Индикатор износа шин транспортного средства

 

Настоящая полезная модель относится к индикатору износа шины (1) транспортного средства. Протектор (23) снабжен канавками (2, 4) и элементами (21) рисунка и/или продольными ребрами (20), причем внешняя поверхность (24) указанных ребер и/или элементов рисунка соприкасается с дорожным полотном. Индикатор (5) износа содержит по меньшей мере две выемки (5а, 5b, 5с...), представляющие символы, которые выполнены в виде радиально непрерывных выемок и имеют поперечное сечение постоянной формы в виде символов. Символы в каждом индикаторе износа отображают установленную информацию. Каждая выемка проходит до уровня глубины, расположенного на расстоянии (HW) от дна (25) канавки, соответствующем информации, которая отображена символом, представленным указанной выемкой.

Область техники, к которой относится полезная модель

Настоящая полезная модель относится к индикатору износа в протекторе шины транспортного средства, причем протектор снабжен канавками и продольными ребрами и/или элементами рисунка, а внешняя поверхность указанных ребер и/или элементов рисунка соприкасается с дорожным полотном. Индикатор износа имеет участки, которые проходят радиально от указанной внешней поверхности на различную глубину внутрь протектора и связаны с символами.

Уровень техники

Выполнение канавок в протекторах оказывает существенное влияние на сцепление шин транспортного средства, особенно с мокрой дорогой. Для обеспечения безопасного управления транспортным средством важно осуществлять текущий контроль износа шин и уменьшения глубины канавок, чтобы канавка, которая стала слишком низкой вследствие износа, не преподнесла бы сюрприз в плохих дорожных условиях. Установленная глубина канавки в шинах также необходима, чтобы машина была в надлежащем состоянии для прохождения осмотра.

В патентных публикациях DE OS-3627832 и US 2706509 раскрыты шины, износ которых может быть определен на основании ступенчатой структуры, сформированной на протекторе, предпочтительно, в стенках канавок. Остающаяся глубина канавки равна количеству остающихся целых ступенек, умноженному на глубину ступеньки, плюс остающаяся глубина ступеньки в протекторе. Количество ступенек упомянуто в вариантах известного решения согласно указанной патентной публикации Германии и не описано в публикации США. Поскольку глубины ступенек визуально на них не указаны, остающаяся глубина канавки не может быть отображена или даже вычислена. Осмотр ступенек также затруднен вследствие загрязнения шины и забивания канавок грунтом.

В патентной публикации ЕР 0250113 раскрыты индикаторы износа протектора, образованные из щелевидных дренажных канавок протектора шины и сгруппированные в группы, которые распределены поперек протектора по разным сторонам средней линии в окружном направлении. Щелевидные канавки одной группы имеют одинаковую длину. Техническое решение согласно ЕР 0250113, относящееся в целом к шине транспортного средства, может быть выбрано в качестве ближайшего

аналога заявленной полезной модели. Шина, раскрытая в указанном патентном документе, содержит протектор с по меньшей мере одним индикатором износа, снабженный канавками и элементами рисунка и/или продольными ребрами. Внешняя поверхность указанных ребер и/или элементов рисунка соприкасается с дорожным полотном, а индикатор износа имеет участки, которые проходят радиально от указанной внешней поверхности на различную глубину внутрь протектора и связаны с символами.

Известные из уровня техники индикаторы предназначены для показа неравномерного износа шины и не предоставляют какую-либо информацию об уменьшении глубины канавки.

Раскрытие полезной модели

Задачей настоящей полезной модели является создание индикатора, на основе которого глубина канавки протектора может быть свободно оценена в любой момент времени.

Согласно полезной модели поставленная задача решена за счет создания шины транспортного средства, содержащей протектор с одним или несколькими индикаторами износа. Протектор снабжен канавками и элементами рисунка и/или продольными ребрами, причем внешняя поверхность ребер и/или элементов рисунка соприкасается с дорожным полотном. Индикатор износа имеет участки, которые проходят радиально от указанной внешней поверхности на различную глубину внутрь протектора и связаны с символами.

Отличительными особенностями предложенной шины является то, что индикатор износа содержит по меньшей мере две выемки, представляющие символы, причем каждая выемка выполнена в виде радиально непрерывной выемки, имеющей поперечное сечение постоянной формы в виде одиночного символа, отличного от других символов в индикаторе износа. Символы в индикаторе износа отображают установленную информацию, а каждая выемка проходит в протекторе до уровня глубины, расположенного на таком расстоянии от дна канавки, которое соответствует информации, отображенной символом, представленным указанной выемкой.

Согласно предпочтительному варианту полезной модели, для отображения установленной информации выемки представляют арабские или римские цифры, или цифры любой другой системы счисления, обозначающие расстояние от дна канавки.

В альтернативном варианте, для отображения установленной информации выемки представляют буквы или буквенные сочетания, то есть письменные

обозначения, обозначающие по меньшей мере допустимый уровень износа шины в зависимости от скорости ее изнашивания.

В следующем варианте протектор содержит по меньшей мере один индикатор износа с выемками, представляющими символы, причем глубина выемок в индикаторе износа увеличивается с установленными шагами от наименьшей глубины до наибольшей глубины. Шаги между глубинами выемок в индикаторе износа либо равны, либо имеют меньшую величину для более глубоких выемок и большую величину для более мелких выемок.

Глубина наиболее глубоких выемок предпочтительно по меньшей мере на 1-2 мм меньше глубины канавок, так что эти выемки обеспечивают предупреждение о малой величине остающейся глубины канавки.

Выемки предпочтительно выполнены или в продольных ребрах или в элементах рисунка протектора.

В наиболее предпочтительном варианте протектор снабжен двумя или более идентичными индикаторами износа, расположенными в различных местах протектора шины.

Согласно полезной модели, предпочтителен ряд предупредительных цифр или ряд различных предупредительных уровней, вследствие чего каждый символ ясно обозначает остающуюся глубину канавки. Если, например, на протекторе несколько изношенной шины виден ряд цифр с наибольшим номером 5, это означает, что остающаяся глубина канавки равна 5 мм или 5 другим единицам измерения. Конечно, во внимание должны быть приняты любые дополнительные нормативные глубины канавок, так что для конечного пользователя нет необходимости помнить все глубины.

Существенное преимущество шины согласно полезной модели, по сравнению с другими известными из уровня техники конструкциями, состоит в том, что рисунок, образованный индикаторами в протекторе, может быть с легкостью исследован, и он непосредственно сообщит о состоянии изнашиваемой поверхности в каждый момент времени посредством контрольных символов.

Индикаторы согласно полезной модели в виде выемок, представляющих символы, могут использоваться как на летних, так и на зимних шинах. На летней шине они обычно расположены в ребрах протектора в окружном направлении, а на зимней шине они встроены в ребра и/или в поверхность элементов рисунка протектора, или в канавки, проходящие между элементами рисунка протектора. В процессе производства шины выемки образуют при помощи тонких пластинок или ламелей, соответствующих символу и его глубине. Ламели располагают на участках пресс-формы для шин, так что в готовой шине образуются соответствующие индикаторы в виде щелевидных

дренажных канавок протектора. Производственный процесс является простым, и щелевидные индикаторы не увеличивают в значительной степени стоимость изготовления шин.

Перечень фигур чертежей

Ниже описан ряд предпочтительных вариантов осуществления шины согласно полезной модели со ссылками на сопроводительные чертежи, на которых

фиг.1 представляет участок шины, в которой индикатор износа согласно первому варианту полезной модели расположен в продольном ребре, показанном в перпендикулярном направлении к внешней поверхности протектора, а именно, в направлении I фиг.2;

фиг.2 представляет индикатор износа по фиг.1, показанном в вертикальном разрезе по плоскости II-II фиг.1;

фиг.3 представляет участок шины, в которой индикатор износа согласно второму варианту полезной модели расположен в элементе рисунка протектора, показанного в перпендикулярном направлении к внешней поверхности протектора, а именно, в направлении III фиг.2;

фиг.4 представляет индикаторы износа по фиг.3, показанные в вертикальном разрезе по плоскости IV-IV фиг.3.

Осуществление полезной модели

На чертежах изображены участки протектора 23 шины 1 транспортного средства. Протектор 23 имеет канавки 2, 4 и, по меньшей мере, элементы 21 рисунка протектора, возможно, также продольные ребра 20. Продольные ребра 20 обычно предусмотрены, когда протектор имеет продольные канавки 2. В любом случае протектор имеет боковые канавки 4 и элементы 21 рисунка, которые разделены этими боковыми канавками. Внешняя поверхность 24 ребер 20 и/или элементов 21 рисунка соприкасается с дорожным полотном во время эксплуатации шины, так что протектор изнашивается по мере использования. Текущему контролю подлежит глубина Н канавок 4 и/или 2. Глубина Н необходима для соответствия шины установленным значениям глубины канавок. Таким образом, требуется предупреждение об износе протектора шины, превышающем предопределенную величину.

Согласно полезной модели каждый индикатор 5 износа имеет по меньшей мере две выемки 5а, 5b, 5с..., представляющие символы, каждая из которых выполнена в виде радиально непрерывной выемки. Каждая выемка имеет поперечное сечение постоянной формы в виде одиночного символа, отличного от других символов,

которые предусмотрены в одном индикаторе 5 износа. Как правило, в протекторе шины имеются несколько индикаторов 5 износа, и в этом случае все индикаторы 5 износа содержат те же самые символы. Понятно, что протектор шины может иметь несколько индикаторов 5 износа, показанных на фиг.1. каждый из которых расположен в отдельном элементе 21 рисунка. Понятно, что протектор шины может иметь несколько индикаторов, показанных на фиг.3, причем каждый индикатор расположен либо в другом продольном ребре 20, либо в другом месте или точке того же самого продольного ребра. Каждый индикатор износа имеет одиночные символы, отличные от других символов в том же самом индикаторе. Кроме того, символы в упомянутом индикаторе износа отображают установленную информацию. Каждая выемка, представляющая символ, проходит от внешней поверхности 24 вглубь протектора 23 до уровня глубины, расположенного на расстоянии Hw от дна 25 канавки. Указанное расстояние соответствует информации, отображаемой этим символом. Для отображения установленной информации выемки 5а, 5b, 5с... предпочтительно представляют арабские или римские цифры, или цифры любой другой системы счисления, обозначающие расстояние Hw от дна 25 канавки. В альтернативном варианте выемки 5а, 5b, 5с... могут представлять письменные обозначения, отображающие по меньшей мере допустимый уровень износа шины в зависимости от скорости ее изнашивания. Предпочтительно, чтобы протектор шины имел по меньшей мере один индикатор 5 износа с несколькими выемками 5а, 5b, 5с..., представляющими символы, но обычно протектор шины имеет два или более индикаторов 5 износа. Выемки 5а, 5b, 5с... могут быть выполнены в продольных ребрах 20 и/или в элементах 21 рисунка протектора.

В вариантах по фиг.3 и 4 продольное ребро 20, смежное с канавкой 2, снабжено рядом выемок, представляющих символы, в данном случае арабские цифры «2 3 4 5 6 7 8». Этот ряд цифр образует индикатор 5 износа согласно полезной модели. В процессе изготовления шины выемки 2-8 формируют с использованием щелевидных дренажных канавок протектора, которые в поперечном сечении имеют форму цифр. На фиг.4 показано, каким образом цифры проходят в вертикальном направлении от внешней поверхности 24 на такую глубину, что расстояние H W между дном 25 канавки и дном 26 наиболее глубокой выемки 5а составляет 2 мм, расстояние HW, равное 3 мм, между дном канавки и дном 26 следующей выемки 5b представлено цифрой «3», расстояние HW, равное 4 мм, соответственно между дном канавки 25 и дном 26 следующей выемки 5с представлено цифрой «4», и так далее. В заключение, расстояние HW, равное 8 мм, между дном канавки 25 и дном 26 самой мелкой выемки 5g представлено цифрой «8». В вариантах по фиг.1 и 2 элемент 21 рисунка снабжен

рядом выемок, представляющих символы, в данном случае сочетание букв кириллицы, то есть сокращения «ПЛОХ СРЕД ХОР». Этот ряд из буквенных сочетаний образует индикатор 5 износа согласно полезной модели. На фиг.2 показано, каким образом буквы проходят в вертикальном направлении вглубь от внешней поверхности 24, так что, например, расстояние HW, равное 2 мм, между дном 25 канавки и дном 26 наиболее глубокой выемки 5а представлено буквенным сочетанием «ПЛОХ» (плохой), которое означает необходимость замены шины, расстояние HW, равное 4 мм, между дном 25 канавки и дном 26 следующей выемки 5b представлено буквенным сочетанием «СРЕД» (средний), которое означает необходимость тщательного отслеживания ситуации с износом, и расстояние H W, равное 8 мм, между дном 25 канавки и дном самой мелкой выемки 5с представлено буквенным сочетанием «ХОР» (хороший), которое означает отсутствие необходимости в каких-либо действиях.

Когда протектор изнашивается в процессе управления транспортным средством, первым исчезает символ, представляющий цифру «8» или «ХОР», так что от дна канавки остается менее 8 мм. Затем видимой становится цифра 7 или буквенное сокращение «СРЕД», отражающее очередную глубину HW. Это означает стирание части протектора с первоначальной толщиной Н, а также и то, что в шине имеется некоторый запас толщины протектора. В варианте по фиг.3 и 4 цифры «7», «6», «5», «4» и т.д. исчезают по очереди, означая каждый раз остающееся количество резины в протекторе шины. В варианте по фиг.1 и 2 следующим исчезает буквенное сокращение «СРЕД», что означает среднее состояние износа резины протектора шины. Когда видна лишь цифра «2», глубина канавки составляет 2 мм плюс часть от расстояния в 1 мм между «2» и «3», и следует ожидать очень скорой замены шины. В соответствии с действующими международными соглашениями, например, для летних шин необходима глубина канавки, равная 1,6 мм. После исчезновения цифры «2» с протектора глубина канавки равна 2 мм, так что в запасе до замены шины остается только 0,4 мм. Такая же ситуация возникает в случае, когда видно лишь сокращение или буквенное сочетание «ПЛОХ». Если не виден ни один из символов, использование шины более недопустимо. Соответственно, глубина наиболее глубоких выемок 5а, 5b, 5с... лишь по меньшей мере на 1-2 мм меньше глубины канавок, так что эти выемки предупреждают о небольшой остающейся глубине канавки.

Глубина выемок в индикаторе 5 износа увеличивается с установленным шагом НD от наименьшей глубины до наибольшей глубины. Это означает уменьшение расстояния HW с установленным шагом Н D. Шаги НD между глубинами выемок 5а, 5b, 5с... в индикаторе 5 износа могут быть равными, как показано в примере по фиг.3 и 4, а первоначальная толщина Н протектора неизношенной шины может быть равна,

например, 10 мм. Шаги HD между глубинами выемок 5а, 5b, 5с... в индикаторе 5 износа могут иметь меньшую величину для более глубоких выемок, и большую величину для более мелких выемок. В варианте по фиг.1 и 2 первый шаг HD от толщины Н неизношенного протектора, равной, например 15 мм, до толщины 8 мм, отражаемой символом «ХОР», составляет 7 мм, второй шаг HD между символами «ХОР» и «СРЕД» составляет 4 мм, а последний шаг HD между символами «СРЕД» и «ПЛОХ» составляет 2 мм.

Возможно также применение логики предложений. В случае использования только двух шагов, например, когда первое расстояние HW равно 4 мм, а второе, то есть последнее, расстояние H W близко к нулю, частица «не» в предложении «не менять» соответствует первому расстоянию, а остальная часть предложения - минимальному расстоянию, близкому к нулю. Таким образом, пользователь может прочитать «НЕ МЕНЯТЬ», когда шина не изношена, и «МЕНЯТЬ», когда шину следует заменить.

1. Шина транспортного средства, содержащая протектор (23) с, по меньшей мере, одним индикатором (5) износа, снабженный канавками (2, 4) и элементами (21) рисунка и/или продольными ребрами (20), причем внешняя поверхность (24) указанных ребер и/или элементов рисунка соприкасается с дорожным полотном, а индикатор (5) износа имеет участки, которые проходят радиально от указанной внешней поверхности на различную глубину внутрь протектора и связаны с символами, отличающаяся тем, что индикатор (5) износа содержит, по меньшей мере, две выемки (5а, 5b, 5с...), представляющие символы, причем каждая выемка выполнена в виде радиально непрерывной выемки, имеющей поперечное сечение постоянной формы в виде одиночного символа, отличного от других символов в индикаторе износа, при этом указанные символы в индикаторе износа отображают установленную информацию, а каждая выемка проходит в протекторе (23) до уровня глубины, расположенного на расстоянии (HW) от дна (25) канавки, соответствующем информации, которая отображена символом, представленным указанной выемкой.

2. Шина по п.1, отличающаяся тем, что для отображения установленной информации выемки (5а, 5b, 5с...) представляют арабские или римские цифры, или цифры любой другой системы счисления, обозначающие расстояние (HW) от дна (25) канавки.

3. Шина по п.1, отличающаяся тем, что для отображения установленной информации выемки (5а, 5b, 5с...) представляют буквы или буквенные сочетания, обозначающие, по меньшей мере, допустимый уровень износа шины в зависимости от скорости ее изнашивания.

4. Шина по п.1, отличающаяся тем, что протектор содержит, по меньшей мере, один индикатор (5) износа с выемками (5а, 5b, 5с...), представляющими символы, причем глубина выемок в индикаторе износа увеличивается с установленными шагами (H D) от наименьшей глубины до наибольшей глубины.

5. Шина по п.4, отличающаяся тем, что шаги (HD ) между глубинами выемок (5а, 5b, 5с...) в индикаторе (5) износа либо равны, либо имеют меньшую величину для более глубоких выемок и большую величину для более мелких выемок.

6. Шина по п.1, отличающаяся тем, что глубина наиболее глубоких выемок (5а, 5b, 5с...), по меньшей мере, на 1-2 мм меньше глубины канавок, так что эти выемки обеспечивают предупреждение о малой величине остающейся глубины канавки.

7. Шина по п.1, отличающаяся тем, что выемки (5а, 5b, 5с...) выполнены или в продольных ребрах (20) или в элементах (21) рисунка протектора.

8. Шина по п.4, отличающаяся тем, что протектор (23) снабжен двумя или более идентичными индикаторами (5) износа, расположенными в различных местах протектора шины.



 

Наверх