Устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроении), а именно к устройствам для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Устройство работает по принципу термосифонного эффекта. Тепло, выделяющееся при работе нагревательного элемента, подключенного к источнику напряжения через контактный узел, подогревает охлаждающую жидкость, которая начинает циркулировать по контуру системы охлаждения двигателя, обеспечивая прогрев его корпусных деталей, способствует нагреву смазки в сопряженных деталях и облегчает запуск двигателя. Устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее переходник, выполненный в виде двух патрубков, входного и выходного, имеющий крепежный фланец, на котором расположены уплотнительная канавка и крепежные отверстия с резьбой, плоский фланец с нагревательным элементом герметично соединенные через втулки, обжатые с обеих сторон. Выводы нагревательного элемента на концах имеют защищенный контактный узел со шнуром питания. Устройство реализовано в нескольких вариантах, где переходник выполнен в виде трех патрубков входного, выходного и нижнего, или вместо входного патрубка установлен штуцер с обратным клапаном в виде шарика и стопорной пластины. Технический результат заключается в технологичности, эффективности, надежности и удобстве устройства при эксплуатации.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известны электроподогреватели охлаждающей жидкости (2 варианта), выполненные в виде корпуса с крышкой, терморегулятора, нагревательного элемента, уплотнений между крышкой и корпусом и корпусом и нагревательным элементом и крышкой, при этом корпус электроподогревателя снабжен патрубками (патент РФ №2213252, опубл. 27.09.2003 г.).

Недостатком известных электроподогревателей является низкая степень защиты электрической части от влаги и сложная конструкция соединений нагревательного элемента с фланцем и корпуса с фланцем, ввиду большого количества используемых уплотнений, что снижает надежность устройств в процессе эксплуатации и повышает их себестоимость.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению, выбранное в качестве прототипа, является устройство для облегчения запуска ДВС, «Электроподогреватель малогабаритный» ЭМ-0,6-220 ГОСТ 14705-83 производитель Акционерное общество «МАТО» г. Новосибирск, состоящее из переходника с входным и выходным патрубками и боковым отверстием с площадкой, корпуса с герметично закрепленным электронагревательным элементом (ТЭН), выводы которого на концах имеют защищенный контактный узел со шнуром питания, при этом корпус закреплен в боковом отверстии переходника через два уплотнения при помощи т-образного крепежного элемента. (Паспорт данного устройства прилагается)

Недостатком известного устройства является сложная конструкция соединения корпуса с переходником, ввиду использования двух уплотнений, что снижает надежность устройства в процессе эксплуатации и повышает его себестоимость.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является: повышение надежности; технологичности, с возможностью унификации узлов; улучшение потребительских качеств устройства.

Технический результат - надежное, технологичное (с возможностью унификации основных узлов) и удобное в эксплуатации устройство для облегчения запуска ДВС.

Технический результат достигается тем, что известное устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания, состоящее из переходника с входным и выходным патрубками, с боковым отверстием и площадкой, электронагревательного элемента (ТЭН), изогнутого, по отношению к боковому отверстию и площадке, выводы которого имеют защищенный контактный узел со шнуром питания, закрепленный в боковом отверстии переходника, согласно полезной модели, патрубки размещены под углом друг к другу, электронагревательный элемент (ТЭН) герметично закреплен с помощью втулок, обжатых с обеих сторон на плоском фланце, жестко соединенным

с боковой площадкой, выполненной в виде крепежного фланца с уплотнительной канавкой и крепежными отверстиями (вариант 1).

Кроме этого, устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания может быть реализовано в варианте 2 так, что электронагревательный элемент (ТЭН) прямой, по отношению к плоскому фланцу.

Кроме этого, устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания может быть реализовано в варианте 3 так, что переходник дополнительно содержит третий нижний патрубок.

Кроме этого, устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания может быть реализовано в варианте 4 так, что в переходнике вместо входного патрубка установлен штуцер с обратным клапаном в виде шарика и стопорной пластины.

Между отличительными признаками и достигаемым техническим результатом существует следующая причинно-следственная связь.

Выполнение устройства с боковой площадкой в виде крепежного фланца с уплотнительной канавкой и крепежными отверстиями, жестко соединенного с плоским фланцем, а также герметичное закрепление ТЭН с плоским фланцем через втулки, обжатые с обеих сторон, обеспечивают высокую механическую прочность устройства и его надежность.

Технологичность и унификацию узлов устройства позволяют обеспечить конструкции крепежного и плоского фланцев, а также выводов ТЭН, подвергаемых прессованию полимерным материалом для создания защитной оболочки электрического соединения со шнуром питания. Изменение конструкции переходника, по количеству патрубков или их взаимному расположению, применение штуцера с запорным клапаном позволяет, применяя одни и те же узлы с ТЭН получать новые модификации подобных устройств, не увеличивая их стоимости.

Улучшение потребительских качеств устройства достигается за счет того, что оно не требует технического обслуживания и при ремонте не требуется специального оборудования по замене уплотнения или узла, содержащего плоский фланец с ТЭН и шнуром питания.

Отличительные признаки заявляемой полезной модели неизвестны из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии устройства для облегчения запуска ДВС критерию «новизна».

Совокупность существенных признаков заявляемой полезной модели может быть многократно воспроизведена в производстве при изготовлении устройств для облегчения запуска ДВС, что позволяет сделать вывод о соответствии устройства для облегчения запуска ДВС критерию «промышленная применимость».

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 изображен внешний вид устройства для облегчения запуска ДВС (вариант 1), на фиг.2 - конструкция сборки ТЭН с плоским фланцем, на фиг.3 - устройство для облегчения запуска ДВС (вариант 2), на фиг.4 - устройство для облегчения запуска ДВС (вариант 3), на фиг.5 - устройство для облегчения запуска ДВС (вариант 4), на фиг.6 - конструкция штуцера с обратным клапаном в виде шарика.

Пример варианта выполнения полезной модели.

Устройство для облегчения запуска ДВС состоит из переходника 1 (фиг.1), содержащего входной патрубок 2, выходной патрубок 3, боковое отверстие с площадкой, выполненной в виде крепежного фланца 4, с размещенными на нем уплотнительной канавкой 5 и крепежными отверстиями с резьбой 6. Электронагревательный элемент (ТЭН) 7 изогнут относительно бокового отверстия и площадки, выполненной в виде крепежного фланца 4, и герметично закреплен на плоском фланце 8 через втулки 9 (фиг.2), обжатые с обеих сторон. На выводах ТЭН 7 имеется защищенный контактный узел 10, служащий для обеспечения электробезопасности и подключения к источнику напряжения через шнур питания 11. Плоский фланец 8 жестко и герметично соединен с крепежным фланцем 4 через уплотнительное кольцо 12, расположенное в канавке 5 крепежного фланца 4 и контактирующее с плоским фланцем 8. Шайбы стопорные 13 и болты 14 обеспечивают крепление плоского фланца 8 с ТЭН 7 к переходнику 1 (вариант 1).

У варианта 2 (фиг.3), заявляемого устройства, ТЭН 7, выполнен прямым относительно плоского фланца 8, при том, что входной 2 и выходной 3 патрубки размещены под прямым углом друг к другу.

Заявляемое устройство по варианту 3 (фиг.4) выполнено с дополнительным третьим нижним патрубком 15, а входной патрубок 2 размещен под острым углом к выходному патрубку 3.

Заявляемое устройство по варианту 4 (фиг.5) выполнено с двумя патрубками 2 и 3, расположенными друг против друга и изогнутым ТЭН 7, кроме этого, в переходнике 1 вместо входного патрубка 2 установлен штуцер 16 с обратным клапаном (фиг.6) в виде шарика 17 и стопорной пластины 18.

Штуцер 16 с обратным клапаном в сборе, или без клапана (шарика 17) может быть использован в вариантах 1, 2 и должен вворачиваться в отверстие 19с резьбой бобышки 20 корпуса 1 (пример фиг.5).

Устройства монтируются на автомобиле взамен штатных патрубков системы охлаждения (модификация устройства фиг.4) или вместо штатного шланга, имеющего специальную конфигурацию, с использованием промежуточных коротких шлангов (муфт).

Устройство работает по принципу термосифонного эффекта. Тепло, выделяющееся при работе ТЭН 7, подключенного к источнику напряжения через контактный узел 10 и шнур питания 11, подогревает охлаждающую жидкость, которая начинает циркулировать по контуру системы охлаждения двигателя, обеспечивая прогрев его корпусных деталей, способствует нагреву смазки в сопряженных деталях и облегчает запуск двигателя.

Опытные образцы всех предлагаемых вариантов устройства для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания были изготовлены и испытаны, показали себя надежными, эффективными и удобными при эксплуатации.

1. Устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания, состоящее из переходника с входным и выходным патрубками, с боковым отверстием и площадкой, электронагревательного элемента (ТЭН), изогнутого, по отношению к боковому отверстию и площадке, выводы которого имеют защищенный контактный узел со шнуром питания, закрепленный в боковом отверстии переходника, отличающееся тем, что патрубки размещены под углом друг к другу, электронагревательный элемент (ТЭН) герметично закреплен с помощью втулок, обжатых с обеих сторон на плоском фланце, жестко соединенным с боковой площадкой, выполненной в виде крепежного фланца с уплотнительной канавкой и крепежными отверстиями.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что электронагревательный элемент (ТЭН) прямой, по отношению к плоскому фланцу.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что переходник дополнительно содержит третий нижний патрубок.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в переходнике вместо входного патрубка установлен штуцер с обратным клапаном в виде шарика и стопорной пластины.



 

Наверх