Стенд для испытания средств аварийного покидания экипажем летательного аппарата
Полезная модель «Стенд для испытаний средств аварийного покидания экипажем летательного аппарата» относится к испытательному оборудованию различных конструкций или устройств и предназначено для наземных динамических испытаний катапультных систем аварийного покидания маневрирующего самолета. Цель полезной модели наиболее полное моделирование условий катапультирования из маневрирующего самолета. Поставленная задача решается следующим образом: оборудованная системой катапультирования кабина самолета устанавливается в подшипниках опор ракетной каретки, дающими возможность вращения кабины вокруг ее продольной оси в процессе катапультирования, при этом вращение кабины осуществляется ракетными двигателями, а стабильность параметров вращения обеспечивается подбором массово-инерционных параметров кабины и тяги ракетных двигателей.
Полезная модель "Стенд для испытаний средств аварийного покидания экипажем летательного аппарата" относится к испытательному оборудованию различных конструкций или устройств и предназначено для наземных испытаний катапультных систем аварийного покидания самолета.
Известно испытательное устройство, где на подвижные в горизонтальном направлении испытательные салазки установлен объект испытаний, который с помощью поворотного устройства может поворачиваться вокруг вертикальной оси вращения относительно испытательных салазок. Во время испытаний на испытательный объект (например, транспортное средство) воздействует вращающее усилие, направленное вертикально к горизонтальному направлению отсчета (см. патент Германии №19905418 по классу G 01 M 7/08).
Недостатком известного устройства является то, что ось вращения не совпадает с направлением движения испытательных салазок и не создает нагрузок, характерных для процесса катапультирования из маневрирующего самолета.
Задачей предлагаемой полезной модели является создание стенда, обеспечивающего при катапультировании воздействие не только воздушного потока и линейных ускорений, но и угловых ускорений и скоростей по крену, что наиболее полно моделирует условия катапультирования из маневрирующего самолета. При этом стабильность параметров вращения кабины в процессе катапультирования обеспечивается подбором необходимых массово-инерционных параметров кабины и тяги ракетных двигателей вращения.
Указанная цель достигается тем, что кабина самолета устанавливается на опорах ракетной каретки в подшипниках,
обеспечивающих возможность ее вращения вокруг продольной оси кабины (ось X).
На чертеже изображен предлагаемый стенд.
На ракетную каретку 1, имеющую возможность горизонтального движения по направляющим 2, в подшипниках 3 установлена кабина самолета 4. Вращение кабины вокруг продольной оси (ось X) осуществляется ракетными двигателями 5, закрепленными так, чтобы при их включении создавался вращающий момент. Маховик 6 жестко закреплен на оси вращения кабины и вращается вместе с ней.
Стенд работает следующим образом:
- ракетная каретка 1, с установленной на ней и зафиксированной в определенном угловом положении кабиной самолета 4 с катапультной системой аварийного покидания и закрепленными на маховике 6 ракетными двигателями 5 вращения кабины, разгоняется известным способом ракетными двигателями разгона по направляющим 2 до необходимых по условиям испытаний скорости и линейной перегрузки. Параметры режима движения и пройденное по направляющим расстояние определяются решением известных уравнений динамики;
- в расчетной точке, известными способами разрыва перемычки или по токосъемным ножам, подается электрический сигнал на расфиксацию кабины 4, например пироболт или иное устройство, и на включение ракетных двигателей 5 вращения кабины. При достижении кабиной 4 расчетного угла поворота, соответствующего необходимым по условиям испытаний угловым ускорению и скорости, известным способом замыкания электрических цепей, подается сигнал на катапультирование. Стабильность угловой скорости вращения кабины в процессе катапультирования обеспечивается необходимыми массово-инерционными параметрами кабины и маховика.
Таким образом, процесс катапультирования осуществляется в условиях воздействия воздушного потока, линейных и угловых скоростей и ускорений, что наиболее полно моделирует процесс катапультирования маневрирующего самолета.
1. Стенд для испытаний средств аварийного покидания экипажем летательного аппарата, включающий подвижную в горизонтальном направлении ракетную каретку с установленными в подшипниках ее опор кабины самолета с системой катапультирования, отличающийся тем, что кабина самолета установлена с возможностью ее вращения вокруг продольной оси, совпадающей с направлением движения, вращение осуществляется ракетными двигателями.
2. Стенд по п.1, отличающийся тем, что стабильность параметров вращения обеспечивается подбором массово-инерционных параметров кабины и тяги двигателей вращения.