Грунтропный диск оснастки трала, из отработанных шин большегрузных автомобилей

 

Полезная модель направлена на снижение истираемости грунтропного диска, исключение соскакивания диска с грунтропа и его порывов, снижение (как следствие) усилий траления, а так же повышение коэффициента утилизации шин большегрузных автомобилей. Указанный технический результат достигают тем, что, согласно полезной модели, грунтропный диск составлен в пакет из двух и более заготовок (количество задается требуемой суммарной толщиной грунтропного диска), имеющих значительные отклонения формы. Заготовки уложены друг на друга так, чтобы толщина пакета по всей площади была одинаковой, а форма пакета не имела вогнутости или выпуклости. Это достигается расположением толстой части одной с тонкой другой заготовки, что компенсирует меняющуюся толщину отдельных заготовок. При этом вектора выпуклости заготовок сориентированы в противоположные стороны и компенсируют друг друга в пакете. Такой пакет стянут металлическими скобами (например, четырьмя). Концы скоб в натяг загнуты друг к другу или к концам соседних скоб и соответственно сварены. Грунтропный диск имеет три отверстия. Одно отверстие большего диаметра по центру диска. Два других со смещением на половину радиуса, под углом друг к другу 90° или 180°.

Полезная модель относится к рыбопромысловому оборудованию и является комплектующим для оснащения тралов, используемых при глубоководном лове рыбы, и предназначено для защиты нижней подборы трала от обрыва, а также для преодоления препятствий на дне моря с наименьшим усилием.

Известен, грунтропный бобинец, для оснащения центрального участка нижней подборы трала, образованный грунтропными дисками, которые своими торцевыми плоскостями объединены между собой в бобинец и скреплены, крепежными элементами в виде шпилек, зафиксированными шайбами и гайками. Через центральное отверстие, этих дисков пропущен грунтроп, представляющий собой стальной канат или цепь к которому крепится нижняя часть сетеполотна. Эти грунтропные бобинцы катится по дну моря, вращаясь вокруг грунтропа, и удерживает нижнюю подбору трала у дна. Диски, изготовлены из материала, плотность которого близка к плотности воды. И таким материалом является преимущественно резина. Причем диски изготовлены со строго параллельными плоскостями, без выпуклостей и вогнутостей и соответственно изменения толщины по их площади [2031576]. Для снижения их веса у них созданы пазы, как по толщине дисков, так и в радиальных направлениях [2088081].

Однако бобинцы этого типа имеют большие размеры, что увеличивает размеры оснащенного трала и усложняют промысловую работу с ним. Кроме того, созданные полости, удорожают диски, снижают их прочность и долговечность, а также эксплуатационные качества таких бобинцов. Кроме того, следует отметить, эти грунтропные бобинцы невозможно изготавливать из отработанных шин большегрузных автомобилей без глубокой переработки последних.

Наиболее близкими к предлагаемому решению является грунтропный диск, изготовленный из отработанных шин [2170666]. Эти грунтропные диски нанизывают через их центральное отверстие на грунтроп, представляющий собой облегченный

стальной канат или цепь. А через боковые отверстия в грунтропном диске пропускают дополнительные облегченные тросы или цепи, к которым крепят нижнюю часть сетеполотна. Такая сборка грунтропных дисков волочится по дну моря, удерживая нижнюю подбору трала у дна. В местах трения грунтропных дисков о грунт они постепенно стираются. Изготовленные в дисках по два боковых отверстия, расположенные друг к другу под углом 90° или 180°, позволяют увеличить их срок службы в два раза. Чтобы продолжить эксплуатацию этих грунтропных дисков нижнюю подбору трала перецепляют ко второму облегченному тросу или цепи пропущенному через другие боковые отверстия и грунтропные диски волочатся неистертой стороной по дну. Такие грунтропные диски, переволакиваясь через неровности дна, увеличивают проходимость трала по грунту дна, и предохраняют нижнюю подбору от порывов. При этом имеют меньший диаметр и вес, что делает менее громоздкими глубоководные тралы, оснащенные такими грунтропами, и облегчает их транспортировку, обслуживание и лов рыбы.

Однако такие грунтропные диски изготавливают не только литыми из качественного сырья, но и вырезают из отработанных шин, толщина которых и геометрия меняются при переходе от торцевых поверхностей к их бегущей дорожке [2170666]. В результате грунтропные диски, изготовленные из отработанных большегрузных шин, имеют также меняющуюся толщину и отклонения от плоскостности. В результате в сборке грунтропных дисков появляются провисающие и заваливающиеся диски, что увеличивает нагрузку на работающие диски. Неидеальная геометрия приводит к их быстрому истиранию перегруженных дисков, зацепам за препятствия на дне, снижению проходимости, повышению усилий траления и как следствие к порывам и соскакиванию грунтропных дисков с грунтропа, что ухудшает защиту нижней подборы трала от порывов и зачастую приводит к обрыву грунтропа. Кроме того, реализация наиболее близкого изобретения [2170666], имеет ограниченный коэффициент утилизации (равный

соответственно 0,3-0,42) отработанных шин. Это обусловлено существенными отклонениями геометрических размеров грунтропных дисков, не позволяющих их использовать, что приводит к их сортировке и выбраковке.

Технической задачей, решаемой заявленным грунтропным диском, является: снижение истираемости грунтропного диска, исключение соскакивания диска с грунтропа, порывов грунтропа и как следствие снижение усилий траления, а также увеличение коэффициента утилизации шин большегрузных автомобилей.

Указанная техническая задача решается грунтропным диском, с одним центральным и двумя вспомогательными отверстиями, согласно изобретению составлен из двух и более заготовок, имеющих отклонения формы. Заготовки уложены друг на друга таким образом, чтобы толщина сборного диска по окружности была неизменной в пределах допустимых отклонений, а форма диска не имела суммарной вогнутости или выпуклости. Неизменная толщина грунтропного диска достигается, расположением заготовок друг на друга противоположными скосами, а именно расположением толстой части одной заготовки с тонкой другой заготовки, что компенсирует отклонение по толщине отдельных заготовок. Причем вектора выпуклости (отклонения от плоскостности) дисков направлены в противоположные стороны, при укладке заготовок друг на друга. Пакеты заготовок стянуты металлическими скобами. Такая конструкция компенсирует дефекты формы. Концы скоб в натяг загнуты друг с другом или с концами соседних скоб и сварены между собой. Грунтропный диск имеет три отверстия. Одно отверстие большего диаметра по центру диска. Два других со смещением по половине радиуса диска, под углом друг к другу 90° или 180°. Такой грунтропный диск состоят из двух и более заготовок, количество которых задается суммарной толщиной грунтропного диск.

Сущность технического решения поясняется чертежами, где: на фиг.1 изображен готовый грунтропный диск вид спереди; на фиг.2 изображен готовый грунтропный диск вид сбоку в разрезе, например трехслойный; на фиг.3 изображен грунтропный диск перед

сборкой вид сбоку, например трехслойный; на фиг.4 изображен вид А-А из фиг.1 заготовки соединены скобой (например четырьмя).

Грунтропный диск 1 состоит из заготовок 5 (фиг.2, фиг.3 и фиг.4), вырезанных из шин большегрузных автомобилей и имеющих отклонения формы, которые стянуты скобами 4 (фиг.2, фиг.3 и фиг.4). Для сборки грунтропных дисков предусмотрено центральное отверстие 2 (фиг.1, фиг.2 и фиг.3), а для их крепления к нижней подборе трала предусмотрено вспомогательное отверстие 3 (фиг.1, фиг.2, фиг.3 и фиг.4) со смещение на полрадиуса, причем для увеличения срока службы грунтропного диска вспомогательных отверстия выполнены два под углом друг к другу 90 или 180 градусов.

Сборный грунтропный диск 1, согласно изобретению, собирается в пакет из имеющих значительные отклонения формы заготовок 5 (фиг.2, фиг.3, фиг.4), количество заготовок 5 задается требуемой суммарной толщиной грунтропного диска 1. Заготовки 5 укладывают друг на друга так, чтобы толщина диска 1 (фиг.2) по всей площади была одинаковой, а форма диска 1 (фиг.2) не имела вогнутости или выпуклости. Это достигается расположением толстой части одной с тонкой другой заготовки 5 (фиг.2, фиг3, фиг.4), что компенсирует меняющуюся толщину отдельных заготовок. При этом вектора выпуклости заготовок 5 (фиг.3) ориентируют в противоположные стороны для того, чтобы они компенсировали друг друга в диске. Такой диск 1 стягивают металлическими скобами 4 (фиг.1, фиг.4), например, четырьмя (фиг.4). Концы скоб 4 в натяг загнуты друг к другу (фиг.1, фиг.4) или (например) к концам соседних скоб и соответственно сваривают. Такие скобы 4 образуют жесткий армирующий диск 1 каркас который имеет близкую к идеальной форму. При сборке диска 1 из заготовок 5 центральные отверстия 2 совмещают и после сборки калибруют, а вспомогательные отверстия 3 после сваривания скоб 4 вырезают целиком.

Преимущества описываемых грунтропных дисков по сравнению с грунтропными дисками, являющихся наиболее близким к ним, заключаются в следующем. Грунтропные

диски, собранные из неидеальных заготовок и имеющих близкую к идеальной форму, собранные на грунтроп и прицепленные к нижней подборе трала работают все одновременно без зависаний и заваливании. Эти зависания и заваливания в прототипе увеличивают силу трения на работающие грунтропы, что ускоряет быстрый износ работающих грунтропов. В предложенном грунтропном диске, собранном из неидеальных заготовок, исключены эффекты провисания и заваливания, а также сворачивания, что увеличивает защищенность соответственно нижней подборы трала и работающего грунтропа, так как отсутствуют неработающие диски. А кроме того увеличивает степень утилизации шин большегрузных автомобилей, за счет исключения выбраковки заготовок ранее не удовлетворявших требования.

Пример конкретного выполнения грунтропного диска. Для поставок в Норвегию (фирма БРДР Маркуссенс Металварефабрик А/С) была изготовлена пробная партия грунтропных дисков для оснащения глубоководного трала. Эксплуатация глубоководного трала оснащенного грунтропными дисками по (прототипу) и заявленному изделию показала, что скорость траления увеличилась на 5-7%, что соответственно характеризует лучшим преодолением препятствий. Соответственно увеличился срок службы грунтропной сборки набранной из наших грунтропных дисков на 15-25%. При изготовлении наших грунтропных дисков коэффициент утилизации шин большегрузных автомобилей составил 65-70% против прототипа 30-42%. Кроме того плавсостав отметил лучшие эксплуатационные (транспортные, облуживание, ремонт) условия при работе с тралом оснащенным грунтропной сборкой нашего производства.

Аналоги полезной модели: 1) RU 2031576 C1, 27.03.1995; 2) RU 2088081 С1, 27.08.1997; 3) RU 2170666 C1, 20.07.2001

Грунтропный диск оснастки трала из отработанных шин большегрузных автомобилей, включающий центральное отверстие и два вспомогательных отверстия, смещенных относительно центрального на полрадиуса диска и относительно друг друга на угол 90 или 180 градусов, отличающийся тем, что грунтропный диск набирается из заготовок, двух и более, в зависимости от требуемой его толщины, механически соединных скобами, концы которых в натяг загнуты друг к другу или к концам соседних скоб и сварены между собой, при этом неизменная толщина грунтропного диска достигается расположением заготовок друг на друга противоположными скосами, а именно расположением толстой части одной заготовки с тонкой другой заготовки, что компенсирует отклонение по толщине отдельных заготовок, а вектора выпуклости (отклонения от плоскостности) дисков направлены в противоположные стороны, при укладке заготовок друг на друга.



 

Наверх