пассивного отвода тепла связан с рычагом вала воздушного затвора посредством электромагнитных сил через промежуточный рычаг с большим и маленьким плечом, который установлен на оси вращения, закрепленной на раме воздушного затвора, причем на большом плече промежуточного рычага закреплен якорь, а на маленьком плече промежуточного рычага выполнен уступ, направленный в сторону рычага вала воздушного затвора, причем длина большого плеча промежуточного рычага превышает расстояние от рычага вала воздушного затвора до оси вращения промежуточного рычага.



 

Наверх