Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств. Коробка передач транспортного средства, включающая картер 1, в выполненных в виде подшипников качения передних (на фигурах не показаны) и задних 2 опорах которого размещены первичный 3 и вторичный 4 валы, на которых размещены шестерни 5. В качестве задних опор 2 первичного 3 и вторичного 4 валов применены радиально-упорные шариковые подшипники, которые выполнены с закрытыми внутренними полостями 6, в частности закрытые посредством торцевых уплотнений 7. Каждый из радиально-упорных шариковых подшипников (примененных в качестве задних опор 2 первичного 3 и вторичного 4 валов), выполнен с одним наружным 8 и двумя внутренними 9, 10 кольцами, с которыми (с кольцами 8, 9, 10) в статическом состоянии коробки передач транспортного средства каждое тело качения 11 (шарик) из некоторой части их (тел качения 11) общего количества находится в контакте по трем точкам, а каждое из остальных тел качения 11 находится в контакте только по двум точкам с двумя из трех колец 8, 9, 10 подшипника и имеет возможность контакта со всеми его кольцами 8, 9, 10 по трем точкам.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к коробкам передач транспортных средств.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является коробка передач транспортного средства, цветной иллюстрированный альбом «Автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 и их модификации», Составители Волгин С.Н., Игнатов А.П. и др., Изд. «Третий Рим», Москва, 2000 г., стр.39, рис.19, включающая картер с размещенными в его опорах первичным и вторичным валами, на которых расположены шестерни. В качестве передних опор валов применены роликовые подшипники, а в качестве задних их опор - шариковые однорядные открытого типа, каждый из которых имеет по одному наружному и внутреннему кольцам.

Недостатками данного технического решения являются: ограничения по предельно допустимым максимальным величинам осевого зазора, которые приводят к применению подшипников в качестве задних опор первичного и вторичного валов с минимальными величинами радиального зазора, вследствие чего, при прогибах валов происходит защемление подшипника и создаются неблагоприятные условия его работы, которые приводят к преждевременному выходу их из строя. Кроме этого, попадание в подшипники продуктов износа шестерен и синхронизаторов приводит к повреждению дорожек качения.

Задача изобретения: повышение надежности и долговечности коробки передач за счет изоляции внутреннего пространства шариковых подшипников задних опор первичного и вторичного валов от продуктов износа, уменьшения в этих подшипниках осевых зазоров, и увеличения в них угловых люфтов при той же их грузоподъемности без изменения габаритных и присоединительных размеров.

Указанная задача решается тем, что в коробке передач транспортного средства, включающей картер, где в выполненных в виде подшипников качения передних и задних опорах размещены первичный и вторичный валы с шестернями,

согласно полезной модели, в качестве задних опор первичного и вторичного валов применены радиально-упорные шариковые подшипники, выполненные с закрытыми внутренними полостями, каждый из которых выполнен с одним наружным и двумя внутренними кольцами, с которыми каждое тело качения из части их общего количества находится в контакте по трем точкам, а каждое из остальных тел качения находится в контакте только по двум точкам с двумя из трех колец подшипника и имеет возможность контакта со всеми его кольцами по трем точкам.

В частном случае, внутренние полости радиально-упорных шариковых подшипников коробки передач транспортного средства, которые применены в качестве задних опор ее первичного и вторичного валов, закрыты торцевыми уплотнениями.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Сущность изобретения поясняется на чертежах:

Фиг.1. - коробка передач транспортного средства, общий вид (область задних опор);

Фиг.2. - вид А на фиг.1;

Фиг.3. - вид Б на фиг.1.

Коробка передач транспортного средства, включающая картер 1, в выполненных в виде подшипников качения передних (на фигурах не показаны) и задних 2 опорах которого размещены первичный 3 и вторичный 4 валы, на которых размещены шестерни 5.

В качестве задних опор 2 первичного 3 и вторичного 4 валов применены радиально-упорные шариковые подшипники, которые выполнены с закрытыми внутренними полостями 6, в частности закрытые посредством торцевых уплотнений 7. Каждый из радиально-упорных шариковых подшипников (примененных в качестве задних опор 2 первичного 3 и вторичного 4 валов), выполнен с одним наружным 8 и двумя внутренними 9, 10 кольцами, с которыми (с кольцами 8, 9, 10) в статическом состоянии коробки передач транспортного средства каждое тело качения 11 (шарик) из некоторой части их (тел качения 11) общего количества находится в контакте по трем точкам, а каждое из остальных тел качения 11 находится в контакте только по двум точкам с двумя из трех колец 8, 9, 10 подшипника и имеет возможность контакта со всеми его кольцами 8, 9, 10 по трем точкам.

Во время работы коробки передач транспортного средства, а именно во время вращения первичного вала 3 (вторичного вала 4), каждое из тел

качения 11 периодически контактирует сразу по трем точкам с кольцами 8, 9, 10 радиально-упорного шарикового подшипника (примененного в качестве задней опоры 2 первичного 3 или вторичного вала 4) или каждое из тел качения 11 периодически контактирует сразу по двум точкам с кольцами 9, 8 или с кольцами 10, 8 в зависимости от сочетаний одновременного воздействия радиальных и осевых сил.

Применение в качестве опор 2 первичного 3 и вторичного 4 валов радиально-упорных шариковых подшипников с тремя кольцами 8, 9, 10 позволяет получить при сборке каждого такого подшипника другие его характеристики, по сравнению с характеристиками подшипника с двумя кольцами, а именно уменьшенный осевой зазор (в частности на 30%), увеличенный радиальный зазор «» (см. фиг.2) и наличие большого углового люфта «» (см. фиг.3) (в частности не менее 21 минуты), а уже это (т.е. новые характеристики каждого такого подшипника) совместно с тем, что они (подшипники) выполнены с закрытыми внутренними полостями - позволяет решить поставленную задачу и достичь следующий технический результат: повысить надежность и долговечности коробки передач за счет изоляции внутреннего пространства шариковых подшипников задних опор первичного и вторичного валов от попадания частиц продуктов износа деталей коробки передач на дорожки качения колец подшипников, уменьшить в этих подшипниках осевые зазоры, и увеличить в них угловые люфты при той же их грузоподъемности без изменения габаритных и присоединительных размеров.

1. Коробка передач транспортного средства, включающая картер, где в выполненных в виде подшипников качения передних и задних опорах размещены первичный и вторичный валы с шестернями, отличающаяся тем, что в качестве задних опор первичного и вторичного валов применены радиально-упорные шариковые подшипники, выполненные с закрытыми внутренними полостями, каждый из которых выполнен с одним наружным и двумя внутренними кольцами, с которыми каждое тело качения из части их общего количества находится в контакте по трем точкам, а каждое из остальных тел качения находится в контакте только по двум точкам с двумя из трех колец подшипника и имеет возможность контакта со всеми его кольцами по трем точкам.

2. Коробка передач транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что внутренние полости радиально-упорных шариковых подшипников, которые применены в качестве задних опор первичного и вторичного валов, закрыты торцевыми уплотнениями.



 

Наверх